Как возникло Стеревнёво

При царе Алексее Михайловиче был предпринят общий пересмотр церковных книг и обрядов. За многие годы в рукописных, а затем и печатных книгах накопилось немало ошибок и разночтений. Изменились со временем принятия христианства и церковные обряды.

Патриарх Никон велел все церковные книги и обряды привести в соответствие с греческой христианской церковью. Это помогало усилению власти церкви, её централизации.

Всех, кто выступал против и держался за «старую» веру называли старообрядцами (раскольниками) и жестоко преследовали. Так начался церковный раскол.

Русская церковь разделилась на господствующую и старообрядческую, т. е. отвергающую реформу Никона. Среди раскольников было много крестьян и посадских людей. Многие из раскольников даже и не знали, в чём суть религиозных споров, но держались за старое, более привычное.

Раскольники бежали от преследований царских властей на окраины государства, в леса и болота, основывали здесь свои посёлки.

Так на место деревни Стеревнёво пришёл первый человек, недовольный новыми порядками церкви - это был Парфён Стеревень.

После к нему приходили всё новые и новые люди, и образовался посёлок под названием Стеревнёво.

Время образования Стеревнёва относится к середине второй половины 17 века.

 Записано со слов Тарасова Сергея Кондратьевича, 1966 г.

 Начиная с 1895 года в деревне была церковно-приходская школа, в которой было три класса. Обучалось в ней 15 мальчиков. Учителем был Лущин Вячеслав Филиппович. В школе наряду с математикой и грамматикой преподавался и «Закон божий».

С 1917-25 гг. был уже и четвёртый класс. Всего было 30 учеников (были и девочки). В 1936 году были открыты пятый и шестой классы. С 1936 года Стеревнёвская школа стала семелетней. А с 1963г. - восьмилетней.

Из общественных зданий были:

  • Медпункт;
  • Библиотека (клуба не было).

В довоенное время работал маслозавод, в войну его разграбили.

Материалы собрала библиотекарь Стеревнёвской библиотеки Паничева Надежда Васильевна

Летопись д. Церковище

Деревня Церковище появилась в давние времена. Считается, что своё название она получила потому, что очень давно в центре нынешней деревни было небольшое кладбище и церквушка (сейчас на этом месте находиться школа и школьный двор). Церквушка со временем развалилась, кладбище оказалось заброшенным. Вокруг этого кладбища стали селиться люди, а место это стало называться «церковищем». Отсюда и название деревни - Церковище.

Неподалёку от церкви, на горушке возле реки была усадьба помещика Гиберта (в советское время, до начала 90-х годов была на том месте молочно-товарная ферма). Гиберт на месте старой разрушенной церквушки построил новую церковь. Эта церковь была разобрана в 1929-1930 годах.

Деревня Церковище располагается на берегу реки Усвяча (приток реки Западная Двина).

До Великой Октябрьской социалистической революции деревня Церковище была центром Церковищенской волости Велижского уезда. До 1938 года Церковище - маленькая деревенька. В 1938 году соседние хутора и деревни были переселены в Церковище.

Церковищенская средняя школа до Октябрьской революции была церковно-приходской школой, где хозяйничал местный батюшка. В 1934 году школа была начальной и в этом же году была преобразована в неполную среднюю. В 1933 по 1935 гг. строилось новое здание школы, рассчитанное на 4-х комплектную школу, которое было сдано в эксплуатацию 1 сентября 1935 года. С 1938 года школа стала средней, а первый выпуск 1941 года полностью ушёл на фронт. За годы войны здание школы подвергалось значительному разрушению. В здании школы немцами была устроена скотобойня. После освобождения района, школа вновь была открыта как семилетняя. В августе 1951 года школа стала средней.

Материал собран библиотекарем Церковищенского сельского клуба-библиотеки Банифатьевой Светланой Николаевной

Из истории села Узкое

Доказано, что Усвяты - один из самых древних населённых пунктов Псковщины. А Узкое, в свою очередь одно из самых древних поместий Усвятского района. Именно в Узком (наряду с пос. Усвяты и д. Жабино) были обнаружены также следы каменного века, шлифованные орудия из камня.

Когда образовалось село с названием Узкое, никто естественно не помнит, но название это не случайно. Скорее всего, село получило такое название из-за того, что русло реки Ловати в этом месте сильно сужается, а берега близко сходятся друг с другом.

