АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПЫТАЛОВСКОГО РАЙОНА

Автор: Б.Н. Харлашов.

В рамках международного проекта ELRI-191 (ARCHAEOLOGY, AUTHORITY & COMMUNITY: cooperation to archaeological heritag/AAC АРХЕОЛОГИЯ, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО: сотрудничество для сохранения археологического наследия) в июле-августе 2012 г. АНО «Псковский археологический центр» выполнялось обследование археологических памятников в Пыталовском р-не Псковской области.

Мониторингом были охвачены почти все известные археологические объекты на территории района. Всего обследовано 22 археологических памятника, среди которых городище, сельские поселения, жальничные и грунтовые могильники, каменные кресты, курганы и «сопки».

Наиболее важным археологическим объектом является городище Вышгородок и прилегающий к нему посад.pitalovo1

    Обстоятельства строительства Вышгородка хорошо известны по псковским летописям. В 1476 г. «слобожяни ис Кокшинской волости» били челом князю Ярославу и посадникам псковским и всему Пскову, «чтобы их жаловали и ослобонили им на Городци оу Лоде поставити город; и Псков на вече ослобонил и грамотоу дал», чтобы им немедля заготавливать строительный материал и складывать его на месте будущего города. Территория, где был возведен Вышгородок, по мнению большинства историков, являлась спорной – на нее претендовал Ливонский орден, считая ее частью архиепископской области Пернау. Поэтому через несколько лет после постройки крепости, 1 января 1480 года, ливонцы взяли и сожгли ее вместе с церковью Бориса и Глеба. По свидетельству письменных источников, во время штурма большинство жителей Вышгородка погибли. Свидетельств о последующем возрождении крепости не сохранилось, хотя вXVI-XVII вв. Вышгородок продолжал оставаться административным центром Вышгородского уезда Псковской земли. В археологическом отношении до наших дней сохранился культурный слой на городище Вышгородок и на территории посада (южный пологий склон холма), в котором содержатся многочисленные находки XV-XVIII вв. и более позднего времени. Как следует из летописи, Вышгородок был основан на земле, относящейся к Кокшинской волости. Погост Кокшино по писцовой книге 1585-87 гг. и более поздним источникам известен как центр одноименной губы. Археологическое обследование погоста в 1988 г.2 показало, что поселение на месте погоста является более древним, по сравнению с Вышгородком. Центральная часть погоста, где находилась церковь, по форме и расположению очень напоминает древнее городище. У его подошвы на берегу ручья во время разведывательных работ 1988 г. обнаружены фрагменты лепной керамики 2-й пол. 1 тыс. н.э. Наиболее ранние фрагменты гончарной керамики с территории погоста датируются XIV- началом XV вв.pitalovo2_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy.jpg

Центром Куховской губы Вышгородского уезда являлся Куховской погост. Его местоположение зафиксировано по селищу XV-XVII вв. вокруг церкви в д. Анциферово.

Еще одним летописным погостом на территории Пыталовского района является Коровск, известный по псковским летописям как Коровий Бор. Псковские летописи сообщают о том, что в 1502 году : «...пришедше немцы к Красному городку и в Коровьем Бору волость взяше и голов посекоше много...». Аналогичные события происходили в Коровьем бору и в 1562 году: «...приходили Литовские люди от Оулеха городка, псковские волости воевали, Моуравейно, да Овсища обои, да Коровий Бор, на сидячих пришли, без ведома и полону много взяша...» (ПЛ, т. II. С.243).  Место распpitalovo4_copy_copy_copy.jpgоложения Коровского погоста при археологическом обследовании отмечено по распространению культурного слоя на территории современной д. Коровск вокруг кладбища, на котором в 1988 г. было найдено 9 каменных крестов XV-XVII вв.       Средневековые каменные кресты обследованы на могильниках и кладбищах в деревнях Селиваны, Зили, Загривье, Поташи3.

Наиболее древними археологическими памятниками на территории Пыталовского р-на являются курганные могильники. Один из них сохранился на восточной окраине д. Бухолово. Здесь рядом с кладбищем отмечено 4 полусферических кургана 2-й пол. 1 тыс. н.э. Синхронным курганным могильникам можно считать селище, выявленное на берегу ручья в д. Рогово.

          Но самым дрpitalovo3_copy_copy_copy.jpgевним из известных поселений 1 тыс. н.э. является городище на границе Пыталовского и Островского районов, расположенное на моренной гряде, на левом берегу р. Званки, вытекающей из Большого Рябовского Мха. В научной литературе оно известно как городище у д. Гривы (Островского р-на). Высота городища над уровнем болота - 12 - 13 м. С юго-запада площадка защищена валом выс. 3.7 м, с северо-восточной - валом выс. 1.5 м. За валами сооружены рвы. Длина площадки городища вместе с валами - 145 м, ширина - 26 - 28 м. При обследовании 1970 г. на площадке были найдены фрагменты древнерусской гончарной керамики, а в шурфе 1988 г. на северо-восточном краю площадки выявлен культурный слой содержащий фрагменты грубой лепной керамики, в т.ч. с расчесами, и кости животных.

