Александр Проханов - «не случайный человек для Псковской земли». Псковская земля хранит в себе все важные меты истории России. В память и во славу тех поколений, что собирали, отстаивали и укрепляли духом эту землю и народ ее, поднялся на Псковщине Священный Холм. Напомним, что идея воздвижения Святого кургана принадлежит известному российскому писателю, публицисту, политическому деятелю Александру Проханову.
«Пятьдесят лет я связан с Псковщиной. Четыре раза в год я приезжаю в Псков. Он учил меня жить, любить, дружить, страдать, бороться с напастями. Все здесь очень знакомо, здесь много добрых людей, которым я обязан своими знаниями, представлениями. Все они покоятся в земле Псковской».
Встреча с Александром Прохановым, известным публицистом, журналистом, редактором, общественным деятелем состоится на книжном форуме «Русский Запад» 10 апреля в 17.00 в актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке (ул. Профсоюзная, д. 2).
Представляем - писатель Александр Проханов. В свое время Юрий Трифонов сказал о молодом писателе Александре Проханове: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». |
Читатель, вчитайся в эти строки! Перед ними, как на апрельском солнце «Русского Запада», тают все политико-идеологические споры. Он проснулся и вышел в умытый утренний город. Брел не спеша по многолюдным улицам, кланяясь встречным церквам. Никола-на-горке с крепкой отроческой головой, удивленно и радостно глядящий сквозь зелень. Михаил Архангел в белоснежной просторной рубахе с огненным пояском вокруг шеи и румяной тихой улыбкой. («Господин Гексоген») Пожалуй, на постсоветском литературном пространстве нет более писателя, в биографической справке которого мы находим сведения: работает в жанрах социалистический реализм, постмодернизм. Красота природы, человеческие взаимоотношения раскрываются в традициях русского литературного слова, но реалии современного общества вдруг выразительно взрываются именно постмодернистскими красками. Александр Проханов - человек незаурядной судьбы. Биография Александра Андреевича это история его Отечества, когда сформировался особый тип человека - «советский человек». В 2002 г. за роман «Господин Гексоген» писателю присуждена литературная премия «Национальный бестселлер». Взрываемая Россия рыдает голосами простых россиян и просит о помощи. В собственном бессилии мечется его герой по российской столице, шепча про себя спасительные слова молитвы: - Господи, спаси Москву. Бывшие друзья неожиданно встречаются, между ними пролегла целая эпоха. - Нет страны, нет армии, нет государства. Есть мы с тобой, и у каждого общая боль... Современное цивилизованное общество призвано аккумулировать разные художественные вкусы, идеологические точки зрения. Только так организуется толерантное пространство социума. Александр Проханов готов к диалогу, даже, если его собеседник иных политических взглядов и эстетических убеждений. Мы благодарны писателю за его любовь и внимание к нашему городу. Псков для него не только многовековая история, но и место, в котором заложен огромный потенциал духовного возрождения России. Покровская башня, куда он пришел, удивила скромностью своих размеров, словно усохла, состарилась, и от нее уже не исходила былая богатырская мощь. Камни, которых он касался, желая обнаружить сокровенную скважину, были намертво замурованы, холодны, не откликались на прикосновения. Великая угрюмо катила стылые серые волны, ничем не напоминая живой, улетавшей к звездам реки. («Господин Гексоген») Региональный центр чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки.
|
Александр Проханов - «не случайный человек для Псковской земли».
«Пятьдесят лет я связан с Псковщиной. Четыре раза в год я приезжаю в Псков. Он учил меня жить, любить, дружить, страдать, бороться с напастями. Все здесь очень знакомо, здесь много добрых людей, которым я обязан своими знаниями, представлениями. Все они покоятся в земле Псковской».
Псковская земля хранит в себе все важные меты истории России. В память и во славу тех поколений, что собирали, отстаивали и укрепляли духом эту землю и народ ее, поднялся на Псковщине Священный Холм. Напомним, что идея воздвижения Святого кургана принадлежит известному российскому писателю, публицисту, политическому деятелю, редактору газеты «Завтра» Александру Проханову.
В одном из своих интервью Александр Проханов «С ХОЛМА ВИДНА ВСЯ РОССИЯ...», отвечая на вопрос, почему Псков, а не какое-либо другое место нашей необъятной Родины стало местом для возведения Священного холма, писатель ответил так: «Псковская земля, как ни одна другая, несет в себе отпечатки всех исторических эпох России, она вся полна таинственных священных мест, коих прикоснулся русский ангел, где он целовал Россию. На Псковщине существует место, куда причалил челн князя Трувора, брата Рюрика и Синеуса. Это тот Трувор, который сел княжить в Старом Изборске, и откуда повелась летописная история России. Там же, на Псковщине, существует местечко Выбуты, где родилась княгиня Ольга, первая княгиня-христианка, основавшая город Псков, оставившая неизгладимый след в русской истории, в русской душе. Тут же, поодаль, в сельце Будник, в небольшой речушке Черехе, можно увидеть огромный смуглый блестящий покрытый потом, влагой камень, похожий на спину всплывшего из воды кита. Это то место, где родился князь Владимир Красное Солнышко, равноапостольный креститель Руси. Отсюда, от Пскова, повелась великая христианская русская история. Тут же, на Псковщине, на берегу Чудского озера, в селе Кобылье Городище, где стоит величественный храм, глядящий своими куполами и крестами в Чудское озеро, состоялась битва Александра Невского с тевтонами. Там, на водах озера, где, невидимый, таится Вороний камень, состоялась ледовая сеча, где святой князь Александр Невский разгромил наголову тевтонский орден...». И таких памятных мест немало на Псковской легендарной земле. Вот почему в нескольких километрах от Старого Изборска (в сторону Печор) насыпан этот Святой курган.
«Этот Священный Холм призван вобрать в себя горсти земли, олицетворяющие растерзанную нашу историю, соединить их в себе, заставить их сочетаться, ожить, воскресить во всей полноте и красоте великое русское прошлое». Размышляя о «Священном Холме» некоторое время спустя после его открытия, Александр Проханов отметил, что «Священный Холм» зажил своей жизнью. Своими корнями, как растение, он зацепился за русскую историю. Он жив и будет жить, даже когда нас не станет. У людей появились очень трогательные отношения с этим Холмом. Это не просто мертвые камни и древесина. Здесь происходят сложнейшие духовные, метафизические процессы. «Священный Холм» живет, дышит, плачет, радуется. Этот памятник замышлялся не как какой-то каприз, гордыня. У него нет авторов, вдохновителей или создателей. Он создан усилиями радетелей Псковской земли».
Им книга «Холм», которая тесно связана с Псковщиной. В романе отражена псковская жизнь, тема древности и сегодняшней псковской реальности, порой очень жестокой. Здесь описаны личные переживания автора, который у каждой горсти земли, у каждого камня и ручья кается, вспоминает, пытается осмыслить свою жизнь. Книга, как и сам Холм, - живая и дышащая. «В этой книге есть легенда: Вифлеемская звезда двигалась на Север и приземлилась здесь, на Псковщине, в Мальской долине. Этот Вифлеемский рай - Мальскую долину - вырыла звезда. Те валуны, из которых сложен «Священный Холм», - осколки той звезды. В легенде говорится, что во второе пришествие Христа эта звезда вновь воспарит, озаряя «Священный Холм».