До 1929 года крестьяне в деревне Узкое жили единолично, у каждого было своё хозяйство. Деревня Узкое того времени была очень большим населённым пунктом. По воспоминаниям старожилов в деревне было около 400 дворов.

Узкое было естественным центром среди близлежащих деревень так как через него проходил большак Невель - Усвяты. По этому большаку в 1787 году ехала императрица Екатерина II.

Издавна в селе проводились праздники, вначале религиозные, где по поводу устраивались большие ярмарки - кирмаши. Из Усвят привозили конфеты, пряники, булочки. Здесь продавали мёд, телят, горшки, сбрую, одежду, обувь. Через село протекает река Ловать. Тогда на ней был хороший деревянный мост, именно у этого моста и шла бойкая торговля.

Центром округи Узкое считалось ещё и потому, что здесь была церковь, выстроенная  до 1917 года. Сначала она была деревянной и стояла возле самой реки Ловать, но потом выстроили новую, каменную. Для постройки использовали камень и кирпич. Кирпич делали в ручную за деревней Люшково. Освятили новую церковь в 1917 году, полностью её строительство было закончено в 1921 году. Это строение, по воспоминаниям современников, было очень красивое: красный кирпич, позолоченные купола, четыре колокола - три маленьких и один большой. Большой колокол сняли при Советской власти. Позолоченные купола были очень далеко видны. Внутри церкви было много икон и настенных росписей. В церкви совершались религиозные обряды: крещение, венчание, отпевание. Службу правил дьякон Матвей. В 1932 году церковь закрыли, но здание осталось. Сначала здесь был клуб, где показывали фильмы, но в бывшую церковь всё-таки приходило не так много народу, потому что ещё многие верили в Бога и считали кощунством в церкви ставить кино. Во время Великой Отечественной войны церковь была хорошим ориентиром для артобстрелов, и поэтому немцы сначала сняли купола. А вскоре и вовсе её разрушили.

В селе Узкое ещё до Великой Отечественной войны была выстроена школа. Возле Голубковской дороги находилась больница, её единственный врач лечил от всех болезней. Колхозные амбары находились возле реки. Также в Узком были сельский Совет, изба-читальня, почта. Школа в Узком появилась ещё в XIX столетии. Это было трёхклассное сельское училище. Здание школы было типовое. Оно состояло из пяти комнат для учеников и двух квартир для учителей. В это время мальчики и девочки учились отдельно.

В школе дети священника сидели отдельно от крестьянских. Основным предметом был закон Божий, изучались также русский письменный язык, арифметика, чтение. После Великой Октябрьской революции был введён четвёртыё класс. В 1931 году открыли пятый класс школы крестьянской молодёжи.

Колхозы стали образовываться с 1929 года. При Узковском сельском Совете было четыре колхоза. В 1950 году из четырёх колхозов сделали один колхоз «Большевик». Председателем колхоза был Лукьянов.

В Узком перед Великой Отечественной войной было сто дворов. Война оставила на месте большой деревни только землянки и блиндажи. После войны демобилизованные помогли создать в Узком 17 хозяйств. После войны были выстроены птичник, свиноферма, телятник, магазин, сельский Совет, школа, молокозавод, медпункт. Возле реки Ловать было создано братское кладбище, где захоронены воины-защитники Родины. Около сорока лет назад деловой центр посёлка Узкое был перенесён к новой шоссейной дороге Невель - Усвяты.

Материал собран библиотекарем Узковского сельского клуба-библиотеки Бурдовой Светланой Михайловной

Летопись д. Чурилово

Деревня Чурилово расположена на дороге соединяющеё два районных центра г. Невель и п. Усвяты. О том, что эта часть Усвятского района была населена очень давно говорят остатки городищ возле д. Жабино (0,5 км от д. Чурилово) и д. Захарки (3 км от д. Чурилово). Там же расположены большие группы курганов. Через д. Чурилово императрица Екатерина II проезжала, следуя к князю А. А. Вяземскому, находящемуся в п. Усвяты. В д. Чурилово в то время был постоялый двор.

По рассказам в д. Чурилово до революции была расположена большая барская усадьба с конюшнями, огромным фруктовым садом и прудом с живущими на нём лебедями. Это было очень красивое место. Вниз по течению реки находилась мельница, а с другой стороны деревни вторая - ветряная. Самого хозяина усадьбы мало кто помнил, так как он появлялся редко, а вот управляющего народ запомнил за его добродушие и щедрость. Всегда у него можно было взять коня, подводу зерна для посева, муки или денег в долг. Все звали его Кальвин. Под такой фамилией он запомнился людям. Одна из его дочерей умерла в молодости и похоронена на местном кладбище. После революции управляющий был сослан и больше о нём никто не слышал. Барский сад был вырублен, а усадьба превращена в коммуну. За прудом никто не ухаживал и он зарос. Суть коммуны сводилась к тому, что всеми вещами мог пользоваться любой, но так как потреблять хотели все, а работать никто, коммуна ничего не производила. Запасы быстро растащили и она самоликвидировалась.

