Раздел Краеведческая копилка на сайте "ПСКОВИАНА" (http://www.pskoviana.ru) пополнился интересными материалами о традициях празднования Масленицы в Псковской губернии:
Масленица
в деревне. - Псковские губернские ведомости. - 1872. - N 9.
Копаневич,
И. К. Как проводится масленица в Псковской губернии
. - 1903.
Как проводится Масленица в Псковской губернии
Масленица, как она проводится во всей Руси, несомненно представляет остаток древнего языческого празднества, которое было посвящено богу солнца, или Велесу, и совершалось в старину в начале весны. К концу рождественского мясоеда этот языческий праздник был перенесен после того, как наши предки приняли христианство, когда в великий пост, на который приходится начало весны, нельзя уже было предаваться прежнему шумному веселью и разгулу. Христианская церковь назначила Масленице разумную цель - постепенного подготовления христиан к воздержанию и ограничению в пище, чтобы они легче могли перенести продолжительный великий пост. О таком назначении Масленицы, впрочем, знают и помнят немногие, и немногие следуя мудрому указанию Церкви, называют «малым постом». Большинство встречают и проводят Масленицу шумно, весело предаваясь излишествам в пище и питие. Таким образом, до настоящего времени в течение почти тысячелетия, Церковь, при всех своих усилиях не успела искоренить старых языческих привычек и обычаев в массе народа и привить более возвышенный взгляд на Масленицу. По традиции языческие обычаи держатся во всех слоях русского общества, в более или менее степени переплетаясь с новыми христианскими обычаями под влиянием последних, а равно и под влиянием новых жизненных условий.
Языческий характер Масленицы яснее обнаруживается в праздновании ее простым народом. Вот как встречается и проводится масленица крестьянами Псковской губернии в разных ее местах. Перед наступлением масленицы, т.е. в воскресенье перед масленицей, в заговенье, вечером крестьянская молодежь выходит на устроенные ледяные горы «встречать масленицу» песнями, после чего поздно возвращается домой. Ребятишки приготовляя к масленице ледяные горы, поливая их водою, приговаривают: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться». Встречают масленицу и в понедельник, т. е в первый день масленицы. Дети устраивают в этот день снежные горы, при чем приговаривают: «Звал, позвал честный семик, широкую масленицу, к себе в гости на двор». Сбегая или скатываясь на салазках или на саночках с гор, они кричат: «Приехала масленица! Приехала масленица!». Или: «Пришла масленица! Приехала масленица! Гори, гори, масленица». В иных местах дети лепят из снега бабу, которую называют «Масленицей», сажают ее на санки и скатывают ее с горы, со словами: «Здравствуй, широкая масленица!». Встречать масленицу приходят на горы парни и девушки. Последние приносят с собою блины, которые кладут на голову, когда поют песни масленице. Эти блины парни берут у девушек и съедают.
Встреча масленицы вообще бывает шумною и нередко сопровождается дракой, или же кулачным боем. В первый день, обыкновенно, все поздравляют друг друга с широкой масленицей.
Порядок провождения масленицы, между прочим, обозначается названиями дней масленой недели. Названия эти следующие: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «широкий» и «перелом», пятница - «посиделки», суббота - «золовкины посиделки» и воскресенье - «проводы», «прощеный день».
Отсюда видно, что празднование масленицы начинается со среды или с четверга; в первые же дни масленицы некоторое оживление в деревню вносят ребятишки, которые шумно, с песнями собираются на ледяные горы и катаются с них. Взрослые занимаются работами, и только под вечер парни и девушки присоединяются к детям. В продолжение всей масленицы бабы встают очень рано и пекут блины к завтраку. Кроме блинов, пекут оладьи, пряженцы. У бедняков пекут блины только в последние дни масленицы. Употребление блинов на масленице - одно из доказательств языческого происхождения этого праздника. В старину все празднества в честь бога солнца сопровождались поминовением умерших. По мнению наших предков-язычников, солнце, как божество жизни и добра, оживотворяет весною видимую природу, пробуждало к жизни от зимнего сна или оцепенения и души умерших, которые после этого снова вступали в близкие, хотя и невидимые отношения с живыми людьми. Чтобы успокоить и облегчить жалкую участь покойников, скорбевших будто бы о своей прежней жизни на земле, родственники и друзья собирались на могилах и устраивали тризны, сопровождая свои поминки причитаниями и различными приношениями. В числе последних были блины, или пресные лепешки, которые пекли на угольях; лепешки приготовлялись из растертых зерен и составляли повседневную пищу предков. Позднее, когда среди славян распространился кислый хлеб, блины перестали быть обыкновенной пищей, но постоянно употреблялись на поминках в память о старине, о первоначальном быте предков, питавшихся именно пресными лепешками. Употребляли их во время тризны еще и для того, чтобы доставить этим удовольствие умершим, которые будто бы принимали участие в тризне... Таково происхождение блинов, употребляющихся повсюду на масленице.
