Апрель – «Библиотека: время и мы», юбилейный вечер к 105-летию со дня создания Себежской центральной районной библиотеки имени И. А. Бунина.
Июнь – III многожанровый фестиваль «Светляк».
Июнь - Час памяти «Память пылающих лет» к пятилетию со дня присвоения Себежскому району Почётного звания «Край партизанской славы».
Июль – Презентация: «Альбом памяти: Хроника рождения кургана» к 65-летию образования Кургана Дружбы в Себежском районе.
Июль - Час краеведческих знаний «Откуда есть пошла… земля себежская» к 610-летию со дня основания города Себежа.
Июль – «Родного края военная судьба». Краеведческие часы к 80-летию со Дня освобождения Себежского района от немецко–фашистских захватчиков.
Сентябрь – Участие в Открытом фестивале театрального искусства «В Себеж к Гердту»
Октябрь – Литературно – поэтический час «Осыпаются астры в саду…» к дню рождения И.А. Бунина.
Январь – Творческий вечер к 85-летию со дня рождения Н. Ф. Костюченко, поэта, писателя, почетного гражданина Себежского края;
Июнь – II многожанровый фестиваль «Светляк»;
Июнь – VI Бунинские чтения;
Июль – Краеведческие часы ко Дню освобождения Себежского района от немецко-фашистских захватчиков «Что может быть бесценнее родного края»;
Сентябрь – «Я из небесного места на земле» - вечер памяти ко дню рождения З. Е. Гердта;
Октябрь – «Бунинская звонкая строка» - литературно-поэтический час ко дню рождения И. А. Бунина.
Герб подлежит внесению Государственный геральдический регистр Российской Федерации.
«Щит разрезан надвое, в верхней части оного в золотом поле Российской империи Государственного герба двуглавого орла, а в нижней части в голубом поле воин, держащий в правой руке саблю, а на левой руке красный щит с двойным на оном кресте».
Исторический герб Себежа был Высочайше утверждён 21 сентября 1781 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Полоцкого наместничества.
В 1864 году, в период геральдической реформы Кёне, был разработан проект нового герба уездного города Себежа (официально не утверждён): «В лазоревом щите золотая оторванная голова коня». Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой".
В советский период исторический герб Себежа (1781 года) не использовался.
По данным официального сайта Себежского района исторический герб Себежа восстановлен в 1996 году и утверждён в качестве герба Себежского района.
Юрий Александрович Брамбеус
В деревне Чайки сельского поселения «Бояриновская волость» на берегу живописнейшего озера стоит небольшой домик, где живет наш герой Юрий Александрович Брамбеус, ветеран педагогического труда, ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Себежского края.
Себежская земля воспитала 13 Героев Советского Союза. Имена этих великих людей на слуху, их фамилии носят улицы, о них вспоминают на встречах, митингах, мероприятиях. Но среди себежан, принимавших участие в Великой Отечественной войне, были люди, которые также достойны всяческого уважения и почета. Люди, которые ценой своей жизни защищали нашу Родину от ненавистного врага. К таким героям относится Юрий Александрович Брамбеус. Но что мы знаем о них – простых солдатах, освобождавших наш город, свой край? Сегодня мы познакомим читателей с воспоминаниями ветерана Великой Отечественной войны Юрия Александровича Брамбеуса.
Юрий Александрович Брамбеус родился 30 марта 1924 года в д. Сутоки Красного сельсовета.
Особой вехой в жизни Юрия Брамбеуса, как и других людей его поколения, стала война. Когда враги оккупировали район, парнишке было всего 17 лет. В этот год он закончил 9-й класс Идрицкой средней школы. Юрий добровольно вступил в ряды народных мстителей. Начинал воевать в 6-й Калининской партизанской бригаде, затем в 21-й партизанской бригаде, где был помощником командира взвода. На счету отряда, который действовал в тылу врага, было немало успешных боевых операций: взорваны мосты, разгромлены фашистские гарнизоны, спущены под откос поезда с боеприпасами, горючим и живой силой противника. Во всех этих операциях участвовал юный партизан Юрий Брамбеус. Он показал себя умелым, находчивым, бесстрашным бойцом. Доблесть и мужество народного мстителя были отмечены высокими боевыми наградами.
После освобождения Себежского района от немецких захватчиков Юрий Александрович Брамбеус продолжил свой боевой путь в составе действующей армии – 28-й Невельской Краснознаменной стрелковой дивизии. Его дивизия постоянно находилась в боевом соприкосновении с противником. Они вели бои на путях движения фашистов, наносили им большой урон в живой силе, технике, заставляя врага разворачивать свои передовые части и терять темпы наступления. По фронтовым дорогам Юрий Александрович прошел тысячи километров, освобождая города и села. Отважный воин с боями дошел до логова врага, до Берлина.