Во время НЭПа крестьянам было предложено взять землю и развивать на ней частные хозяйства. В то время вокруг деревни образовалось множество хуторов. И сейчас вокруг Чурилова названия урочищ говорят о том хозяине, который когда-то их обрабатывал: Андреенкова, Канашово, Лаврененково, Фёдорово, Марфенкин хутор и т. д.

Во время Великой Отечественной войны недалеко от Чурилово проходила линия фронта, поэтому местность вокруг изрыта окопами, а между Чуриловым и Кошкиным некогда заминированное болотце и сейчас зовётся Минами.

Само название «Чурилово» возможно произошло от названия ночной птицы - козодоя, которую раньше называли «чурилкой». Их и сейчас много в этих местах,а возможно от обозначения «чур» - грань, граница. Действительно исторически здесь постоянно была приграничная полоса, то литовских и русских земель, то захваченных Польшей. И теперь Чурилово в 3 км от Белоруссии, т. е. опять слово «граница» уместно.

Материал собран библиотекарем Чуриловского сельского клуба-библиотеки Федюшко Галиной Петровной

Летопись д. Глазуново

До 1938 года деревни Глазуново не было. Была маленькая деревушка Лассы на берегу реки в сторону д. Церковище (так она называется в настоящее время). Когда людей стали собирать в колхозы (1924 г.) с хуторов, образовалось поселение Глазуновские Нивы, а много позже всё объединилось в одну деревню - Глазуново.

На том месте, где в настоящее время находится здание старой школы, стоял дом помещика, который был большой и красивый. Под окном рос клён, он сохранился и до наших дней.

На том месте, где находятся сейчас колхозные мастерские, был большой фруктовый сад. Дом помещика утопал в цветах. Перед домом была посажена аллея. Недалеко от дома находился искусственный пруд, дно которого было выложено кирпичом. В этом пруду разводили рыбу. Каждую осень воду из него спускали, дно чистили; крупную рыбу забирали, а мелкую запускали обратно в пруд. Вода быстро заполняла пруд, потому что на дне пруда били ключи. Пруд сохранился и до наших дней, но уже в запущенном состоянии.

На том месте, где в настоящее время находится здание библиотеки и мед. пункта был каретный двор. На месте СДК были погреба, где хранились масло и сыры, которые отправляли в Великие Луки.

У помещика был большой скотный двор, на котором содержались двести коров. На этом месте сейчас проживают семьи Михеевых и Чернышовых. Земля на этих участках и по сей день ещё чёрная и плодородная.

Помещик появлялся очень редко, за всем смотрел управляющий. Из Петербурга от хозяина приходили письма с указаниями. Судя по порядку и достатку, которые царили вокруг, управляющий со всем справлялся.

На территории помещичьего дома жил только обслуживающий персонал. Имелось два общежития. Семейное общежитие находилось там, где сейчас живёт семья Шлыковых, а на месте, где сейчас расположен магазин, жили одиночки.

На время уборки урожая договаривались с крестьянами д. Лассы т. к. работы было много - урожаи зерновых были хорошими. В деревне имелась паровая мельница и кузница.

Несколько раз в поместье, из Петербурга, приезжала барыня с двумя дочерьми. Деревенская детвора, узнав, что она приехала, поджидали её под окнами с самого утра. Барыня просыпалась поздно. Открыв окно, она бросала горсть-другую конфет. Дети начинали их в спешке собирать, иногда дрались. Барыня смеялась, бросая ещё одну горсть конфет, и окно закрывалось. Домой дети возвращались кто в рваной рубашке, кто в изодранных штанах.

Позже барыня с дочерьми выходили гулять по аллее. Все были  в белых платьях и с ажурными зонтиками.

Поместье часто проигрывалось в карты и переходило то к одному, то к другому владельцу.

 Из воспоминаний Прусакова П. В., жителя д. Глазуново

 Материал собрала библиотекарь Глазуновского сельского клуба-библиотеки Иванова Е. И.

  


Вход в систему