27 марта 2014 года сотрудники инновационно-методического отдела Центральной городской библиотеки города Пскова  приняли участие в межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Глобальная сеть Интернет и библиотеки: конкуренция и партнерство» (27 марта 2014 года, Москва, Центральная универсальная библиотека им. Н.А. Некрасова).

С некоторыми презентациями и мультимедийными материалами  межрегиональной научно-практической конференции можно познакомиться в методическом отделе ЦГБ г. Пскова.  

Фотоальбом по материалам конференции на странице ВКонтакте 

 Источник: Сайт ЦБС г. Пскова 

IV Межрегиональная научно-практическая конференция "Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития"

27 марта сотрудники инновационно-методического отдела ЦГБ г. Пскова Бурова Н.Г. и Подабулкина А.И. приняли участие в IV Межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-мультимедийные технологии в современной библиотеке: вектор развития. Глобальная сеть Интернет и библиотеки: конкуренция и партнерство», которая проходила в Центральной универсальной библиотеке им. Н.А. Некрасова г. Москвы.

 

С приветственным словом к участникам конференции обратилась И.А. Костюкович, и.о. генерального директора ГБУК «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова», подчеркнув, что в настоящее время формирование информационного мировоззрения очень важно, а применение современных информационных технологий в библиотеках позволяет сделать их работу максимально эффективной.

Приветственные адреса пришли от С.А. Капкова - министра правительства Москвы, который также подчеркнул, что мультимедийные технологии определяют развитие общества, которое на данный момент невозможно без освоения интернет-пространства, Владимира Руфиновича Фирсова - Президента РБА и Максима Сергеевича Фетисова - директора Московского городского библиотечного центра.

Прямое включение было с Новосибирском, Чебоксарами, Санкт-Петербургом (Библиотекой им. Маяковского), прямая трансляция конференции шла на портале Библиогород. Кроме того, надо отметить, что на заседаниях присутствовала представительница библиотек Словакии, а потому конференцию можно считать международной.

Начало конференции было посвящено осмыслению феномена Интернета в призме эволюции человеческой культуры в целом. В своем докладе профессор и доктор философских наук А.А. Пелипенко обратился к истории человеческой ментальности и психики и, рассмотрев вехи её развития, пришел к выводу о том, что сейчас происходит кризис логоцентрического сознания и формирование нового типа сознания - «новоестественности» (это люди экранной революции и Интернета). Также в выступлении было замечено, что Интернет- это достаточно самостоятельная подсистема культуры, которая во многом развивается бесконтрольно, а его функциональные возможности будут расти и дальше.

На вопрос из зала о том, какова же роль тех институтов, которые являются хранителем должного (в противовес сущему) и непосредственно связаны с логоцентризмом, докладчик ответил, что в культуре ничего не исчезает полностью, в разных обществах данные институты будут занимать разное положение. Наиболее жизнеспособны будут те, кто найдет баланс, исходя из своего собственного исторического опыта и культуры.

Доктор технических наук, профессор, Гринченко С.Н. рассмотрел Интернет и библиотеки в контексте развития информационных технологий и отметил, что к наиболее перспективным направлениям развития библиотечного дела можно отнести охват библиотеками подрастающего поколения, впервые формирующего своё мироощущение и мировоззрение в новых, ещё пару десятилетий назад не существовавших, условиях.

На фоне всё более заметных в наши дни признаков атомизации (т.е. его распада) общества (куда - увы! - вносит свой вклад и Интернет) проблема социализации детей/подростков/юношей особенно актуальна, и роль библиотек в этом процессе исключительна.

Как же реализовать потенциал библиотек? - звучит вопрос со слайда презентации.

По-видимому, детская/юношеская библиотека, развивающаяся как универсальный носитель и печатных текстов, и доступа к Интернету, прежде всего - к специализированным сайтам ограниченного доступа (платного, т.е. малодоступного отдельным индивидам на дому), сможет внести свой вклад в решение этой проблемы.

Для этого ей придётся выступить организатором разнообразных форм личного - а не через социальные и т.п. сети - общения молодёжи в своих стенах. Таким образом, библиотека, став местом регулярных встреч заинтересованных читателей, может выступить в качестве важнейшего центра социализации и духовной консолидации как молодежи, так (в перспективе) и людей старших возрастов, что абсолютно необходимо для успешного развития общества в самом широком смысле этого слова.

Поскольку «компьютерные» и «сетевые» люди возникают среди нас (исторически почти одновременно) лишь в самые последние десятилетия, «взаимоотношения» с окружающими их «докомпьютерными» людьми - находятся пока в стадии становления. Гармония в этом процессе необходима, и роль библиотек в её достижении невозможно переоценить!

И.о. ректора АПРИКТ В.В. Дуда отметил, что не нужно бояться того, что информатизация убьёт библиотеки (она гораздо раньше пришла в средства массовой информации, но Интернет не убил ни газеты, ни журналы, а Ipad не убил глянец), ведь это разные продукты. Но несомненно то, что библиотеки должны участвовать в цифровых коммуникациях, это должно быть легализовано, должен вестись единообразно соответствующий учёт.

Далее вкратце была представлена специфика Национальной электронной библиотеки, которая предполагает создание единого портала с удобным и привычным для пользователя набором сервисов, на котором будет находиться сформированное единое национальное собрание полных текстов электронных документовобеспечивающее основу для развития в России единого социально-культурного пространства.

Генеральный директор Национального информационно-библиотечного центра «ЛИБНЕТ» Логинов Б.Р. также отметил, что в настоящих условиях прежняя форма существования библиотек теряет свой смысл и напомнил, что в 2011 году была принята программа до 2020 года, в соответствии с которой необходимо обеспечить доступ любому читателю к любой книге в любой библиотеке. Другими словами, объединить существующие каталоги с контентом.

