220803100240 copy«Скорый поезд к дому мчится...»: на такую интересную экскурсию для романтиков «больших дорог» зовет любителей истории Молодёжный центр г. Пскова в Псковский железнодорожный музей.

Псковский железнодорожный музей – это пространство, которое придётся по душе любителям истории, техники и дорожной романтики. Встреча назначена – 4 августа в 15.00 час. на улице Вокзальной, 38 – напротив железнодорожного вокзала. Желающие попасть на экскурсию имейте ввиду - запись проводится через координатора - подробности см. на ЦДИ - http://businesspskov.ru/news/198116.htmlНа экскурсии участники познакомятся с огромной коллекцией исторических экспонатов, которые обнаружил, собрал и учредил их в музее ветеран Великой Отечественной войны А. И. Валентика.

muzei pskovПсковский железнодорожный музей был учреждён в 1967 г. по инициативе железнодорожника-энтузиаста, ветерана Великой Отечественной войны Александра Валентика. Он проделал огромную работу по обнаружению, систематизации и изучению архивов, сбору и обработке воспоминаний о развитии и деятельности железных дорог в нашем регионе в разные годы. Музей имеет двух «отцов-основателей» - личностей явно незаурядных! Инициатором его создания был Николай Львович Мельников, начальник Псковского отделения Октябрьской железной дороги в 1962-1977 годах. Фронтовик, отважно воевавший под началом легендарного Георгия Жукова.  Умелый хозяйственник и администратор в сфере железнодорожного транспорта, награжденный орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны двух степеней. Дважды он был удостоен знака «Почетный железнодорожник». Блестящим исполнителем идеи создания музея был его близкий друг – Александр Валентик. Потомственный железнодорожник, имевший особое звание инженер-майор тяги, он работал в Пскове с 1963 года. Имел 12 государственных наград, включая Орден Отечественной войны. Валентик провел большую научно-поисковую работу по изучению истории железной дороги в СССР, России и на Псковщине. С момента основания и по 1979 год именно он руководил железнодорожным музеем в Пскове, создал и самую первую музейную экспозицию.

2ZCHj1501937765Экспозиция музея состоит из трёх тематических залов, которые полностью погрузят в особую атмосферу и заставят побыть в роли железнодорожников. Псковский железнодорожный музей расположился в историческом центре микрорайона железнодорожников. Изначально он занимал часть здания Псковского железнодорожного вокзала, а в 1984 г. музей переехал, под экспозиции был отдан первый этаж пятиэтажного здания бывшей поликлиники. Не заметить музей невозможно: вход отмечен большим семафором и колёсной тележкой.

Время работы: вторник — пятница: с 11:00 до 17:00,суббота: с 11:00 до 15:00, воскресенье и понедельник: выходной.Адрес: Псков, ул. Вокзальная, 38. Телефон: +7 (8112) 70-66-32.

Заглянуть виртуально в залы Псковского железнодорожного музея можно по ссылке - «Псковские железные дороги» https://pskovrail.ru/novosti/pskovskii_zhd_muzei_hroniki.html.

Напомним, что российские железнодорожники отмечают свой профессиональный праздник по уже сложившейся традиции в первое воскресенье августа. Для многих жителей города Пскова и Псковской области этот праздник очень знаменателен, ведь на территории нашего региона расположены крупные железнодорожные узлы.

К празднованию Дня железнодорожника предлагаем ознакомиться с интересными материалами Псковского агентства информации (ПАИ) по истории Октябрьской железной дороги, о том, как развивалось железнодорожное сообщение в Псковской области читайте по ссылке: https://informpskov.ru/pskovrail.

 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – НА СТРАНИЦАХ КНИГ:

 Псковский регион по праву занимает важное место в истории российских железных дорогПредлагаем вам вместе перелистать страницы истории становления и развития железнодорожного транспорта в Псковском крае.

