13 Ноября, 2024
ОБЩЕСТВО — ПРАВОСЛАВИЕ — ИСТИНА
"ЕВФРОСИНИЯ ПОЛОЦКАЯ и ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ.
ЕДИНСТВО ВЕРЫ, ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ и БЕЛАРУСИ" —
эта тема изучалась участниками православно-исторического клуба "Истина" и обсуждалась сегодня, 31 октября, на встрече в читальном зале Пыталовской центральной библиотеки.
Сотрудниками библиотеки был подготовлен объемный материал по теме, предложенную участникам клуба информацию дополнил благочинный Пыталовского церковного округа иерей Сергий (РАССАДНИКОВ), настоятель храма Николая Чудотворца г. Пыталово.
Подвижническая жизнь святых, связь времен и поколений братских народов, единых в вере... Уважаемое Сообщество, сегодня у нас не оказалось времени, чтобы задать вопросы отцу Сергию — только слушали и обсуждали.
Предлагаем, дорогие друзья, вашему вниманию хотя бы небольшую часть полученной информации.
...В 2024 году отмечаются знаменательные даты, имеющие важное значение в истории белорусов и россиян: 920-летие со дня рождения преподобной Евфросинии Полоцкой и 155-летие канонизации преподобной Евфросинии Московской, 785-летие заключения союзного договора между благоверным князем Александром Невским и полоцким князем Брячиславом Васильевичем, а также 25-летие образования Союзного государства Республики Беларусь и России...
Преподобные Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Московская жили в разные времена и на разных территориях, но обе посвятили свою жизнь служению Богу и Церкви. Символично, что принесение их мощей происходит в годы юбилеев и важных событий для Русской Церкви и народов России и Беларуси.
В этом году в Сретенском монастыре Москвы прошла торжественная встреча ковчегов со святыми мощами преподобных Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Московской. Это событие имеет огромное духовное и историческое значение, объединяя народы России и Белоруссии в единой вере. Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой принесены из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, мощи преподобной Евфросинии Московской – из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Москвы. Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой и Евфросинии Московской уже путешествуют по разным монастырям и храмам как в России, так и в Беларуси. Это позволяет верующим прикоснуться к святыням и укрепить свое духовное единство.
Преподобная Евфросиния Полоцкая
Родилась около 1104 года в Полоцке. До пострига носила имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича.
Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основала монастыри, занималась просветительством.
...Трижды являлся ей ангел, открывая будущее место обители, которую Евфросинии предстояло основать: «Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения».
С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. «Почивает Дух Святый на ней», — сказал ангел и указал поставить Евфросинию игуменьей новой обители в местечке Сельцо за две версты от Полоцка, на берегу Полоты . Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот я в присутствии вас даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».
Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 г.
В 1161 г. усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор – одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель – мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. В этот храм преподобная пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Господа. Внутри Храма, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам.
В трудный век раздробленности Руси преподобная Евфросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом наставления, которое было ей «даром Бога», как повествует жизнеописатель, она примиряла многих князей, бояр и простых людей.
На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь.
Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим». Величайшей святыне христианства – Гробу Господню – преподобная Евфросиния жертвует драгоценную кадильницу – первый дар русских жен.
Преподобная Евфросиния Московская
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги княгини Анны.
В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского. Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы.
В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.
Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы.
Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия.
Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке.
Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией.
В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу.
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены – устрашенный завоеватель отступил от Москвы.
В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная», решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь.
По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев:
7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу.
Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий.
Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. Здесь совершались чудесные исцеления. Так, например, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.