К «загадочным» археологическим объектам района относятся так называемые «сопки». С классическими памятниками археологической культуры новгородских сопок они не сопоставимы ни по внешнему облику, ни по топографии. Местные жители так называют отдельно расположенные всхолмления иногда достигающие внушительных размеров. С такими местами часто связаны предания о закопанных кладах, находках костей и оружия (Гашни, Захаренки, Скадино). Установить происхождение и историческую значимость этих объектов еще предстоит в будущем.

[1] Артемьев А.Р. Города Псковской земли в XIII-XV  вв. Владивосток, 1998, с. 69.

[2] Харлашов Б.Н. Отчет о раскопках селища в Выбутах и разведке в центральных и западных р-нах Псковской области в 1988 г. // Архив ИА РАН, № 12565.

[3] Ершова Т.Е. Отчет об археологической разведке в Пыталовском р-не  в 1988 г. \\ Архив ИА РАН, Р-1, №12723, 12724; Отчет об археологической разведке в Пыталовском р-не  в 1989 г. \\ Архив ИА РАН, Р-1, №14451, 14452.

 ЛЕГЕНДЫ ПЫТАЛОВСКОГО РАЙОНАг. Святица

     В нескольких километрах от районного центра Пыталово находятся два холма – Отторженец и Све (я) тица. Для низменного рельефа региона эти холмы скорее отклонение, чем норма. Холм Отторженец более изучен и популярен у местного населения. В 15 веке, согласно летописям, на нем была построена крепость и церковь, сейчас там красуется Храм Бориса и Глеба, построенный в 19 веке (от крепости, к сожалению, не осталось ничего). А вот холм Све(я)тица в основном пользуется спросом в зимнее время, на него собираются местные жители и катаются на ватрушках, а те, кто посмелее – на лыжах… Холм Све(я)тица – самый высокий холм в Пыталовском районе. Его абсолютная высота 234 метра над уровнем моря (Отторженец – 128 м.). Если подняться сейчас на холм – то можно увидеть всю красоту осенней природы – золотистые и красные деревья, слегка пожухшую, но еще зеленую, травку и голубую даль…Хочется вздохнуть всей грудью и закричать от восторга! Красота! Конечно, не каждый может подняться на нее пешком, но существует поверье, что чем выше поднимешься, тем быстрее финансовые дела пойдут «в гору». Очень интересны легенды, связанные с этой местностью. Как рассказывают сторожилы, нет точного названия – «Святица» или «Светица»…Это как-раз и связано с легендами, и правильно будет и так и так…Хотя, деревня, которая находится неподалеку, называется Святица. Итак, первый вариант. Много стояло застав в далекие времена на западных окраинах Русского государства. Одна из таких застав располагалась на живописном холме. Бдительно несли службу воины. Стоило лишь приблизиться неприятелю, как на вершине холма вспыхивал костер, который был виден далеко вокруг. Увидев этот сигнал тревоги, начинали звонить-перекликаться церкви, скакать гонцы, и вот уже со стороны Пскова выходили навстречу врагам русские воины. Из этой легенды видно, что название холма идет от слова «свет». Вторая легенда гласит о том, что жили здесь два богатыря, два по крови родных брата: Свят и Бесенят. Зорко они оберегали родную Псковскую землю. Готовы были каждую минуту броситься в бой на врага. Денно и нощно несли братья верную сторожевую службу на соседних холмах. Владели богатыри одной чудесной боевой палицей, передавая ее в случае надобности друг другу. Эта палица в руках братьев без пощады сносила десятки и сотни вражеских голов…Но однажды обессилили они в битве с ворогом. Бросил брат Свят брату Бесеняту верную чудо-палицу, но не удержал тот верное оружие, уронил его и получилась большая яма. И возникло на тг. Святица вид с верхуом месте Бесово болото…Много столетий живет в народе легенда о братьях-богатырях и их чудесной палице. Братья не умерли, память о них живет в названиях холма, болота и двух деревень –холм Святица, Бесово болото, деревни Святица и Бесенята… Как уже писалось выше, холм Све(я)тица почти не используется в туристической деятельности. Конечно, местные школьники слышали эти легенды, да и жители ближних деревень расскажут, почему холм называется именно так, а вот жители районного центра далеко не все об этом знают, не говоря уже о приезжих.


Вход в систему