 

railway-pskov_copy.jpgК 160-летию со дня открытия движения на участке железной дороги Санкт-Петербург – Псков в 2019 году ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека» подготовила рекомендательный список литературы "Промышленность земли Псковской. История. Вып. 2 : Железные дороги"Настоящее издание рассказывает о развитии железных дорог в Псковском регионе. Строительство и развитие железных дорог Псковщины тесно связаны с историей России. Железнодорожники были участниками многих важных событий. Это и революция, гражданская и Великая Отечественная войны, восстановление разрушенного хозяйства в послевоенные годы, мирный труд железнодорожников в настоящее время. При составлении рекомендательного списка литературы были использованы документы из фонда ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека». Рекомендательный указатель литературы адресован работникам железнодорожного транспорта, студентам профильных учебных заведений и всем, кто интересуется историей Псковской области.

Промышленность земли Псковской. История. Вып. 2 : Железные дороги : к 160-летию открытия движения на участке железной дороги Петербург-Псков : дайджест / ГБУК “Псковская областная универсальная научная библиотека”, отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы ; [сост. Е.Б. Пономаренко ; гл. ред. В.И. Павлова]. - Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2019. -  68 с. : ил. - ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ >> >> - https://vivaldi.pskovbook.ru/promzempsk_zheldor_n2_2019.pdf/view

oblozhka_copy.jpgК 150-летию со дня открытия вокзала на железнодорожной станции «Псков» Псковская областная библиотека для незрячих и слабовидящих подготовила и выпустила книгу "Из истории псковского железнодорожного вокзала". Издание включает сборник трудов сотрудников Псковского железнодорожного музея и стихотворения псковских поэтов, посвященные железной дороге. Как шло строительство станции Псков, каковы архитектурные особенности Псковского железнодорожного вокзала, когда пришел первый поезд в Псков, отречение Николая II от престола и события 1917 года - всё это читатели могут найти на страницах данной книги. Издание адаптировано для слабовидящих и незрячих читателей и выпущено в двух форматах: рельефно-точечным (шрифтом Брайля) и укрупнённым шрифтом (проиллюстрировано фотографиями здания вокзала прошлых лет и сегодняшнего времени). 

          Железнодорожный вокзал – лицо города Новосокольники.

Вокзал в НовосокольникахДвижение через станцию Новосокольники открылось в сентябре 1901 года, и уже тогда символом станционного посёлка стал красивейший железнодорожный вокзал, построенный из дерева в весьма модном тогда псевдоготическом стиле (на фото). Его башенки и шпили, словно у средневекового замка, были видны издалека. Оригинальное здание вокзала погибло в годы Великой Отечественной войны. В 1953 году было построено новое здание железнодорожного вокзала по индивидуальному проекту.

«Железная дорога открывает мир»: 5 августа Новосокольническая районная детская библиотека приняла участие в праздновании Дня города Новосокольники. В  библиотеке состоялся БиблиоРейс «Здесь я родился. Здесь я живу».

"Юбилейный экспресс":  В канун Дня железнодорожника в Новосокольнической районной библиотеке состоялся юбилейный праздник в честь 95-летия со дня её создания.   Районная библиотека по праву занимает особое место не только в душах читателей, но и в культурном, информационном и социальном пространстве района. 1 августа 1927 года был образован Новосокольнический район и в городе начала свою работу и районная библиотека. Для этого праздника специально была подготовлена театрализация о рабочих буднях в исполнении сотрудников библиотеки. А слайд-презентация «Путь длиною в 95 лет» позволила совершить незабываемое путешествие во времени из истории библиотеки, которое дополнили интересные и яркие воспоминания библиотекарей. Бывшие сотрудники рассказали о том, как работала  «Школа Ленина», какие проблемы были при  централизации библиотек района,  как внедрялись в работу новые библиотечные формы в 80-е годы прошлого века и многое другое. С теплом и уважением вспомнили бывших директоров и сотрудников районной библиотеки.  Но библиотека – это,  прежде всего книги и читатели. И  в честь юбилея самые активные, верные и преданные читатели были отмечены памятными сувенирами. В этот юбилейный день сотрудники библиотеки получили много подарков и поздравлений. 

Паровоз-в-Новосокольниках_copy_copy.jpgЖители, библиотекари Новосокольнического района свято хранят память о героической истории родного края.

