20 ноября в Псковской областной универсальной научной библиотеке (ул. Профсоюзная, д. 2) в преддверии предстоящего 180-летия Псковской губернской библиотеки состоялось открытие выставки «ПРИПИСАННЫЙ, КАК ДОМОВОЙ...» из фондов музея-заповедника «Михайловское».
Выставка посвящена 110-летию Семёна Степановича Гейченко - «Хранителя Пушкиногорья», легендарного музейщика и автора книг, которые до сих пор актуальны и востребованы среди читателей, знатоков и исследователей его творческого наследия. В этой экспозиции 110 фотографий - по числу юбилейных лет, и Семён Степанович здесь представлен не парадно, а очень по-человечески. На одних снимках - как лиричный мечтатель, на других - озорной заводила всяческих затей в музее, на третьих - наставник, любящий муж и отец, даже читатель... На выставке также представлены и литературные произведения, написанные С.С. Гейченко в разные годы. Эта выставка, бесспорно, будет интересна читателям, псковичам и гостям Псковского края, которые помнят Семёна Степановича Гейченко, читали его замечательные статьи и книги.
- Семен Семенович Гейченко - с 1945 года директор музея-заповедника «Михайловское» - является духовным наследником Пушкина, «Домовым», благодаря ему после войны были восстановлены пушкинские места на Псковщине, и в годы его директорства люди ехали в Михайловское не только на встречу с великим русским поэтом, но и чтобы увидеть и услышать Хранителя Заповедника. Поэтическая родина А.С.Пушкина.
-
В Пскове открылась выставка о Семёне Гейченко - видеорепортаж с открытия выставки.
- В объективе - Семен Гейченко
К 110-летию С.С.
Гейченко
«ПРИПИСАННЫЙ, КАК ДОМОВОЙ...»
Из фондов Пушкинского Заповедника и частных собраний
Мой друг судьбой сторожевой
И пониманьем жизни сущим
Из пепла сделал мир живой
На грани прошлого с грядущим.
М.А. Дудин. Семену Степановичу Гейченко.
14 февраля, день рождения Семена Степановича Гейченко, в жизни Пушкинского Заповедника равен по своей исторической значимости такой дате как 8 августа 1824 года, когда в Михайловское приехал ссыльный Александр Сергеевич Пушкин. Эти даты всегда окрашены праздничной интонацией, присутствующей во всех мероприятиях, представленных в такие дни музеем-заповедником. Эта выставка посвящена 110-летию С.С. Гейченко, прославленному директору Пушкинского Заповедника (1945 - 1993), неутомимому творчеству и настойчивости которого мы все обязаны послевоенным воссозданием и процветанием музея.
Образ Домового («приписанный, как домовой, навечно к пушкинскому дому»), созданный поэтом и близким другом С.С. Гейченко М.А. Дудиным, как нельзя лучше характеризует полувековой труд и каждодневный подвиг С.С. Гейченко, участника Великой Отечественной Войны и созидателя послевоенного Пушкинского Заповедника. Подтверждением правильности и естественности такого восприятия окружающими Семена Степановича могут быть и воспоминания другого близкого ему человека - профессора Санкт-петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, художника А. К. Соколова: «Он необычайно точно соответствовал своему назначению, определенному судьбой его жизни, и кажется, что Пушкин предвидел именно его, когда написал стихотворение «Домовому».
Домовой, Хранитель, директор, Герой Социалистического Труда, заслуженный работник культуры, дважды лауреат Государственной премии, писатель, а для кого-то просто дед Семен, за свою долгую жизнь стал свидетелем многих эпохальных событий. Его детство прошло в дореволюционной России, юность совпала с революционными катаклизмами и первыми годами становления молодого Советского государства. Но уже тогда было ясно, что поколению Семена Степановича предстоит сохранить и передать последующим поколениям многовековой опыт культурной жизни России. Этому была посвящена его работа по восстановлению дворцовых экспозиций в родном Петергофе, в Русском музее, в Пушкинском Доме Академии Наук. Подобно многим современникам Семен Степанович ощутил на себе холод лагерных застенков и ужасы войны, тяжесть преодоления послевоенной разрухи и всеобъемлющую народную любовь. Он оставил потомкам замечательные рассказы об Александре Сергеевиче Пушкине, дворовом окружении поэта, о святых пушкинских местах, без посещения которых нельзя, в полной мере, приобщиться к русской культуре. За свою полувековую работу в Пушкинском Заповеднике он спроектировал и организовал десятки выставок и экспозиций, стал основателем многих музейных традиций, превратил этот уголок нашей Родины в прекрасное сказочное «Лукоморье».