С половины недели масленицу повсюду проводят по-праздничному, с широким разгулом и с разными затеями. Работы в эти дни прекращаются, и все так или иначе принимают участие в общем веселье. Зажиточные крестьяне посещают родственников (роду), где, за угощением решают, как проводить время, куда ехать в гости, кого к себе приглашать, когда ехать кататься. В некоторых местах устраивают на санях чучело, изображающее масленицу, надевают на него шубу, шерстью вверх, шапку, подпоясывают кушаком, обувают в лапти. Со среды до конца масленицы чучело возят по соседним деревням. Сани с чучелом, обыкновенно, везут ребятишки, а парни и девушки, нарядившись в костюмы, как на рождественских праздниках, сопровождают кортеж. Явившись в какую-либо деревню, кортеж останавливается перед каждым домом. Парни и девушки поют песни масленице и пляшут под звуки гармоники, за что хозяева угощают явившихся гостей блинами и пивом. В иных местах посредине больших саней водружают разукрашенный лентами столб, на вершине которого укрепляется чучело. В сани впрягают несколько лошадей, иногда даже двенадцать; около столба помещаются разрядившиеся мужики и бабы, которые поют песни под аккомпанемент гармоники. В таком виде они разъезжают по деревням, где их с радостью встречают и угощают. Среда считается, как сказано выше, «лакомкой». В этот день (в других местах в четверг, и даже в воскресенье) тещи угощают зятьев блинами. По этому поводу сложена шуточная песенка, начинающаяся словами: «Теща про зятя (или зятьев) блины пекла: взяла муки со второй руки, сахару и изюму - на 8 рублей». Молодые, обвенчавшиеся незадолго до масленицы, в рождественский мясоед, обыкновенно, не приезжают к жениной родне до масленицы. Прием молодых сопровождается, обыкновенно, таким обычаем. Отец молодой сажает новоженов за стол и кладет перед зятем хлеб и нож. Если зять отрежет хлеб от середины, это означает, что он доволен своей молодой женой, если же отрежет от края, то это знак недовольства ею. Очень часто во время масленицы угощаются пивом. Пиво варят из вереса. В конце сентября собирают вполне созревшие к этому времени ягоды с кустов вереса и сохраняют их на «пятрах», или на чердаках, в рассыпанном виде. Пиво приготовляется таким образом. Сперва ягоды обваривают кипятком, и воду сливают, отчего пропадает присущая ягодам горечь; потом те же ягоды наливают кипятком и ставят в русскую истопленную печь, а вечером настоявшуюся на ягодах воду сливают в приготовленные сосуды, и таким образом получается первое пиво. Второе пиво, лучшего качества, получается уже на второй день, когда, сливши первое пиво, ягоды растирают и вновь наливают сосуд с этими ягодами кипятком и ставят на целые сутки в теплую печь. Вересовое пиво сладкое, вяжущего вкуса.
Деревенская молодежь в продолжение масленицы устраивает общие вечеринки, подобно тому, как это бывает и в рождественские святки. Для устройства вечеринок нанимается отдельная изба, куда и собираются парни и девушки. Время на этих вечеринках проводится несколько иначе по сравнению с рождественскими святками. На масленице поют особые песни, преимущественно хороводные, или же «припевки», водят хороводы, танцуют под гармонику. Гаданием во время масленицы не занимаются. Иногда девушки в нанятой избе по очереди пекут блины, которыми угощают парней, а эти последние приносят девушкам гостинцы. Любит молодежь на масленице играть в свадьбу. Игра эта состоит в следующем. Парень выбирает себе из девушек невесту, выходит с нею на середину избы. Здесь ставится табурет, вокруг которого кто-либо из присутствующих, при пении каких-либо песен, обводит парня и девушку, взявши их за руки. Игре этой приписывается пророческое значение: случается нередко, что повенчанные таким образом молодые люди потом в самом деле женятся. Очень часто парни по вечерам на масленице играют в карты на деньги. Днем молодежь веселится, обыкновенно, на улице, разгуливая с песнями и гармониками, или устраивая хороводы; ходят также парни и девушки на ледяные горы, с которых катаются на больших санях, усевшись большою толпою. Катаются также на «слизах». Слизы - это два длинных, но не толстых бревна, которые одними своими концами приподняты и утверждены на каких-либо подставках. Бревна расположены друг к другу параллельно, гладко обструганы и политы водою, так что на них образуется слой гладкого льда. Катающиеся становятся на приподнятых концах бревен, поворачиваются друг к другу лицом и, взявшись за руки, быстро на ногах скатываются по бревнам вниз на расчищенное и тоже политое водой место, по которому еще некоторое время катятся. Часто также парни катаются с девушками, за которыми ухаживают, на лошадях. Катание на лошадях - необходимое развлечение на масленицу. У нас ему придается особенное значение: чем больше кто катается на лошадях во время масленицы, тем длиннее у того уродится лен в наступающем лете. Вот почему ни один хозяин не отказывается участвовать в общем катании, устраивающемся целой деревней, и охотно позволяет кататься своим детям. Начинают кататься на лошадях со среды или с четверга, но главным образом катаются в субботу и в «прощальное воскресенье».
