_30.jpgВ ноябре 2011 года в библиотеках Псковской области проводился месячник «Эффективность и качество библиотечных услуг». В рамках проведения этого месячника в муниципальных библиотеках 10 ноября прошел День изучения  мнения  читателей /пользователей о качестве  работы библиотек.

   Пользователям библиотек были предложены анкеты по удовлетворенности  качеством  обслуживания. Как показал опрос, для большинства пользователей  услуги библиотеки доступны, половина из опрошенных могут самостоятельно найти нужный материал. Общение  с сотрудниками  библиотек пользователи оценивают на  «хорошо» и «отлично». Считают, что созданы комфортные условия в библиотеках, удовлетворены оперативностью обслуживания  библиотекарей. Ответы оставшейся  части  опрошенных  читателей разделились примерно поровну: часть - читатели, которые  «не могут», другая часть - которые «не совсем могут найти» нужный материал. Почти третья часть опрошенных  считают предоставленную  информацию не совсем  полной.

   Все библиотекари ведут паспорта массовых мероприятий, по записям можно посмотреть  посещаемость мероприятий и оценить работу проходящего  мероприятия.

   В настоящее время в библиотеках налажена обратная связь с пользователями. В каждой библиотеке  имеется тетрадь отзывов и предложений, где каждый пользователь ожет  записать свои  предложения по проведению мероприятий, внести замечания и дополнения по работе библиотек. 

    Посетители библиотек города Пскова имели возможность поделиться своим мнением о качестве библиотечных услуг даже на сайте Централизованной библиотечной системы города Пскова (www.bibliopskov.ru, группа «В контакте») и по электронной почте или заполнив экспресс-анкету в любой библиотеке «Централизованной библиотечной системы» города Пскова.

     В Гдовском районе уже сложилась такая практика, что после проведения  очередных  заседаний, выездов членов клубов, любительских объединений ведется  альбом, где собираются  отзывы и предложения членов клуба. Историко-краеведческий клуб «Родник»,  женский клуб «Рябинушка» при Гдовской районной библиотеке, клуб «Супрядки» - при Островецкой сельской библиотеке, «Театр книги»  при  Добручинской  сельской модельной библиотеке и другие библиотечные объединения накопили уже значительный  материал, по которому  можно  проследить  мнение  пользователей  о  работе клубов, внести  на  рассмотрение   членов  клуба   их  предложения. Все мероприятия, подготовленные  и проведенные в ноябре месяце для  разных групп пользователей, имели  положительную оценку.

   Среди библиотекарей на очередном занятии школы непрерывного образования в Гдовском районе, тема которого была «Какой я вижу свою библиотеку», было проведено  анкетирование «Как я оцениваю свою работу сегодня». На  вопросы  анкеты ответили  20  библиотекарей.  На первое место библиотекари  ставят  качественное  обслуживание пользователей, а для этого необходимо  использовать в работе новые информационные технологии.   Поровну   разделились  мнения  о желаниях  пополнить  фонды новой литературой и оснастить техникой. Необходимость обучающих семинаров отметили все участвующие в опросе. Проведением занятий школы непрерывного образования удовлетворены почти все, треть опрошенных библиотекарей предлагает  проводить  больше  практических занятий. Однако есть и такие сотрудники, которые ничего не хотят менять в работе.

   Библиотекари вдумчиво подошли и к самооценке своей работы: половина  сотрудников  оценивают ее «хорошо», вторая половина пока лишь «удовлетворительно». Обратная связь, изучение мнения о качестве библиотечных услуг важны не только для выяснения мнения читателей, но и самих работников библиотек. Например, в Гдовской районной библиотеке была проведена игра «Градусник» или «Как ваше самочувствие?», предложенная методистами Псковской областной универсальной научной библиотеки.  При выходе с работы в один из ноябрьских дней все работники Гдовской библиотеки поставили температуру своего самочувствия. Большинство библиотекарей поставили температуру выше, чем 36.6, только двое  отметили  35.4 и 36.6. 

 

 В Островской центральной районной библиотеке прошел целый цикл мероприятий «Эффективность и качество библиотечных услуг». Мероприятия носили исследовательский характер и включали в себя  маркетинговые исследования и опросы, анализ документации (тетрадь  читательских отказов и книги отзывов). Во всех библиотеках проведен  единый день изучения мнения пользователей, читателям была предложена анкета, в которой основное внимание было уделено вопросам, касающимся качества обслуживания. Всего опрошено 41 человек, из них 49% жители села. График работы библиотеки устраивает всех читателей, расстановку книжного фонда библиотеки пользователи оценивают на «хорошо», правда, некоторые сетуют на то, что иногда приходиться прибегать к помощи библиотекаря для поиска того или иного издания. Комфортность нахождения в библиотеке отметили 95% респондентов, 5% пользователей заявили о неудобствах при посещении библиотеки, в основном это относятся к пользователям сельских библиотек, так как, к сожалению, материально-техническая база сельских библиотек пока далека от совершенства. Скорость и качество обслуживания оценена на «отлично» 30 пользователями, 10 человек поставили оценку «хорошо». Что касается полноты предоставления нужной информации, то здесь необходимо  усилить слаженность работы ЦРБ и сельских библиотекарей, чтобы в полной мере удовлетворить запросы читателей.

Так,Островская центральная библиотека осуществляет обратную связь с библиотекарями сельских библиотек и с помощью семинарских дневников, в которых коллеги не только оценивают качество проведенного занятия, но и вносят свои предложения, задают вопросы. В ходе опросов библиотечных специалистов высказывались предложения о необходимости изменения структуры учреждения с учетом современных требований, о создании сектора краеведческой работы, введения в штат библиотеки программиста и др.

    В ходе проведения месячника по оценке качества библиотечных услуг слова признательности получили сотрудники многих районных и сельских библиотек региона  от читателей и социальных партнёров: участников литературных клубов, педагогов школ, сотрудников школьных музеев, руководителей общественных организаций и представителей органов местного самоуправления. Сотрудники Гдовской районной  библиотеки заслужили слова благодарности, как от библиотекарей села, так и от читателей из разных уголков района и  даже от граждан - участников  Чудских чтений, проживающих  в Эстонии. За качественное обслуживание читателей в 2011 году ряд сотрудников областных и районных библиотек награжден грамотами.

     Подводя итоги месячника «Эффективность и качество библиотечных услуг», можно сказать, что библиотекарей в нашей области воспринимают как хороших помощников - информаторов, надежных партнеров. Все это способствует укреплению имиджа  библиотек  в местном сообществе. Будем надеяться, что наши библиотекари  не только проанализировали работу библиотек, но и зарядились энергией и желанием выполнять  свою работу еще лучше.


Вход в систему