В истории боевого пути дивизии много славных и интересных страниц, и, чтобы рассказать о всех подвигах, можно написать целую книгу. Но каждый из этих людей, в том числе и наш земляк, внес свой вклад в дело Великой Победы. Они очень сильно верили в страну, в себя и точно знали – свою землю никому не отдадим. Они достойны того, чтобы все послевоенные поколения помнили об их подвигах и чтили их память.
Закончил войну Юрий Александрович в звании старшего сержанта. Был награжден 15 орденами и медалями, в том числе орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу» и другими боевыми наградами. Военная судьба для Юрия была благосклонной. Весь израненный, но домой вернулся живым.
Деревню Чайки было не узнать: разруха, голод, болезни (тогда всех поголовно трясла малярия), жить было негде. В годы войны чайкинская земля стала местом упорных боев с оккупантами. Фронт здесь стоял до июля 1944 года.
Фронтовик остался жить и работать в родной деревне. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию и обучению детей. Наш собеседник – создатель Чайкинского краеведческого музея, руководитель кружка «Следопыт», отдавший многие годы поиску погибших воинов на территории Себежского края. В мирное время за учебно-воспитательную, общественную работу и военно-патриотическое воспитание молодежи учитель физики и математики Чайкинской восьмилетней школы Ю.А. Брамбеус награжден многими памятными знаками и грамотами, был занесен на районную и областную Доску почета.
Убеленный сединами ветеран показал нам любительскую черно-белую фотографию, сделанную перед самой войной, на которой запечатлены младший лейтенант А.В. Букин и два его сослуживца из Подмосковья. Фотография давно минувших дней. Что может она сказать о том времени, о тех, кто на ней запечатлен? Оказывается - многое. Она говорит о трагической судьбе человека, о младшем лейтенанте. Там А.В. Букин молодой, красивый, полон сил и здоровья. Это была его последняя фотография.
Дело обстояло так. В годы войны в тыл немецко-фашистских войск, а точнее в деревню Дрожжино, что недалеко от деревни Чайки, была заброшена разведгруппа под командованием А.В. Букина. Группа получила приказ двинуться в тыл врага и провести разведку. Задача сложная.
В назначенный срок никто из разведчиков не вернулся. Всех посчитали пропавшими без вести. Далее семья А.В. Букина, проживающая в Подмосковье, получила извещение, что их муж, отец младший лейтенант А.В. Букин пропал без вести, что воевал как герой. Жена и четверо малолетних детей осиротели.
Спустя какое-то время случилось непредвиденное. Кто-то по ошибке или по злому умыслу донес, что ночью видели в доме живого и здорового разведчика. А.В. Букина посчитали дезертиром. С семьи сняли пенсию по потере кормильца. Такие были времена. Горе охватило многодетную семью, и страданиям их не было конца. Мать слегла, малолетние дети умирали с голоду. На плечи старшей дочери, которой шел 14-й год, легли все обязанности по поддержке семьи. Девочка устроилась работать на лесоповал. Насколько это тяжелая работа, с которой справлялись разве только сильные мужчины, объяснять не надо.
И вот однажды, в самый тяжелый для семьи момент пришло письмо из Псковской области Себежского района д. Чайки от руководителя школьного поискового отряда «Следопыт» Ю.А. Брамбеуса. В нем сообщалось: «Ваш муж, отец А.В. Букин геройски погиб в неравной схватке с врагом, его останки захоронены в братской могиле в д. Чайки». Получив это письмо, старшая дочка приехала на могилу отца, чтобы поклонится его праху, а также выразить Юрию Александровичу слова признательности за возвращение честного имени ее отца.
«Никогда мне не забыть горькие слезы этой молодой женщины», - говорит наш собеседник. Как она смотрела на плиты с фамилиями погибших солдат и офицеров. Среди всех фамилий одна единственная оказалась той родной, которую искала семья Букиных. Теперь у детей геройски погибшего отца есть место, куда можно приехать и поклониться. А самое главное – честное имя отца справедливо восстановлено. И в этом большая заслуга Ю.А. Брамбеуса. Вот такая история этой фотографии.
Спасибо, что есть такие люди, как Юрий Александрович Брамбеус, который всю свою жизнь занимается историей Великой Отечественной войны, ведет поисковые работы, делает великое дело – возвращение памяти, честного имени бойцам, погибшим на полях войны, поддержание связи с родственниками без вести пропавших, предание останков земле, установление памятников на братских могилах.
Всю жизнь Юрий Александрович прожил на себежской земле, в маленьком деревенском домике, без всяких удобств. Он не искал себе другой, легкой доли, потому что он родом из деревни, которая стала для него смыслом жизни и источником долголетия. С супругой Антониной Прокофьевной по жизни они вместе идут многие годы, переживая беды и радости!