В последние дни масленицы веселье достигает наибольшего оживления; в эти дни и затей всяких бывает больше. Некоторые из них напоминают прежние, языческие, обряды. Так в последний день масленицы на санях устраивают столб, около сажени высоты, а наверху столба колесо. Столб обвешивают вениками. На колесе усаживается мужик с гармоникой, или же устраивают на нем чучело, в виде молодухи, изображающее масленицу. Чучело обвешивают пучками соломы, льна, сковородами и даже блинами. В сани, где помещается «масленица», запрягают пару или тройку лошадей, и усаживаются до десятка парней и девушек, после чего отправляются кататься или по своей деревне, или же едут в ближайшие соседние деревни. За первыми санями едут другие катающиеся, а иногда и вся деревня. Катание сопровождается песнями, шумом. Гривы лошадей, сбрую и дугу украшают лентами, подвязывают лошадям бубенчики, колокольчики. Парни и девушки одевают лучшие одежды. Некоторые из них переряживаются и даже маскируются. Пестрая вереница катающихся представляет нередко очень красивую картину. Когда катающиеся приезжают в чужую деревню мальчишки, поджидающие их, устраивают какие-либо преграды: снежную стену посредине улицы, или же посреди дороги, по которой приходится ехать катающимся, зажигают вороха соломы. Переехать через такую преграду считается верхом удальства. В воскресенье, в некоторых местах устраиваются состязания в беге лошадей. Парни ради этого перед масленой откармливают и всячески «берегут» своих лучших коней, приобретают наборную упряжь, хорошенькие санки. Тщеславие победителей в гонке удовлетворяется похвалами толпы и общим вниманием к ним. Для девушки, за которой ухаживает такой победитель, не бывает лучшего удовольствия, как, после гонки, проехаться со своим возлюбленным на глазах у всех.
Во многих деревнях во время масленицы сооружаются снежные городки: это - довольно высокий снежный забор, а вокруг него еще несколько рядов снежной насыпи, пониже главного забора. Все эти сооружения поливаются водой, чтобы были тверже. В последний день масленицы происходит взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, разделяются на две партии: одни защищают город снежками, другие нападают. Смотреть эту потеху, обыкновенно, собираются все, сюда же приезжают и катающиеся с «масленицей».
Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжаются до вечера, когда, в заключение всех затей, «провожают масленицу», т.е. сожигают чучело, изображающее масленицу, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где и встречали масленицу. Сожжение масленицы устраивается повсюду даже в окрестностях Пскова. Чаще всего сожигают ту «масленицу», с которой катаются в последний день. Для этой цели устраивают за деревней огромный костер из сухих веток, дегтярных бочек, кострики ото льна и соломы. Чучело или привозят к костру прямо с катанья, или же насаживают его на высокий шест и торжественно приносят к месту сожжения. Сожигают чучело при пении подходящих песен, при громких криках. Бывает и так, что в «сожжении масленицы» принимает участие несколько соседних деревень, и тогда обряд сожжения сопровождается большим оживлением. Присутствующие при этом обряде парни и девушки образуют круг и поют песни. Мальчишки выхватывают из горящего костра пучки соломы, кружатся с ними и припевают: «Мы масленицу первые повстречали, мы широкую первую сожигали». Когда горит масленица, замечают, как исчезает дым: если он поднимается столбом вверх, то это, по поверью крестьян, сулит в наступающем году урожай, а ежели дым расстилается по земле, то это, по поверью крестьян, признак неурожая. Сожжению масленицы по местам приписывается такое значение: через это сожжение, уничтожаются все грехи, совершенные во время масленичного веселья и разгула, также сожигаются на весь пост всякие удовольствия и развлечения. В Острове в воскресенье, часов в пять вечера , возле двора клуба, где в продолжение масленицы устраиваются маскарады, которые очень любят горожане, в недавнее время выезжали на больших санях музыканты с трубами и играли марш, при чем посреди саней устраивался шест с колесом наверху. Музыканты выезжали на главную улицу и присоединялись к массе катавшихся горожан.
