Международная школа качества
ПСКОВСКИЙ ОПЫТ - ВСЕЙ РОССИИ:
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Время предъявляет все новые и новые требования к библиотечной отрасли. Менеджмент качества признан современными экономистами России (и не только ими!) одним из кардинальных направлений устойчивого развития страны. Недаром в 1996 году была утверждена Национальная Премия Правительства Российской Федерации в области качества, которая, прежде всего, является премией престижа в выполнении той или иной работы.
В 2005 году Псковская областная универсальная научная библиотека приняла участие в конкурсе на премию качества Правительства РФ. Это был первый опыт участия библиотеки в столь престижном конкурсе. Аналогов участия учреждений культуры, в частности, библиотек в этом конкурсе еще не было. В конкурсе принимали участие, в основном, крупные компании такие, как «Балтика», швейное объединение «Большевичка», «КАМАЗ», высшие учебные заведения. Псковская областная универсальная библиотека стала первой участницей конкурса в культуре и в библиотечном деле России и стала его дипломантом. Библиотека получила от независимых экспертов полную оценку своей деятельности и определила области для улучшения работы библиотеки по системе менеджмента качества. Получение такого диплома - это и почетно и накладывает определенные обязательства по распространению идеи качества.
На базе Псковской областной универсальной научной библиотеки уже на протяжении 9 лет проходит Международная школа качества. Открытие Школы качества состоялось 19 октября 2004 года на базе Псковской ОУНБ, выездные сессии которой проводились в Пушкинских Горах. Занятия в Школе качества проводили высококвалифицированные специалисты А.И. Кочетов, академик, профессор Академии проблем управления качеством, Л.А. Дубровина, советник Отдела архивов Управления культурного наследия, художественного образования и науки Министерства культуры и массовых коммуникаций, С.А. Аленькова, специалист Федерального агентства по культуре и кинематографии. Практические занятия проводили специалисты Псковской ОУНБ: Павлова В.И., Акинфиева О.В., Алексеева Е.А., Антонова Н.И., Дуброва Н.А. и Митрофанова Н.А.
Главные задачи школы:
-
- исследовать роль библиотеки в обществе;
- рассмотреть взаимосвязи библиотеки с различными социальными и общественными институтами (органы власти, учредители, общественные организации и местное сообщество, потребители индивидуальные и корпоративные);
- определить критерии деятельности библиотеки в современном обществе и др.
На Школе качества библиотечные специалисты познакомились с философией и концепцией современного менеджмента качества, определили место и роль библиотечных специалистов в разработке и внедрении системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО серии 9001; накопили практические знания по технологии внедрения менеджмента качества в библиотеках.
Став координатором и базовой площадкой для реализации образовательных инициатив межрегионального характера для библиотекарей и библиотек Северо-Запада по проблемам качества, Псковская областная универсальная научная библиотека следующим этапом развития и внедрения менеджмента качества в деятельность библиотек избрала организацию зональных Школ качества для библиотечных специалистов Псковской области. С 2004 года в Псковской области были организованы зональные школы качества. Решением коллегии Государственного комитета по культуре зональные Школы качества были открыты в ноябре и декабре 2004 года в ЦБС Опочецкого, Дедовичского, Печорского районов и города Великие Луки, которые стали методическими центрами непрерывного образования прилегающих к ним территорий. В 2012 году Зональные школы качества созданы на базе Невельской, Новосокольнической, Островской, Порховской центральных районных библиотек. К каждой из зональных Школ прикреплены по 5-7 близлежащих районов, были определены приоритетные направления в обучении библиотекарей области:
- новые технологии в работе с фондами и каталогами;
- информационно-ресурсное обеспечение деятельности библиотеки;
- сохранность и безопасность библиотечных фондов,
- использование информационно-коммуникативных технологий в работе с реальными и потенциальными пользователями библиотек,
- управление краеведческими информационными ресурсами.
Отзывы участников зональных Школ подтвердили правильность выбранных нами приоритетов в обучении районного звена.
Международная и зональные школы качества помогают углубить теорию и обогатить практику опытом применения менеджмента качества в библиотечной деятельности.