За окном, на взгорке, находится его детище – братское захоронение, где покоится прах четырех тысяч советских бойцов, павших за Родину.
В центре – монумент – солдат с венком в руках, а вокруг – плиты с фамилиями погибших. Это место – главная достопримечательность в деревне. «Мы всегда должны помнить о них, отдавших жизни за нас, чтобы мы жили, растили детей, внуков. Нельзя забывать, какой ценой завоевано счастье людей, живущих сегодня», - подчеркнул Юрий Александрович.
В рамках 18 регионального конкурса детского и юношеского творчества «Монументы Победы» представляем материал Глембочинской библиотеки- клуба «Встреча на Куксихе», подготовленный учеником 9 класса Себежской основной общеобразовательной школы Барыбиным Иваном.
Июньским утром 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана вероломным нападением на Советский Союз фашистской Германией. Началась Великая Отечественная война.
Фронт быстро приближался к Себежу. На территории района было организовано несколько партизанских бригад, одна из самых известных 5-ая Калининская партизанская бригада, сформированная на базе отряда В.И. Марго и другие партизанские бригады под командованием А.И. Гаврилова, Ф.Т. Бойдина, С.Д. Буторина. По соседству, в Освейском районе Белоруссии и в пограничной полосе Латвии, действовали отряды белорусских и латышских партизан. К зиме 1942 года на стыке границ трех республик образовался Братский партизанский край.
Три года длилась оккупация Себежского края, и все эти годы народные мстители вели жестокую борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Летом 1943 года в Братском партизанском крае, так же как и на территории всей оккупированной Псковщины, был совершен массированный удар по врагу на железных дорогах. Эта операция вошла в историю партизанского движения под названием «рельсовая война». Партизаны взрывали рельсы , путевые стрелки , мосты , семафоры, уничтожали складские помещения и путевое хозяйство. Действия партизан ежедневно приближали победу.
16 июля 1944 года в районе деревни Выгородка на высоте Куксиха произошла встреча партизан 5–ой Калининской партизанской бригады и воинов Красной Армии, освобождавших Себежский район.
В 1979 году на этом месте была установлена стела в честь встречи партизан и бойцов действующей армии. В 2010 году по инициативе администрации Себежского района и общественной организации «Себежский клуб полковников» на этом месте был создан мемориал.
Первая встреча ветеранов партизанского движения на мемориале состоялась 26 июня 2010 года, которая собрала большое количество представителей администраций муниципальных образований района , трудовых коллективов, пограничников, школьников и молодежи , делегации Опочецкого, Пустошкинского районов Псковской области и Верхнедвинского района братской Беларуссии.
Эти встречи стали традиционными.
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне библиотеки Себежского района участвуют в 18 региональном конкурсе детского и юношеского творчества «Монументы Победы».
Цель конкурса: бережное отношение к памятникам, мемориальным комплексам и историческим достопримечательностям Себежского района.
Представляем вам работу Томсинского клуба-библиотеки, библиотекарь Митрофанова Валентина Петровна.
В центре деревни Томсино, в окружении берёз и клёнов, находится братское захоронение воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Территория захоронения огорожена и выложена плиткой. На постаменте – арка с колоколом, по сторонам арки – таблицы с фамилиями воинов, нашедших последний приют в братской могиле. Захоронено 310 человек, имена 4-х – неизвестны. Читая фамилии, мы обратили внимание на фамилию – Цапов П.Н. Альбом с информацией о нём мы видели в нашей библиотеке на выставке. Обратились в библиотеку, и вот что мы узнали.
Цапов Пётр Никифорович родился в 1921 в селе Раевка Полуденского района Северо-Казахстанской области в крестьянской семье. Его отец – Цапов Никифор Изотович, 1897 года рождения, занимался хлебопашеством и портняжничал, а после Октябрьской революции работал закройщиком в артели, умер в 1975 году. Его мать – Цапова Евдокия Прохоровна, 1898 года рождения, с раннего детства батрачила на кулаков, после замужества занималась хозяйством. После революции работала в колхозе. Пётр был старшим сыном в семье. Окончив сельскую школу, он в 1935 году поступает в г. Петропавловске Северо-Казахстанской области в педагогическое училище, которое успешно заканчивает в 1938 году. Надвигалась война. Япония напала на Монгольскую народную республику, Испания сражалась с фашизмом, захвачена Германией Чехословакия. Движимый порывом защищать Родину, Пётр поступает в Ульяновское военное танковое училище и заканчивает его в 1941 году в звании лейтенанта.