Памятник погибшим железнодорожникам  и  Паровоз на Вечной стоянке в г. Новосокольники (на фото) - символ стойкости и мужества железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Монумент с установленным здесь на вечную стоянку паровозом-памятником стал основой Сквера павших железнодорожников. В праздник города здесь происходит митинг памяти с возложением венков к памятнику погибшим бойцам-железнодорожникам военно-эксплутационного отделения № 10 Восточно-Сибирской железной дороги.

На региональном краеведческом сайте "Псковиана" читайте подробнее .... -

  ДИВЕРСИОННЫЙ ПАРТИЗАНСКИЙ ОТРЯД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ 

В период Великой Отечественной войны Псковская земля стала мощной опорной базой для партизанского движения. Партизаны, скрываясь в лесах, выполняли важнейшие для страны задачи. О героическом военном труде и трагической гибели небольшого партизанского отряда хранит память обелиск со звездой на Дмитриевском кладбище, установленный над братской могилой. Здесь похоронены партизаны из диверсионного отряда псковских железнодорожников, погибших в 1941 году в неравном бою с врагом.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ПСКОВЩИНЕ 

Железнодорожный транспорт получил развитие с середины 19 века. По территории Псковской области были проложены участки линий железных дорог: Петербурге - Варшавской (1857 - 1862 годы); Пскове - Рижской (1886-1888 годы); Московско - Виндаво - Рыбинской (1894-1915 годы).

Первоначально развивалось частное железнодорожное строительство. Первым акционерным обществом было Главное общество российских железных дорог. Оно занималось постройкой Петербурга - Варшавской железной дороги. На средства государства строилась железная дорога Псков - Рига.

С 1895 года железнодорожным строительством в Псковской губернии занималось акционерное общество Московско - Виндаво - Рыбинской железной дороги. Им построены железнодорожные узлы Дно, Великие Луки, Новосокольники.

В 1901 году это общество вело строительство линии Москва - Великие Луки - Крейцбург - Рига.

Осенью 1906 года (после постройки линии Бологое - Великие Луки – Волоковыск-Полесской железной дороги) станция Великие Луки стала узловой для Московско - Виндаво - Рыбинской и Николаевской железных дорог.

Последней линией, построенной этим обществом в Псковской губернии, была железная дорога Гдов - Псков - Полоцк (строилась с 1915 года по заказу Российского правительства для нужд Северного фронта).

Железные дороги на территории Псковской губернии строили в основном крестьяне-отходники, а также население тех деревень, рядом с которыми велось строительство. Использовали лопаты, тачки, кирки и ломы. Артель, которую нанимали, состояла из землекопов, навальщиков, каталей, равильщиков, плотников, топорников. Работа на строительстве дорог была очень тяжёлой. Вместе с тем применялись передовые для того времени инженерные решения. Непосредственное отношение к Псковщине имели инженеры-мостовики: С. В. Кербедз и Д. И. Журавский, по проектам которых были построены железнодорожные мосты через реку Великую.

Железные дороги, построенные в Псковской области в 19 - начале 20 века, заложили основу современной железнодорожной сети и связали надёжным средством сообщения отдалённые уголки губернии с центральными районами России: городами Санкт-Петербургом и Москвой. Станции Псков, Дно, Великие Луки, Новосокольники оказались на пересечении нескольких железных дорог, в них были построены узловые станции, через которые осуществлялась связь Центральной России и Поволжья с западными городами, незамерзающими портами Прибалтики.

Псковские железнодорожные станции играли важную роль в развитии экономики Северо-Запада и Центральной части России. Их служащие, машинисты, кондукторы, как правило, были грамотными, профессионально подготовленными, высокооплачиваемыми специалистами. Для подготовки рабочих организовывались ремесленные курсы, для подготовки кадров железнодорожников в 1902 году на станции Великие Луки было открыто техническое железнодорожное училище (ныне техникум).

Значительная часть железнодорожников принимала активное участие в революционном движении. Социал-демократические группы железнодорожников в городах Псков, Великие Луки, Невель, Торопец были основной базой рабочего движения в Псковской губернии.

