«Таких
библиотек должно быть больше на селе! Это необходимо людям. И книг
прибавилось и Интернет появился. Спасибо!» - так оценила работу Борковской
модельной библиотеки Великолукского района одна из читательниц этой библиотеки. Об этом, наверное, мечтают многие сельские жители. В этом
году, который объявлен в Псковской области Годом сельских библиотек, число
модельных библиотек в Псковской области увеличится, ведь 30 сельским
библиотекам региона в Общероссийский день библиотек были вручены сертификаты
Администрации Псковской области на открытие модельных библиотек.
В Псковской области модернизация
сельских библиотек началась в 2006 году, когда при содействии
Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Министерства культуры Российской
Федерации в Великолукском и Печорском районах были созданы первые компьютерные
сельские библиотеки.
Подробности читайте в разделе нашего библиотечного портала "
Модельные библиотеки".
- Какие изменения произошли в работе модельных библиотек?
- Как изменился имидж библиотеки в глазах местного сообщества?
«Модельная библиотека как феномен сельской культуры: результаты анкетирования»
Отдел
координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной
научной библиотеки провел итоги исследования «Модельная
библиотека как феномен сельской культуры».
В исследовании приняли участие модельные / компьютерные библиотеки
Великолукского, Гдовского, Печорского, Пушкиногорского районов. Всего получено
и проанализировано 70 анкет.
В
Псковской области модернизация сельских библиотек началась в 2006 году, когда при
содействии Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Министерства культуры
Российской Федерации в Великолукском и Печорском районах были созданы первые
компьютерные сельские библиотеки. В настоящее время в области работают 21
модельная библиотека (городских и сельских), из них 8 открыты при поддержке
муниципальных органов власти. В 2012 году открыта Перовомайская модельная библиотека в Островском районе.
- Какие изменения произошли в работе модельных библиотек?
- Как изменился имидж (образ) библиотеки в глазах местного сообщества, расширился ли ассортимент библиотечно-библиографических услуг, предоставляемых модельными библиотеками населению
В ходе исследования «Модельная библиотека как
феномен сельской культуры» стояла задача выяснить степень
информированности жителей о деятельности модельных библиотек, об их новых
информационных технологиях и услугах, об
эффективности работы модернизированных библиотек. На вопросы анкеты ответили 35,7 % читателей в возрасте от 25 до 50 лет;
32,9 % - старше 50 лет и 31,4 % - от 15 до 25 лет. Большая часть опрошенных - это специалисты
со средним специальным (45,7 %) и высшим образованием (25,7 %). Достаточно
большую группу составили пользователи, имеющие среднее образование - 28,6 %.
Это молодежь и учащиеся старших классов. Таким образом, можно сделать вывод о
том, что в опросе приняла участие наиболее образованная часть населения.
Цели,
с которыми пользователи приходят в библиотеки, самые различные: для учебы (32,8 %), для
работы (21,5 2%), для самообразования (1,4 %), но преобладает личный интерес -
44,3 %, т.е. ощущается потребность в
чтении, в информации. Большинство
респондентов - постоянные и частые посетители библиотек: 34,3 % ответили, что посещают еженедельно; 45,7 % -
один раз в две недели; 15,7 % - примерно один раз в месяц. Всего 4,3 % посещают библиотеку один раз в 2-3
месяца.
Выяснилось, что 78,6 % анкетируемых считают, что с
внедрением новых технологий работа библиотеки изменилась и «стала лучше».
С
открытием в модельных библиотеках центров правовой информации появилась
возможность доступа к справочно-правовым базам данных (отметили 35,7 %). Благодаря выходу в Интернет (отметили 62,8 %)
библиотеки выполняют функции центра
социально-бытовой информации: адресам работы различных учреждений как в
районе, области, так и в целом по стране, графики движения транспорта, условия
поступления в учебные заведения. Для оперативного обслуживания населения по
различным вопросам, модельные библиотеки
формируют собственные базы данных, такие
как «Адреса, время работы всех организаций и учреждений, расположенных на
территории села, района», «Центр
занятости предлагает», «Медицинские учреждения в ... районе», «Куда пойти
учиться». Хорошая материально-техническая база библиотек
позволяет предоставлять населению дополнительные
платные копировально-множительные услуги
- к ним обращалось 57,1 % пользователей. В библиотеках активно используется
достаточно новая форма обслуживания - электронная
доставка документов (11,4 %). Каждый житель может воспользоваться услугой электронной почты и открыть свой собственный почтовый ящик (25,7
%).
