Как научиться эффективно использовать информационные ресурсы библиотек в цифровой среде?
Этой теме был посвящен очередной вебинар, который 12 ноября 2014 года провели специалисты Информационного центра Псковской областной универсальной научной библиотеки для своих коллег из муниципальных районных и сельских библиотек области.
- «Компетенции библиотекаря в цифровой среде»;
- Советуем посмотреть блог "Библиомания": Материалы Неконференции библиотечных блогеров.
- "Календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год",
(КОНТАКТЫ: Информационный центр ПОУНБ, тел.: 8(8112) 72−32−28).
Какие в будущем году будут отмечаться международные праздники, знаменательные и памятные даты в России, краеведческие юбилейные события? Обо всем этом можно будет узнать из «Календаря знаменательных и памятных дат на 2015 год», который ежегодно выпускает Псковская областная научная библиотека. Календарь очень удобен в пользовании и для библиотекарей и для читателей, в том числе и для удаленных Интернет-пользователей. Прокофьева Светлана Викторовна, сотрудник Информационного центра ПОУНБ, отметила, что это издание создано совместно несколькими отделами библиотеки, в календаре есть алфавитный указатель, а краеведческая информация сопровождается списком литературы.
Календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год знакомит с международными событиями, памятными датами в истории политической, военной и культурной жизни России, Псковского края; в области истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, театра и кино, о выдающихся деятелях.
2015 год - Год литературы (Указ Президента РФ от 12.06.2014 N 426 "О проведении в Российской Федерации Года литературы").
• Календарь представлен на электронном носителе, на компакт-диске и на сайте областной библиотеки (полная версия - http://www.pskovlib.ru/calendar2015/index.html).
Галанцева Елена Ивановна, руководитель Информационного центра Псковской областной универсальной научной библиотеки, познакомила псковских библиотечных специалистов с актуальными вопросами, которые обсуждались на Всероссийской Научно-практической конференции «Компетенции библиотекаря в цифровой среде» в октябре этого года в Москве. На конференции были представлены инициативы Министерства культуры РФ по модернизации библиотечной отрасли (в т.ч. проект «Основы государственной культурной политики» - www.rg.ru), Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки и др.), а также обсуждались тенденции развития кадрового потенциала библиотечной отрасли. На конференции говорили о библиотекаре новой формации, о компетенции библиотекаря в цифровой среде; о профессиональном стандарте специалиста в области библиотечно-информационной деятельности. На данный момент в библиотечной отрасли сложилась проблемная ситуация в области кадров: несоответствие профессиональных компетенций задачам модернизации отрасли. Поэтому на решение этой проблемы и направлена система библиотечно-информационного образования, повышения квалификации библиотечных специалистов в Псковской области.
КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕКАРЯ ЭПОХИ ЦИФРОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ:
•Владение основными цифровыми технологиями.
•Умение быстро искать и верно оценивать информацию.
•Умение вести преподавание по всему спектру информационных технологий.
•Организаторские способности и владение методами социального проектирования.
•Личные качества: инновационный стиль мышления, коммуникабельность, инициативность, лидерские качества в сочетании с умением работать в команде.
Как эффективно использовать информационные ресурсы областной, районных библиотек, Центров правовой информации для обслуживания пользователей сельских библиотек, рассказала Арина Владимировна Румянцева, заведующая Центром социальной, деловой и правовой информации ПОУНБ.
Пользователям Центра предлагается целый комплекс информационно-справочных и сервисных услуг:
- - Доступ к правовым базам данных
- - Доступ к полным текстам диссертаций РГБ (г.Москва)
- - Помощь в поиске информации, консультации по работе со справочно-правовыми системами и ресурсами Интернет
- - Предоставление компьютера для самостоятельной работы
- - Запись на электронные носители
- - Распечатка документов, ксерокопирование, сканирование
- - Компьютерный набор текста
- - Юридическая помощь
- - Проведение Дней информации, экскурсий по библиотеке.
Главное, на что в современных условиях должны ориентироваться библиотеки в обслуживании пользователей, можно сформулировать таким образом:
«МЫ РАБОТАЕМ НЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ,
МЫ РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ С ЧИТАТЕЛЕМ».