Что можно сделать в 20 лет? Окончить школу? Он её окончил. Выбрать себе профессию? Он её выбрал. Стал учителем. И это был бы, наверное, хороший учитель... Но война оборвала мечту, Пётр не успел заехать из училища домой. Грянула Великая Отечественная война. Последнюю весточку от него родные получили в июле 1941 года, в которой Пётр сообщал им по пути в бой всего несколько слов: «Еду на фронт, ваш сын Пётр». Эта весточка от него стала последней. Долгие годы ничего не знали о нём родные. Уже после войны Полуденский райвоенкомат сообщил родителям, что их сын Пётр пропал без вести в июле 1941 года. Куда только ни писали родители, чтобы найти сына, отовсюду был один ответ: «Сведений о вашем сыне не имеем». Умер отец, не дождавшись сведений о сыне, постарела и ослабла мать. И вдруг в 1975 году матери пришло письмо от учащихся Томсинской средней школы Себежского района Псковской области, разыскивающих родственников Цапова Петра Никифоровича, погибшего и захороненного на Чепелёвском кладбище, близ деревни Ямищи. В письме сообщалось о решении Сельского Совета д.Томсино и Себежского райвоенкомата о переносе и захоронении его останков в братскую могилу д.Томсино со всеми почестями, которых он был лишён во время войны. 5 мая 1976 года состоялось перезахоронение останков лейтенанта Советской Армии Цапова Петра Никифоровича в братскую могилу к братьям по оружию. На перезахоронении присутствовала его младшая сестра – Вера Никифоровна. Лейтенант Цапов Пётр Никифорович погиб в августе 1941 года, попав в окружение на рубеже Опочка – Себеж. Из рассказов очевидцев – жителей деревень Ямищи, Леохново и других, удалось выяснить, как он погиб.
Летом 1941 года на направлении одного из главных ударов немцев на Ленинград разгорелись тяжёлые танковые бои, в которых участвовал и 92-ой танковый полк, в составе которого был взвод под командованием лейтенанта Цапова П.Н. Полк попал в окружение, и оставшиеся в живых раненые воины пробирались к своим. Так в лесу и встретились трое. Один из них – раненый Пётр Никифорович. Вместе они пытались выйти из окружения, пробраться к своим. Но фронт ушёл далеко на восток, кругом немцы. Попытки перейти линию фронта не увенчались успехом, они решили подойти к населённому пункту. В деревне Леохново им удалось переодеться в штатское. Под видом сыновей двоих оставила у себя красноармейка Мария Якименко, одним из них был Пётр Никифорович. Так, оставшись в деревне и помогая по хозяйству, они искали возможность перейти к своим. Но в деревне, кроме своих, оказались и «чужие». Кто-то донёс немцам, стоявшим гарнизоном в Себеже, что в деревне Леохново у Марии Прокофьевны Якименко под видом её сыновей живут советские офицеры. В деревню нагрянули немцы. Скрыться друзья не успели. Пётр Никифорович смог вбежать в дом за пистолетом, но укрыться не успел. Пётр первым открыл огонь по врагу, одного из них ранил и бросился к оврагу, чтобы укрыться, но очередь из немецкого автомата скосила его. Другому Петру удалось скрыться в овраге. С Петра Никифоровича немцы стянули сапоги и послали одного из односельчан за Марией Прокофьевной в поле, где женщины убирали лён. Прибежавшая к дому «мама» Мария была тут же расстреляна. Немцы, показав ей на труп, завязали глаза и выстрелили в затылок. Односельчане похоронили их на Чепелёвском кладбище, тайно от немцев без гробов и почестей.
34 года не знали жители д. Леохново, что есть у Петра Никифоровича родные, они ищут и ждут его. Учащиеся-следопыты Томсинской средней школы вместе с руководителем Шартуковой Марией Спиридоновной в 1975 году нашли его родных и сообщили им о его гибели и месте захоронения. Родственники узнали о том, как погиб их сын и брат. Он не был трусом, беззаветно любил свою Родину и погиб, как герой, смело и решительно вступив в бой с её врагами. Он, как и миллионы других, погибших за свободу и независимость своей Родины, остался молодым и будет жить вечно в памяти народной.