О С.С. Гейченко написано много статей и воспоминаний его современниками - друзьями и коллегами, добрыми знакомыми. Сегодняшнее поколение музейщиков, поколение XXI века. Поколение тех, кому не довелось услышать и увидеть своими глазамиэтого замечательного сказочника, художника, коллекционера, экспозиционера - новатора, может почерпнуть о нем сведения из литературного наследия, архивных документов, воспоминаний и многочисленных фото и киноматериалов. Обращаясь к обширному фотографическому материалу, организаторы выставки попытались рассказать о многогранной личности Семена Степановича Гейченко и показать его не только, как безмерно преданного делу музейщика, но и как верного товарища, веселого затейника и кудесника, незаурядного рассказчика и лицедея, заботливого мужа и отца. Выставка рассказывает о рядовых буднях директора музея и о веселых минутах отдыха, демонстрирует Хранителя в минуты вдохновения и печали, наедине с собой и среди влюбленных в него слушателей, в торжественные минуты награждений и за повседневной рутинной работой.
Основу выставки составляют 110 фотографий с негативов, хранящихся в фондах Пушкинского Заповедника. Их авторами были фотокорреспонденты В.В. Ахломов(«Известия»), Ю.Г. Белинский и Р.П. Кучеров (агентство ТАСС), реставратор Псковской реставрационной мастерской М.И. Семенов. Здесь же представлены фотографии В.С. Бозырева, долгие годы трудившегося рядом с легендарным Хранителем. Все они были друзьями и помощниками С.С. Гейченко. Большинство фотографий сделано в неформальной обстановке. Отсутствие официоза - таков был стиль жизни Хранителя. Это видно по передаче в кадре живого, подвижного образа Семена Степановича, даже во время съемок в официальной обстановке, а порою в самых неожиданных сценах, словно бы «подсмотренных» фотографом. Во всех работах остро чувствуется отношение любви и уважения самого автора к Хранителю. Визуальный портрет С.С. Гейченко дополняет портрет цитатный, складывающийся из книг и переписки, содержащих воспоминания его друзей, коллег, гостей и посетителей музея-заповедника. В горизонтальных витринах представлено литературное наследие С.С. Гейченко: архивные материалы с его автографами, дневники природы, которые он ежедневно вел на протяжении всей жизни в Михайловском.
Выставка «Приписанный, как домовой...» - это взгляд из XXI века на легендарного героя ХХ века. Века, в котором был основан Пушкинский Заповедник, затем варварски разрушенный войной и снова воскресший из пепла, ставший святыней и культурным достоянием всего русского народа. Запись живого голоса Семена Степановича создаёт иллюзию его присутствия, фотографии воссоздают его образ. Все вместе они позволяют посетителю один на один встретиться с легендарным Хранителем Пушкиногорья. Устроители выставки надеются, что каждый гость, даже не будучи лично знаком с Гейченко, сможет найти свой образ этого человека, увидеть и услышать своего Семена Степановича.
Отдел выставок, реставрации и народных промыслов Пушкинского Заповедника
21-11-2013
В объективе - Семен ГейченкоВ областной библиотеке открылась выставка фотографий и литературных материалов памяти «Хранителя Пушкиногорья» - Семена Степановича Гейченко.20 ноября в Псковской областной универсальной научной библиотеке в преддверии предстоящего 180-летия Псковской губернской библиотеки открылась выставка «Приписанный, как домовой...» из фондов музея-заповедника «Михайловское», посвященная 110-летию Семёна Степановича Гейченко - «Хранителя Пушкиногорья», легендарного музейщика и автора книг. Выставку представила директор Псковской областной универсальной научной библиотеки Вера Ивановна Павлова. Затем Людмила Павловна Тихонова, заместитель директора Музея-заповедника им. А. С. Пушкина «Михайловское» по музейной, научной и экскурсионной работе, рассказала интересные подробности о самом Семене Степановиче - она знала его лично - и о фотографиях, представленных на выставке. А их целых сто десять - по числу юбилейных лет. На снимках Семен Гейченко предстает не парадно, а очень по-человечески. На одних он лиричный мечтатель, на других - озорной заводила всяческих затей в музее, на третьих - наставник, любящий муж и отец, и даже читатель... Авторы этих снимков - фотокорреспонденты В.В. Ахломов(«Известия»), Ю.Г. Белинский и Р.П. Кучеров (агентство ТАСС), реставратор Псковской реставрационной мастерской М.И. Семенов. Здесь же представлены фотографии В.С. Бозырева, долгие годы трудившегося рядом с легендарным Хранителем. Все они были друзьями и помощниками С.С. Гейченко. Большинство снимков сделано в неформальной обстановке. Отсутствие «официоза» - таков был стиль жизни Хранителя. Визуальный портрет дополняется портретом цитатным, он складывается из книг и переписки, в которых содержатся воспоминания его друзей, коллег, гостей и посетителей музея-заповедника. Книги самого Семена Гейченко до сих пор актуальны и востребованы среди простых читателей, а также знатоков и исследователей его творческого наследия. В горизонтальных витринах открывшейся выставки представлены архивные материалы с автографами Семена Степановича, дневники природы, которые он ежедневно вел на протяжении всей жизни в Михайловском.Такая выставка, бесспорно, будет интересна читателям Псковской областной научной библиотеки и всем псковичам и гостям Псковского края, которые помнят Семёна Степановича Гейченко, читали его замечательные статьи и книги.
|