В с. Ашево Новоржевского уезда в недавнее время, когда еще процветали частные «питейные заведения», тамошние купцы в субботу на масленице устраивали для народа особенную потеху. Ашево - большое торговое село. В последние дни на Масленице здесь бывает особенно многолюдно и шумно, так как сюда собирается множество народа из окрестных деревень и для катания, и просто для того, чтобы себя показать и людей посмотреть; привлекает сюда праздных людей и разные веселые «заведения». Раньше очень многих привлекала в Ашево следующая потеха тамошних купцов. Часа в три вечера, в субботу, из ворот какого-либо купеческого дома выезжал странный поезд: большие сани, запряженные парою лошадей; на этих лошадях сидели верхом два парня, а на санях помещался большой четырехугольный ящик. Сани с ящиком быстро катили по улице, а за ними гналась сейчас же составленная огромная толпа народа. Проехав в конец улицы, сани поворачивали назад, а из ящика вылезали прятавшиеся там переряженные и замаскированные купцы, которые, приказав ехать тихо, начинали петь песни, плясать на ящике, шутить, балагурить и пить за здоровье честной публики. Вскоре густая толпа останавливала это шутовской поезд, и мужики выпрашивали у маскированных денег на выпивку. Получивши деньги, мужики отправлялись к кабаку, а купцов обступали бабы с просьбами о подарках. Из ящика вынималась большая корзина с разными грошовыми вещицами, которые купцы и бросали в толпу. Поднимались невообразимые шум, давка, даже драка между окружавшими сани с ящиком женщинами, особенно тогда, когда одну и ту же вещь, например, платочек, пояс, в одно время, схватывали несколько рук. Затея, обыкновенно, заканчивалась тем, что бабы, которым не доставалось подарков, оборачивали сани с ящиком и с маскированных срывали маски...
Цель и значение этой потехи темны: вероятно, их степенства видели в них приятную для себя забаву и, кроме того, получали огромные барыши от той толпы, которую привлекала в Ашево эта потеха: «заведения» их в это время работали на славу. Продолжается ли описанная потеха в настоящее время - не знаем.
Затеи на масленице в разных местах бывают очень разнообразны. Вот, например, сцена, наблюдавшаяся в одной деревне того же Новоржевского уезда. Дело было в пятницу. На двух санях, связанных вместе, была помещена лодка, наполненная сеном и соломой. Посредине лодки было устроено чучело, одетое в старый тулуп, поношенные штаны; сверху чучело было покрыто старой дырявой шляпой. Позади этого чучела, изображавшего масленицу, на табурете сидел мужик с ведром водки и бочонком пива. Водка и пиво были куплены в складчину всей деревней. В сани были запряжены четыре лошади. Лодку со всем, что в ней находилось, возили по деревне и этот поезд сопровождали буквально все жители деревни с песнями, пляскою, игрою на гармониках и балалайках. Перед каждой избой сани останавливались, и мужик, распоряжавшийся водкой и пивом, угощал толпу.
Все затеи и веселье продолжаются только до вечера «прощального» воскресенья. Как только зазвонят колокола к «вечерне», веселье в толпе обрывается и сменяется «постным» настроением. Еще утром в это воскресенье, после литургии многие заказывают панихиды по умершим, а те, которые не могли быть в церкви у обедни, приезжают в погост вечером и служат панихиды на могилах своих родных. После вечерни начинается прощение грехов друг другу. Старики приходят на могилы и там, поклонившись до земли перед могилами родных, говорят: «Простите меня, грешного!». Потом идут к соседям и просят у них прощения. Вошедши в избу, старик (или старуха) кланяется в землю перед хозяевами, со словами: «Простите меня, Христа ради, если в чем согрешил (или согрешила) перед вами»! На это обыкновенно отвечают: «Бог простит. Прости и ты нас»! При этом следует ответный поклон. У кого большая «рода», те уже с четверга ездят к друг другу, угощаются, а при расставании просят друг у друга прощения. В это же прощальное воскресение заговляются, то есть едят много и часто, едят до тех пор, пока не будет съедено все скоромное; иногда встают ночью доедают остатки. После ужина не закусывают кусочком хлеба, обмакнутым в соль, как это делают обычно: это будто бы помогает тому, чтобы пост прошел незаметно. Со стола после ужина не убирают и иногда нарочно оставляют пищу, чтобы ночью могли прийти и заговляться умершие родственники.
Существует кое-где следующий обычай: бедняки вечером в субботу или же утром в воскресенье приходят к зажиточным хозяевам за горячими углями, которые берут из печи и переносят в свои печи. Это делается для того, чтобы перенести вместе с углями, заманить к себе, такой же достаток, которым отличаются зажиточные хозяева.
Во время масленицы поют или особые песни, приуроченные к этому именно празднику, или хороводные, или же, наконец, так называемые «припевки», которые поются всякое время, при случае. Вот несколько песен, которые поются в Псковской губернии на масленице....
Материал подготовила заведующая сектором отдела краеведческой литературы Псковской областной универсальной научной библиотеки Елена Сергеевна Сторокожева.