28 мая 1926 года состоялось организационное собрание учредителей Себежского общества изучения местного края, на котором был принят устав и избрано правление в составе Б. В. Сивицкого (председатель), М. О. Польяновича, Н. М. Семеновского и др. Одной из основных задач, которые поставили перед собой члены общества, было открытие музея местного края. Благодаря плодотворной работе инициативной группы общества через год в Себеже состоялось открытие музея. А извещением от 30 августа 1927 года Себежский музей местного края был включен Главнаукой в музейную сеть страны. В музее были представлены ценные коллекции по изучению местных промыслов, природы, быта, истории Себежского края. Кроме этого, музей стал и центром активной ислледовательской работы. Как отмечали губернские власти, открытие музея в Себеже явлось важнейшим событием в культурной жизни не только города и уезда, но и всей губернии. Коллекция музея состояла всего лишь из 400 экспонатов. Но работниками музея велась большая работа по увеличению коллекции. В 1926-1927 гг. недалеко от Себежа силами Себежского общества изучения местного края проводились археологические раскопки курганов (в частности курганной группы «Конские могилы» близ д. Горбуны). Некоторые вещи в музей приносили местные жители, отдельные экпонаты могли покупаться сотрудниками музея, на эти цели в 1927-1928 гг. было выделено 300 рублей. Благодаря этой работе к 1938 году в музее уже находилось белее 4 тыс. экспонатов. Большую роль в формировании коллекции сыграл первый директор музея Борис Владимирович Сивицкий, который уделял много времени и внимания изучению истории местного края, собирал коллекции, оформлял экспозиции музея.
Большим испытанием для народа нашей страны стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., в ходе которой навсегда были утрачены ценнейшие предметы старины нашей многовековой истории, подверглись разрушению старинные усадьбы, парки, церкви, была полностью утрачена и коллекция Себежского музея. Вскоре после войны Б. В. Сивицкий вновь приступил к сбору информации. Первыми документами стали опросные листы, оформленные на вырванных тетрадных листках, а иногда и просто на клочках бумаги, которые Б. В. Сивицкий рассылал по сельсоветам, желая узнать: Какие деревни были сожжены во время оккупации? Кто из местных жителей погиб, и при каких обстоятельствах? Есть ли воинские захоронения? Где? Из каких деревень и кто был угнан на каторгу? Были ли партизанские лагеря? Где? Подобная работа явилась большой заслугой Б. В. Сивицкого по отношению к истории войны, и в целом, к русской истории.
В те далекие годы, сотрудники Себежского музея смогли собрать ценнейший материал по партизанскому движению на территории Себежского района. До сих пор экспозиция Великой Отечественной войны привлекает посетителей музея. Уникальный документальный и вещевой материал представлен более чем сотней единиц хранения 5-й Калининской партизанской бригады, которой командовал В. И. Марго. Кроме этого был собран богатый материал по деятельности на территории района других партизанских отрядов и соединений. Часть партизанского архива в начале 50-х годов была «почищена» компетентными органами и лишилась ряда интересных документов, в частности дневников солдат Красной армии (в музее имеется опись изъятия).
Кроме изучения истории Б. В. Сивицкий много внимания уделял изучению экологического и ихтиологического состояния рек и озер района. Подобная деятельность работников музея способствовала формированию новой экспозиции, к 1950 году она уже насчитывала 3 636 экспонатов. Постепенно продолжалось пополнение фондов фото и другими документами по партизанскому движению, экспонатами по природе и сельскому хозяйству района. На территории Себежского района проводились и новые археологические раскопки: в 1946 году силами сотрудников музея раскопки прошли близ д. Горбуны, в 1947 году в Иловском лесу. Фотографии раскопок и вещи погребальных памятников старины до сих пор являются составной частью экспозиции археологического зала Себежского музея. («Из истории Себежского краеведческого музея» // Призыв. – 2014. – 27 авг. (№ 66). – С. 3)
Николай Федорович Костюченко. "Мне повезло в таком краю родиться".
Родился Николай Федорович в новогоднюю ночь, но при оформлении отцом документов была записана дата рождения сына – 3 января 1938 года. Семья жила в деревне Капустино и была большой даже по тем меркам – 10 детей. Военные годы, несмотря на детский возраст, в памяти остались на всю жизнь: и приход немцев в деревню, и первая сними встреча, и как грабили деревню, и как уходила молодежь в партизаны, и как угоняли и расстреливали мирное население, как прятались в лесах и болотах.
Юность тоже не отличалась размеренностью. Жили в землянке после освобождения Себежского района, потом в оставшемся после войны бункере. Работал и кормил семью старший брат Константин. Вернувшийся домой отец нашел работу в Латвии, на хуторе у зажиточных хозяев, перевез туда всю семью. Работали батраками. В Себежский район вернулись уже в 1953 году в д. Ормея, на родину отца. К этому времени Николай окончил школу, поступил в школу ФЗО (фабрично-заводского обучения), учился на моториста. По итогам обучения и за высокие производственные показатели экзаменационная комиссия присвоила ему 6-й разряд – самый высокий в тарификационной сетке. За выпускником остался свободный выбор места работы. Николай Федорович уехал на Север. В 1956 году вернулся домой. Потом были армия, Ленинградская, Мурманская области, и наконец, опять Себеж.