Все модельные библиотеки стали центрами
обучения населения работе с информационными технологиями: создаются учебные
группы молодежи, пенсионеров. В условиях экономического кризиса учиться
работать на компьютере в библиотеку все чаще приходят люди активного трудового возраста, в том
числе оставшиеся без работы (14,3
%).
Оперативно удовлетворять запросы читателей позволяет обращение к информационным ресурсам, размещенным на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки. Чтобы воспользоваться услугой «Предоставление сводного электронного каталога Псковской областной универсальной научной библиотеки» читатели прибегают к помощи библиотекарей.
Для 12,8 % пользователей модельных библиотек «ничего не изменилось», а 8,6 % вообще затруднились ответить на этот вопрос. Не нашлось ни одного пользователя, кто считает, что библиотеки стали работать хуже.
Отвечая на вопрос «В чем Вы заметили изменения в работе библиотек?», читатели отмечали и поступление новых книг, и проведение мероприятий с помощью компьютерных технологий, и более качественное информационное обслуживание.
Особенно эмоциональными были комментарии к этому вопросу у пользователей модельных библиотек Великолукского района. Они благодарили библиотечных работников: «Интернет - это классно! Спасибо библиотекарям! Они у нас продвинутые! А какие создают презентации!» (Булынинская модельная библиотека); «Научилась работать на компьютере. Спасибо библиотеке!» (Борковская модельная библиотека). Отмечали, что с внедрением новых компьютерных технологий быстро и качественно предоставляются услуги: «Интернет-услуги - это хорошо!» (Великолукская ЦРБ им. И. Васильева); «Интернет! Связь с миром! Ура!»; «Электронная доставка документов - это очень нужно и перспективно!» (Булынинская модельная библиотека). Читатели отмечали также, что в библиотеках стало гораздо комфортнее и уютнее, создаваемые библиотекарями презентации «очень оживляют библиотечную работу". «Таких библиотек должно быть больше на селе! Это необходимо людям. И книг прибавилось и Интернет появился. Спасибо!» - такой общий вывод можно сделать вслед за читательницей Борковской модельной библиотеки.
Среди разнообразных запомнившихся мероприятий были: встречи с писателями И.Е. Петровым (Гдовский район), краеведом Н. Розовым, поэтессой Т.В. Гореликовой (Печорский район); презентация книги «Не прервется связь времен» (Печорский район), заседания клубов: «Струны сердца» (Великолукский район), «Лилия», «Садовод-огородник», «Горница» (Печорский район); интерактивные игры: «Экологический марафон» (Великолукский район), «Грани знаний», «Сегодня школьник - завтра избиратель!» (Печорский район), виртуальная экскурсия по храмам Гдовского района (Гдовская ЦРБ); проведение еженедельного духовного видеосалона (Печорская ЦРБ); выставки декоративно-прикладного искусства сельских умельцев (Пушкиногорский район) и многие другие. Модельные библиотеки разрабатывают совместно со школами программы в помощь образовательному и воспитательному процессу. На базе библиотек проводятся учебные занятия по предметам «Мировая художественная культура», «Изобразительной искусство», «Музыка», «Народная культура», «История России», «Мировая история».Для продвижения видеоматериалов из фонда, библиотеки становятся видеообразовательными центрами: открываются видеогостиные, видеоклубы, например, Клуб интеллектуального кино, их программы предусматривают обязательное коллективное обсуждение зрителями увиденных программ. Все это позволяет организовать полезный досуг населения. Современной России нужны просвещенные, мыслящие, а значит и читающие люди. И роль библиотек в общественно-культурной жизни местного сообщества трудно переоценить. Не случайно в анкете на вопрос: «Библиотека для вас - это»... читатели не ограничивались одним из предложенных вариантов ответов. Для них библиотека прежде всего информационный центр (72,8 %), культурный центр местности (61,4 %), центр общения и образовательный центр (37,1 %). Ответы - библиотека как центр компьютерных технологий(28,6 %), как место интересного времяпрепровождения (15,7 %), связующее звено между глубинкой и центром (7,0 %) - выбирали в основном в сельских компьютерных библиотеках.
Оперативно удовлетворять запросы читателей позволяет обращение к информационным ресурсам, размещенным на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки. Чтобы воспользоваться услугой «Предоставление сводного электронного каталога Псковской областной универсальной научной библиотеки» читатели прибегают к помощи библиотекарей.
Для 12,8 % пользователей модельных библиотек «ничего не изменилось», а 8,6 % вообще затруднились ответить на этот вопрос. Не нашлось ни одного пользователя, кто считает, что библиотеки стали работать хуже.