Как это сделать и какие есть возможности довести до читателя электронный контент?
- произведения в общественном пользовании,
- виртуальный читальный зал (актуально для диссертаций),
- электронные библиотечные системы (промежуточное звено между библиотеками и правообладателями).

Если говорить об оцифровке, то нужно ориентироваться на интерес читателя, а ему интересно практически всегда только все свежее и тут опять - конфликт с правообладателем.

Руководитель проекта Литрес А.С. Галицкий сказал, что Литрес принимает на себя урегулирование отношений библиотеки с правообладателем и готов помогать библиотекам возможность предоставлять читателям современный контент в электронном виде.

Выступающий вслед за ним профессор кафедры электронных библиотек МГУКИ В.К. Степанов подчеркнул, что без электронной книговыдачи у библиотек нет будущего и назвал Литрес одним из самых приемлемых электронных коллекторов.

Заместитель генерального директора ГПНТБ России Е.В. Линдеман в своем выступлении сделала акцент на том, что библиотеками делается очень много, в частности, создается много ресурсов, а вот знают о них только посвященные, но не читатели. И тут встает вопрос не только о создании электронных ресурсов, но и об умении библиотекаря их находить и предоставлять пользователю. Библиотекарь, выполняющий справки, должен обладать высоким уровнем компетенции. Библиотекарь должен быть навигатором, укомплектованным знаниями о ресурсах. Мы сделали большую ставку на информационную составляющую, но не нужно забывать и об общении, которое должно идти с читателем.

Н.В. Бракер, эксперт Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» представила интересный ресурс к Году культуры - www.europeana.eu. Это крупнейший каталог европейского культурного наследия, который позиционируется как основной поисковый механизм в глобальных сетях, предоставляющих доступ к информационным ресурсам музеев, библиотек, архивов Европы. Европеана по замыслу должна стать единым объединяющим ресурсом и к 2025 г. предоставить доступ ко всему оцифрованному культурному наследию Европы.

Основным условием участия в Европеане является открытый доступ к оцифрованным объектам культурного наследия в сети Интернет. В Европеану передаются только метаданные размещенного в сети Интернет информационного объекта и изображения небольшого размера и разрешения, либо фрагмент аудио или видео файла, которые и публикуются на портале Европеаны. Основные информационные ресурсы учреждения культуры - полнотекстовые публикации и документы, изображения высокого разрешения, полные аудио или видео файлы, расширенные описания - остаются на сайте, на котором они опубликованы учреждением культуры. Европеана предоставляет пользователю ссылку на страничку информационного объекта на сайте-источнике.

Отмеченное не раз на конференции клиповое мышление современного человека, знаменующее глубинный сдвиг в человеческой цивилизации, определяет и специфические методы работы библиотекаря с необходимым ему контентом.

О работе Интернет-библиографа, о её современной специфике и об эффективных приемах и сервисах рассказал А.В. Пурник, ведущий специалист РГБМ.

Круглый стол конференции «Библиотека в социальных сетях: «ЗА» и «ПРОТИВ» был посвящен проблеме существования и развития библиотечного сообщества в социальных сетях.

Главный специалист ЦУНБ им. Н.А. Некрасова Ю.А.Гриханов отметил, что российские библиотеки - новички в социальных сетях, и если в США первые блоги появились в 1997 г., а их пик пришелся на 2007 г., то у нас в 2007 г. появился первый библиотечный блог Екатерины Ефимовой - Библиотечной мыши. В стремлении завоевать аудиторию было допущено несколько промахов, которые продолжают существовать в качестве укоренившихся ошибок до сих пор.

Если рассматривать 2 вида блогов - официальные и личные, то представительство библиотек в сети (даже от личного имени) является официальным, а потому субъективизм, небрежности, пошлые рифмы, заигрывания недопустимы. Нельзя говорить в блоге то, что тебе будет стыдно потом произнести перед аудиторией.

Вывел библиотеку в социальную сеть - значит заявил о ней всему миру, соответственно и репутация её должна быть на высоком уровне! Строго должны быть оговорены те моменты, которых не должно быть в информационном поле социальной сети, а чтобы не ограничивать творчество сотрудника, занимающегося наполнением странички библиотеки в соцсетях, необходимо найти разумный баланс между личным и общественным. В конечном итоге, корректное представительство в сети банально определяется уровнем воспитания человека.

Динеева О.В., ведущая круглого стола, заместитель директора по обслуживанию читателей Государственной публичной исторической библиотеки выступила с содержательным докладом "Администрирование аккаунтов библиотек в социальных медиа".

Одним из важных постулатов выступления была мысль о том, что для эффективного представления библиотеки в социальных сетях, необходим труд нескольких единомышленников, которые уже имеют пассивный опыт нахождения в соцсетях и готовы явить себя, точнее - свою библиотеку, миру. В такой команде обязательно должны быть исполнители и руководители - те, кто кропотливо собирает материал, делает авторские фотографии, пишет тексты, и те, кто корректирует, контролирует его постановку на сайт, планирует работу и отчитывается за неё. Это не просто представительство в сети, это хорошо продуманный маркетинг, который должен вести к намеченной цели.
Смотреть презентацию О.В. Динеевой полностью.

Библиотекари, представляющие свое учреждение в соцсетях, должны быть общительными, грамотными, умеющими писать, обладающие тактом, знанием этических норм, характер, воспитание и личные качества которых способствуют нахождению диалога с удаленным пользователем.

С некоторыми презентациями прошедшей конференции, а также мультимедийными материалами II и III межрегиональной научно-практической конференции можно познакомиться в методическом отделе ЦГБ г. Пскова.

Источник: сайт ЦБС г. Пскова


Вход в систему