Его профессиональный путь (он закончил Ленинградскую лесотехническую академию) был первоначально связан с лесом, к которому с детства тянулся всей душой. Его волновали белоствольные березы, восторгали могучие дубы, восхищали узорчатые клены, изумляли своим величием изумрудные ели. Душа зрела, тоскуя по возвышенным чувствам. Которым не всегда есть место в наших суетных буднях, где не все так совершенно, как хотелось бы. И вот появились стихотворные строчки, отражающие видение поэта окружающего нас мира.
Боль и грусть, радость и вдохновение, как в поэзии, так и в жизни, всегда шли рядом. Вот почему стихи Николая Федоровича так проникновенны и нравятся читателям. Его литературные труды собраны в сборники и заслуживают высокой оценки. Он с радостью посвящает их своим землякам, зароняя в их души семена любви к своей Родине, стремление беречь и лелеять это чувство. С 1982 года Н. Ф. Костюченко работал преподавателем СПТУ-1, часто читал свои стихи учащимся, стремясь пробудить в их сердцах добрые чувства.
Уже не один десяток лет Николай Федорович публикует свои произведения на страницах районной газеты «Призыв». В них он откликается на все, что не может его не беспокоить. Это политические и социальные потрясения, детское сиротство, проблемы одинокой старости, экономические сюрпризы и многое другое.
Друзья и поклонники его творчества знают Николая Федоровича как целеустремленного, трудолюбивого, отзывчивого и чуткого человека. Ему не чуждо чувство сострадания, и он всегда готов поддержать в трудную минуту.
По материалам публикаций газеты «Призыв».
«Автор книги относится к тому поколению, которое, к сожалению, сегодня уходит из жизни, само прожило эти времена и знает правду, не испачканную грязными инсинуациями политиков о советском периоде жизни страны... Он борется за свои права всеми средствами, которые у него есть. Он борется с российской действительностью своими стихами, и, главное, их содержанием и предостережениями для будущих поколений. Часто говорят, что в отношении стихов, написанных не профессионалами, может быть только два мнения: или это настоящие стихи или это вообще не стихи! Прочитав написанное, дипломированные филологи, наверняка, выскажут свои замечания в части изложения материла, ритмики стиха, отдельных рифм, склонений и многого другого. Я же, как многие читатели, не отягощенные литературным образованием, хочу поддержать автора: да, он, безусловно, является поэтом, но не всегда хорошим стихотворцем. В конце концов, для каждой души дело в сути, а не в форме. Его стихи близки и удивительно созвучны мен. Он именно тот поэт, которого будут читать, не в пример многим «поэтам», книги которых пылятся на полках библиотек! Подтверждением этого является большое количество песен, написанных на его стихи. А это уже признание! Он, конечно же, поэт, коль почти 20 тысяч его книг уже разошлись по нашей стране. Поэтому он имеет право написать о себе:
Когда поманят звезды свысока,
Иль солнца луч, резвясь, заглянет в душу –
Сама к бумаге тянется рука
И я ее желанье не нарушу!
В лирической части своей книги автор с неподдельной любовью широченной русской души пишет о природе и прелестях своего города, края, страны, находя прекрасные сравнения и чувственные слова любви к людям. Часто говорят, что о любви, во всех ее проявлениях, уже написано все, но всегда появляется другой автор, который находит все новые и прекрасные слова. И я увидел такого автора. Мне, лично, очень проникновенными показались следующие строки:
Природа – это значит жить,
Двигаться, чувствовать и видеть!
Природа учит нас любить!
И только люди – ненавидеть...
И все же, самое большое впечатление на меня оставили стихи политической и социальной направленности о непростой жизни сегодняшнего российского общества. Автор неоднозначно заявляет о себе, как о человека гражданского общества... Сколько слов сочувствия, правоты и обличения пороков звучат в [его] стихах... В книге несколько раз поднимается больная тема искусственного, а, возможно, и специального разложения нашего молодого поколения, навязывание ему новых ценностей, которые далеки от образованного и культурного общества...
Безусловно, автор имеет большой словесный запас, его стихи прочно вплетены в суть поднимаемой им темы, порою он самобытен в их изложении. Возможно, о таких же, как он сам, автор пишет:
Законы Природы не купишь на ложь,
Не свяжешь поправками «Вето»!
Ведь главное в них – для чего ты живешь?
Я, вроде бы, выполнил это!
А. Семенычев, журналист, член литературного объединения «Поэтический Нефтекамск». Башкирия.
(Николай Костюченко «В защиту истины».)
Константин Михайлович Громов. "Обаяние наивного".
Увлеченный исследователь-романтик и наставник молодых, краевед, историк и летописец Себежского края, самобытный художник… И это все об одном человеке, о себежанине – Константине Михайловиче Громове.
Он родился 28 января 1917 года в одном из красивейших городов Псковщины, называвшимся в древности Иван-городом и упоминающемся впервые в 1414 году.