Отвечая на вопрос «В чем Вы заметили изменения в работе библиотек?», читатели отмечали и поступление новых книг, и проведение мероприятий с помощью компьютерных технологий, и более качественное информационное обслуживание.
Особенно эмоциональными были комментарии к этому вопросу у пользователей модельных библиотек Великолукского района. Они благодарили библиотечных работников: «Интернет - это классно! Спасибо библиотекарям! Они у нас продвинутые! А какие создают презентации!» (Булынинская модельная библиотека); «Научилась работать на компьютере. Спасибо библиотеке!» (Борковская модельная библиотека). Отмечали, что с внедрением новых компьютерных технологий быстро и качественно предоставляются услуги: «Интернет-услуги - это хорошо!» (Великолукская ЦРБ им. И. Васильева); «Интернет! Связь с миром! Ура!»; «Электронная доставка документов - это очень нужно и перспективно!» (Булынинская модельная библиотека). Читатели отмечали также, что в библиотеках стало гораздо комфортнее и уютнее, создаваемые библиотекарями презентации «очень оживляют библиотечную работу". «Таких библиотек должно быть больше на селе! Это необходимо людям. И книг прибавилось и Интернет появился. Спасибо!» - такой общий вывод можно сделать вслед за читательницей Борковской модельной библиотеки.
Среди разнообразных запомнившихся мероприятий были: встречи с писателями И.Е. Петровым (Гдовский район), краеведом Н. Розовым, поэтессой Т.В. Гореликовой (Печорский район); презентация книги «Не прервется связь времен» (Печорский район), заседания клубов: «Струны сердца» (Великолукский район), «Лилия», «Садовод-огородник», «Горница» (Печорский район); интерактивные игры: «Экологический марафон» (Великолукский район), «Грани знаний», «Сегодня школьник - завтра избиратель!» (Печорский район), виртуальная экскурсия по храмам Гдовского района (Гдовская ЦРБ); проведение еженедельного духовного видеосалона (Печорская ЦРБ); выставки декоративно-прикладного искусства сельских умельцев (Пушкиногорский район) и многие другие. Модельные библиотеки разрабатывают совместно со школами программы в помощь образовательному и воспитательному процессу. На базе библиотек проводятся учебные занятия по предметам «Мировая художественная культура», «Изобразительной искусство», «Музыка», «Народная культура», «История России», «Мировая история».Для продвижения видеоматериалов из фонда, библиотеки становятся видеообразовательными центрами: открываются видеогостиные, видеоклубы, например, Клуб интеллектуального кино, их программы предусматривают обязательное коллективное обсуждение зрителями увиденных программ. Все это позволяет организовать полезный досуг населения. Современной России нужны просвещенные, мыслящие, а значит и читающие люди. И роль библиотек в общественно-культурной жизни местного сообщества трудно переоценить. Не случайно в анкете на вопрос: «Библиотека для вас - это»... читатели не ограничивались одним из предложенных вариантов ответов. Для них библиотека прежде всего информационный центр (72,8 %), культурный центр местности (61,4 %), центр общения и образовательный центр (37,1 %). Ответы - библиотека как центр компьютерных технологий(28,6 %), как место интересного времяпрепровождения (15,7 %), связующее звено между глубинкой и центром (7,0 %) - выбирали в основном в сельских компьютерных библиотеках.
Как показывает время, библиотеки
остаются на селе востребованными, если идут в ногу со временем. Цель
компьютерных библиотек на селе - изменить качество жизни сельских жителей,
способствовать их адаптации к современным
условиям.
В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях, доступ к каталогам ведущих библиотек и ресурсов информационных центров страны. В модельных библиотеках обучают поиску информации в Интернете, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой. Модельная библиотека - это многофункциональный, информационно-культурный, образовательный и просветительский центр.
Сотрудники модельных библиотек стараются в совершенстве овладевать новыми технологиями, информационной культурой, расширяя сферу услуг для своих пользователей, благодаря чему библиотеки по настоящему востребованы жителями и остаются подлинными информационными и духовными центрами на местах.
В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях, доступ к каталогам ведущих библиотек и ресурсов информационных центров страны. В модельных библиотеках обучают поиску информации в Интернете, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой. Модельная библиотека - это многофункциональный, информационно-культурный, образовательный и просветительский центр.
Сотрудники модельных библиотек стараются в совершенстве овладевать новыми технологиями, информационной культурой, расширяя сферу услуг для своих пользователей, благодаря чему библиотеки по настоящему востребованы жителями и остаются подлинными информационными и духовными центрами на местах.