В 1917 году Дновские железнодорожники пытались задержать поезд, в котором император Николай II возвращался из города Могилёва, где находилась ставка Верховного главнокомандующего русской армии в Первую мировую войну (1914 - 1918 годы). Состав был остановлен на железнодорожных путях неподалёку от Псковского вокзала.

2 марта 1917 года здесь, в царском вагоне, императором был подписан документ об отречении его от российского престола. Первая мировая война, вспыхнувшая вслед за ней Гражданская, а также иностранная интервенция привели железнодорожный транспорт и экономику всей России к развалу.

Псковским железнодорожникам удалось восстановить транспортное сообщение к 1925 году. Большую роль в этом сыграли субботники, воскресники, другие общественные начинания: недели транспорта, недели перевозок, недели ремонта.

В 1920 году по Брест-Литовскому договору на территории Псковской губернии была установлена государственная граница. В течение 20 лет Псковские железные дороги работали в пограничном режиме. Железнодорожники участвовали в охране государственной границы. Создавались особые отряды железнодорожной охраны. Бронепоезд «Стерегущий» контролировал железнодорожную ветку, расположенную на территории Псковского пограничного района. Осуществлялась техническая реконструкция, повышались мощность паровозного парка, грузоподъёмность вагонов, вводились новые средства сигнализации и связи, улучшался комфорт пассажирских поездок.

В 30-е годы 20 века в городе Пскове была построена железнодорожная больница, на станциях строили жилые дома, клубы.

Протяжённость железнодорожных линий за годы предвоенных пятилеток на территории области возросла, увеличился и грузооборот. К началу 1941 года, наряду со старыми, эксплуатировались новые мощные паровозы серии ФД, ИС, СО, двухосные и четырёхосные грузовые вагоны и вагоны, оборудованные автосцепкой. В период Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) железнодорожники воевали на фронте, боролись с врагом в подполье и партизанских отрядах. 18 псковичей-железнодорожников стали Героями Советского Союза.

После освобождения Псковской области от оккупации железнодорожники восстанавливали железнодорожный транспорт и железные дороги. В 1946 году на всех железных дорогах страны были организованы отделения, в том числе Псковское и Дновское (последнее позже вошло в Псковское, как и Великолукское).

В 50-60-е годы 20 века на Октябрьской железной дороге паровозная тяга была заменена тепловозной и электрической. К середине 70-х годов в Псковское отделение входили 26 хозяйственных единиц, в том числе Псковский, Дновский, Великолукский и Новосокольнический железнодорожные узлы. В 1980-е годы были реконструированы узловые станции Дно, Великие Луки, продолжалась модернизация железнодорожных линий и техническое перевооружение железнодорожных служб.

31 июля 1996 года Псковское отделение Октябрьской железной дороги было реорганизовано в Псковский подотдел Санкт-Петербург - Витебского отделения железной дороги. К 2001 году его упразднили и переподчинили Санкт-Петербургско - Витебскому отделению Октябрьской железной дороги.

Общая протяжённость железнодорожных магистралей по территории Псковской области составляет 1092 километра.

cfur5j50ni3xkajg2b26s353a93x1rydИсточник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 - http://pskovmir.edapskov.ru/index.php?q=%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B7&page=1&flag=1

НОВОСТИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ - БИБЛИОФИЛОВ "ЧТО ПОЧИТАТЬ В ДОРОГЕ": 

Для библиофилов, которые путешествуют по России на поезде, проблема "Что почитать в дороге?" больше не актуальна.

С этого лета на 75 маршрутах дальнего следования пассажиры могут пользоваться коллекцией Национальной электронной библиотеки, которая развивается при поддержке нацпроекта «Культура».

Почти 1000 произведений из приложения «НЭБ Свет», которые будут интересны и детям, и взрослым, добавили в мультимедийный железнодорожный портал «Попутчик».

Доступ к нему можно получить, воспользовавшись любым мобильным устройством.

Подробнее о нововведении рассказывается в инфографике на сайте "новаябиблиотека.рф".


Вход в систему