Музей природы, которому Константин Михайлович посвятил всю свою жизнь, стал для него всеобъемлющим понятием. Это не ограниченное музейными залами пространство, а вся чарующая природа Себежского района с великолепными изумрудными лесами, голубыми чашами озер и синими лентами рек, с ее неповторимыми восхитительными ландшафтами. Отсюда понятны его неустанные заботы по сбережению всего, что украшает этот мир, возвышает душу, составляет основу нашей жизни.
Более 30 лет с присущим ему упорством Константин Михайлович изо дня в день убеждал всевозможные инстанции в том, что необходимо создать Себежский национальный памятник природы. И в 1996 году его мечта осуществилась. Именно увлечение музейным делом, любовь к своей родине и сформировали Константина Михайловича как художника. Рисовал он с детства, в школе выпускал стенгазету. Но первые картины появились в начале 30-х годов, когда юношу, закончившего восьмилетнюю школу, один из первых создателей Себежского музея Б. В. Сивицкий пригласил работать экскурсоводом. Своими работами молодой художник восполнял недостаток музейных экспонатов.
В зависимости от необходимости свои первые живописные произведения Громов посвящал то древнейшим эпохам существования нашей земли, («Ледниковая эпоха», «Кривическое погребение»), то подвигам себежан в годы Великой Отечественной войны («Бомбежка на озере Себежском в 1941 году», «Партизанская засада»), то рассказу о богатстве природы Себежского края (пейзажи, натюрморты, задники музейных диорам).
Работы Громова всегда имеют познавательную и воспитательную направленность, иногда даже с оттенком некоторой назидательности. Стремясь высказать ту или иную мысль как можно более доходчиво и ясно (ведь основные посетители музея – школьники, местная молодежь), он в некоторых своих произведениях прямо происходит от учебной иллюстрации, от школьного наглядного пособия. Но исход оборачивается удивительным результатом благодаря свойственному Громову яркому романтическому восприятию мира, его восторженной убежденности в том, что природа бесконечно разнообразна и не знает повторений. Это выражено всегда, прежде всего, колоритом его работ: то нежнейшим, то невероятно ярким. Напряженным, часто простроенном на контрастах, всегда послушном воле художника. Особенности самодеятельного искусства ощутимы здесь и в свободном обращении с цветом (зеленое небо!), и в простодушной выразительности жестов, стремлении, как можно более «похоже» изобразить огонь, взрывы, проливающуюся кровь. И вместе с тем, главной в картине является мысль о несокрушимости красоты, о всепобеждающей способности человека действовать, защищать свою землю.
У Громова почти в каждой работе обязательным «участником действия» является озеро Себежское, неизменно прекрасное в любых состояниях и при различном освещении. Благодаря острой наблюдательности и редкостной зрительной памяти, Громов передает неповторимые состояния природы и всегда привлекавшие его феномены света («Вечер на озере Ороно», «Вечер над городом Себежем» и др.) Это составляет одну из интереснейших сторон творчества художника.
Творчество себежского художника известно не только в Псковской области, но и за пределами ее – по всероссийским выставкам самодеятельного искусства. Лучшие его работы хранятся и экспонируются в Псковском музее и его филиалах и являются предметом гордости псковичей.
К. М. Громов не имел специального образования, но тяга к краеведческой работе, изучению истории родного края проявилась у него еще в ранней юности, еще в годы учебы в Себежской средней школы. Закончив 8 класс и перейдя на заочное обучение, в 1933 году, Громов поступил экскурсоводом в краеведческий музей, основанный в 1927 году инициативной группой учителей. Здесь он работал без малого 20 лет под руководством одного из первых организаторов музея Бориса Владимировича Сивицкого. Это они, энтузиасты и патриоты своего края, положили доброе начало в основание нынешнего музея.
Потом были война, эвакуация. Константин Михайлович с двумя семилетними сестренками за сутки каким-то чудом сумел добраться до Великих лук. Он был назначен начальником эшелона № 182 с людьми, эвакуированными в поселок Мантурово Костромской области, просился на фронт, но его не взяли по зрению. Вечерами Громов работал художником Дома культуры, писал плакаты, мобилизующие советских людей на разгром врага, а днем ездил с обозом, грузил на паром огромные мешки с зерном, картофелем, овощами, косил, ходил организовывать подписку на военный заем, оформлял обязательства на поставку фронту картофеля, а сам зачастую питался головками клевера. В эвакуации в 1943 году К. М. Громов был принят кандидатов в члены КПСС.
