Что такое маркетинг, в чем особенности маркетинга в библиотечной деятельности, современные маркетинговые библиотечные коммуникации и как их использовать в привлечении в библиотеку реальных и виртуальных пользователей - обсудили библиотечные специалисты региона на Зональной школе качества, которая прошла 26 февраля 2013 года на базе Порховской Централизованной библиотеке. Участниками занятий были специалисты библиотек Гдовского, Дедовичского, Дновского, Плюсского, Порховского, Струго-Красненского районов Псковской области.
Зональные школы качества Псковской области стали площадкой не только для обучения, но и обмена опытом библиотечных специалистов, в том числе и библиотекарей села.
Зональная школа в Порхове началась с приятного момента - с вручения благодарностей библиотечным специалистам сельских библиотек. И это неслучайно, ведь 2013 год объявлен Годом сельских библиотек на Псковщине. В этом году намечены различные мероприятия для сельских библиотек региона, это конференции и круглые столы, мастер-классы и конкурсы. Областной конкурс «Библиотека года» в 2013 году проходит по теме «Сельская библиотека - центр социокультурного развития местного сообщества». Открытие Года сельских библиотек состоялось на круглом столе «Библиотеки в жизни села», который прошел в январе этого года на базе Печорской центральной районной библиотеки. На Порховской зональной школе качестве отмечены благодарностями от Псковской областной универсальной научной библиотеки специалисты сельских библиотек: Дубровенской, Павской, Полонской сельских библиотек Порховского района; Островецкой, Спицинской сельских библиотек Гдовского района; Выскодской, Хотованской, Искровской сельских библиотек Дновского района; Ровненской, Страшевской, Цапельской сельских библиотек Стругокрасненского района; Чернецовской, Сорокинской, Яссковской сельских библиотек Дедовичского района; Игомельской, Заянской, Лядской сельских библиотек Плюсского района.
Главной темой обсуждения на очередных занятиях Порховской Зональной школы качества 26 февраля стала актуальная на сегодня тема: «Теория и практика использования информационно-коммуникативных технологий в современной библиотеке». Левченко Алла Леонидовна, заведующая сектором непрерывного образования и внешних связей отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ, рассказала об использовании современных коммуникативных технологий в работе с реальными и потенциальными пользователями библиотек. Она познакомила участников ЗШК с современными средствами и методами, PR-технологиями в библиотечной работе, рассказала о работе с библиотечными сайтами, порталами и блогами, а также о значении освоения и применения библиотечными специалистами новых информационных технологий.
Трофимова Вера Валерьевна, главный библиотекарь отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ, представила слушателям блог «Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки».
- В современных условиях маркетинг в библиотеках рассматривается как инструмент формирования и удовлетворения спроса на библиотечные услуги реальных и потенциальных пользователей, в том числе и удаленных Интернет-пользователей.
Продолжила обсуждение этой темы на примере деятельности библиотек Гдовского района заведующая отделом обслуживания МБУ «Гдовская районная центральная библиотека» Буркова Полина Михайловна. В своем выступлении «Эффективность рекламных и PR акций в работе с пользователями библиотек» она поделилась опытом использования рекламных кампаний в библиотечной деятельности. В Гдовском районе прошли такие интересные библиотечные акции, как Чудские чтения, фестиваль книги и чтения «Открой свою книгу», акции «Книговорот» и «Брось сигарету - возьми конфету» и другие. Библиотечная реклама - это информация о библиотеке, ее ресурсах и услугах, оповещение реальных и потенциальных пользователей и стимулирование их спроса. В этом немаловажную роль играет и библиотечный портал, а также тесные связи, которые установились у районной библиотеки с местной газетой «Гдовская заря». Кроме того, библиотекари Гдовской ЦРБ сами выпускают свою библиотечную газету «Парус».
Директор Порховской ЦБС Петрова Светлана Александровна поделилась опытом работы библиотек с читателями через библиотечные акции, среди которых наиболее популярны в районе: акции «Месячник возвращенной книги» и «Год рассеянного читателя»; Дни открытых дверей в библиотеке; военно-патриотическая акция «Знать и помнить»и акция «Июнь. Россия. Воскресенье» (22 июня - день начала ВОВ); новогодняя акция «Игрушка для елочки» и летняя акция «Большие книжные гонки» (кто больше прочитал книг за лето); акция «Книга - в подарок библиотеке» и другие.