В марте 1945 года он получил разрешение на выезд в Себеж. От довоенного музея остались только два камня, и работу пришлось начинать с нуля. «К 1953 году удалось создать два отдела: природы и истории, - вспоминал Константин Михайлович, - экспонатов было совсем мало: несколько чучел птиц, археологические находки и реликвии Великой Отечественной войны». А тут вдруг нагрянула областная комиссия с участием работников КГБ по проверке хранения, состояния фондов, по содержанию экспозиций. Разгром был полный: комиссия признала экспозиции «не соответствующими политическому моменту». Выводы на бюро РК КПСС были сделаны серьезные. Б. В. Сивицкий был отстранен от руководства музеем, а директором его назначен К. М. Громов, которому было предложено в трехмесячный срок переделать все экспозиции, в противном случае музей подлежал закрытию, а его экспонаты передаче Великолукскому музею.
«Решалась судьба музея, - рассказывал Константин Михайлович, - работать приходилось и день, и ночь: изучал материалы центральных и областных архивов, мотался пешком по деревням района и области в поисках новых экспонатов. Не имея финансовых средств, нужно было заново составить экспозиции в хронологической последовательности, эстетически их оформить. А сделать их привлекательными не так просто: нужно иметь не только определенный эстетический вкус, но и суметь проникнуться духом той эпохи, которую собираешься показать современникам…»
Благодаря неуемной энергии, таланту художника, тесной связи с населением, активной переписке с музеями Пскова, Витебска, Ленинграда, К. М. Громов проделал за короткий срок работу, которой бы позавидовал ученый-историк, и музей удалось спасти. В 1958 году Громов добился передачи под музей невзрачного здания бывшей тюрьмы (до этого экспонаты размещались в бывшей мясной лавке купца). А позднее, с возведением пристройки, музей вырос в межрайонный, краеведческий, имеющий по своей структуре расширенную экспозицию по отделам: природа, история прошлого, история советского общества с четырьмя разделами, картинная галерея.
О Себежском музее упоминается в Большой советской энциклопедии, по его материалам написаны книги «Себеж», «Курган Дружбы», «В огне священной войны», «Позывные с берегов Великой», «Уходили мальчишки в партизаны», «Пылающий лес». Все, что сегодня могут увидеть посетители музея, прошло через руки, сердце и ум Константина Михайловича. И, по сути, вся его жизнь состояла в этой нелегкой, незаметной жизни музейного работника. А сколько он провел экскурсий в музее, по городу, помогая людям постичь историю уникального края, прикоснуться сердцем к изумительной красоте себежской земли!
В адрес Константина Михайловича сказано немало добрых слов, о нем написаны очерки, ему посвящены стихи, но красноречивее всего характеризует его деятельность богатство экспонатов, этих живых свидетелей истории и культуры края, действующая с 1970 года картинная галерея, выставки самодеятельного творчества себежан.
В 50-60-е годы наряду с многогранной работой в музее, Громов собрал материал по совместной борьбе русского, белорусского и латышского народов против немецко-фашистских оккупантов, оказал содействие в возведении Кургана Дружбы на стыках границ РСФСР, БССР и ЛССР. В 1959 году там же оформил экспозицию музея «Боевой дружбы». Своими знаниями, опытом, талантом он щедро делился с другими музеями. Им оказан помощь в построении экспозиция Локнянского, Пустошкинского, Дедовичского, Верхнедвинского и других музеев. Увлечение музейным делом, любовь к родному себежскому краю помогли К. М. Громову глубже почувствовать богатую палитру природы, сформировали его как художника.
Им написано более 90 картин, изготовлены интерьеры и красочно оформлены 9 диорам, которые расширяют представление об истории, культуре и природе одного из уникальных уголков Псковщины, помогают полнее соединить общую историю с краеведением. Картинам Константина Михайловича присущ яркий колорит, они монументальны, наполнены мажорным, радостным цветом, приподнимающим душевное состояние зрителя. Художник любит раннее утро и поздний вечер, когда природа доверчиво обнажает свою тайную красоту перед человеком.
Его картины «Заячья петля», «Заря над Себежем», «Вечер над Себежем» и другие воспевают красоту родного края. К. М. Громов удостоен дважды диплома лауреата Всесоюзных фестивалей самодеятельного творчества. Отдельные его картины составляют фонд Центрального дома народного творчества Москвы, а также Псковского областного музея.
Константин Михайлович проявлял завидную инициативу в общественной деятельности по сохранению и восстановлению памятников старины, по природоохранительной работе. Он первый начал неустанную работу по созданию Себежского национального парка, им опубликовано в районной и областной печати свыше 56 статей по истории и культуре Себежского района. К. М. Громов был удостоен звания «Почетный гражданин города Себежа», высокой правительственной наградой – орденом Почета.
«Богат и прекрасен наш край, - с любовью и тревогой размышлял Константин Михайлович, - но мы бездумно неразумной деятельностью обедняем его, уничтожаем первозданную красоту. Главная моя забота – помочь людям сберечь природу, привить молодому поколению любовь к родной земле».