Опытом работы также поделились коллеги из Дедовичской и Струго-Красненской районной библиотек. Иванова Инна Евгеньевна, методист МБУ «Струго-Красненский культурный центр» рассказала, как они взаимодействуют с пользователями посредством Интернет и библиотечного портала, работают с запросами удаленных пользователей, в том числе из Санкт-Петербурга, Кирова, Новосибирска и даже из Америки. Большое внимание уделяется в деятельности районной библиотеки и краеведческой работе.
Васильева Ирина Павловна, директор МБУК «Дедовичского ЦРБ» рассказала о волонтерском движении, как одной из важных форм социального партнерства и коммуникационных связей библиотек района с местным населением, о том, как волонтеры помогают в повседневной работе библиотек, активно участвуют в подготовке и проведении библиотечных мероприятий.
Томилова Елена Владимировна, заведующая информационным центром ПОУНБ выступила с темой «Новые стандарты в профессиональной деятельности: управление справочно-библиографическим обслуживанием в библиотеке».
«Передвижной методический центр представляет: выставка-обзор новинок профессиональных библиотечных периодических изданий», так звучала тема Сипцовой Людмилы Алексеевны, главного библиотекаря отдела координации деятельности библиотек области ПОУНБ, которая познакомила слушателей ЗШК с методическими новинками, в том числе по PR-технологиям и использованию маркетинговых технологий в деятельности муниципальных библиотек.
Подводя итоги обсуждения, участники Зональной школы качества пришли к общему выводу, что маркетинг в современной библиотеке нужен.
•Скоро ПОУНБ выпустит в свет специальное практическое пособие по использованию интегрированных маркетинговых коммуникаций в работе библиотекаря «На пути к современному читателю».
Секреты успешной рекламы читайте
на методическом блоге ПОУНБ и на блоге «Развитие`60» - http://razvitie60.blogspot.ru.
Советы современному библиотекарю:
- •Мультимедийные инструменты в работе библиотекаря
- •Секрет «социально ориентированного» блоггинга •
- Формула успешной рекламы •
- «Маркетинговый подход к проведению событийных мероприятий на примере IX международного книжного форума»/
НОВОСТИ РГБ:
Лекции, встречи, семинары |
28 февраля в Российской государственной библиотеке пройдет круглый стол «Международные тренды библиотечного менеджмента в российском контексте». Он призван популяризировать деятельность специализированных управленческих секций ИФЛА и РБА, укрепить взаимодействие и определить направления взаимодействия в области менеджмента и маркетинга. Участники в своих обсуждениях коснутся вопросов финансирования библиотек, статистических показателей их работы, инновационной деятельности, подготовки квалифицированных библиотечных кадров и обслуживания удаленных пользователей. Трансляция круглого стола будет проходить на сайте Ассоциации электронных библиотек.
28 февраля в Российской государственной библиотеке пройдет Международный семинар-тренинг «Маркетинг в вашей библиотеке: клиентоориентированный подход». Его проведет специалист в области информационных исследований доктор Кристи Кунц. Семинар призван привлечь внимание специалистов крупнейших российских библиотек к рассмотрению основных понятий маркетинга, включая маркетинговые исследования, маркетинговую сегментацию, стратегии маркетинга и оценку современной библиотеки. Практическая часть направлена на раскрытие концепции библиотечного маркетинга и расширение понимания маркетинговой терминологии. Онлайн-трансляция семинара будет организована на сайте Ассоциации электронных библиотек.
подробнее- МАРКЕТИНГ - это процесс, который вы осуществляете постоянно, верный и системный подход для сопоставления ваших услуг и продукции с потребностями и желаниями заказчика. Маркетинг является одной из основных сил любого успешного бизнеса. Это ключевая составляющая успеха любой библиотеки или информационной службы.
Для чего нужен маркетинг? Для того, чтобы:
- быть более привлекательными для пользователей / читателей,
- привлекать внимание различных целевых аудиторий к деятельности библиотеки, книгам и чтению;
- вести постоянное информирование о библиотечных событиях и новинках,
- способствовать созданию партнерских отношений между библиотекой и органами власти, гражданским сообществом;
- а главное - чтобы активно продвигать библиотечные услуги, книгу и чтение!