26 Января, 2010
История Печорского района
Печорский район
Образован 15 августа 1944 года из части бывшего Петсерского уезда Эстонской ССР и тогда же включен в состав Псковской области. С 19 января 1963 года по 2 марта 1964 года территория района входила в состав Псковского района. Со 2 марта 1964 года вновь организован Печорский район в прежних границах в составе Псковской области. Площадь района — 1251 кв. км. (2,3% территории области). Численность населения на 01.01.2021 г. — 18,406 тыс. человек. Протяженность района с севера на юг — 72 км., с запада на восток — 30 км. Имеет границы: внутренние: на востоке — с Псковским и Палкинским районами, на севере примыкает к Псковскому озеру; внешние: на западе — с Эстонской Республикой и Латвийской Республикой В районе для пресечения государственной границы с Эстонской Республикой расположены два Международных автомобильных пункта пропуска «Куничина Гора» и «Шумилкино». Государственная граница через железнодорожную станцию г. Печоры открыта только для грузоперевозок. В транспортном отношении Печорский район имеет автомобильное и железнодорожное сообщение с крупными городами России, Эстонии и Латвии. Общая длина автомобильных дорог — 491,2 км, 266 км дороги покрыты асфальтом. Автотрасса Федерального значения: Псков — Рига. Железнодорожные трассы: Таллинн — Москва, Рига — Санкт-Петербург.
Печоры
Один из древних городов Псковской области, западный форпост России, представляет собой интереснейший памятник градостроительства. Сохранилась историческая застройка города Печоры, многочисленные памятники культового, оборонного, гражданского зодчества, традиционные для данной местности дворы с воротами и хозяйственными постройками из местного известняка. История города неразрывно связана систорией жемчужины зодчества Псково-Печорским Свято-Успенским православным мужским монастырем, непрерывно действующим уже более 500 лет. Монастырь, первоначально расположенный в пещерах (на древнерусском языке "пещера" звучит как "печера"), дал имя городу. Сказочен и неповторим облик этого монастыря, основанного в 1473 г. Монастырь расположен в живописнейшей долине с карстовыми песчаными пещерами, является крупным духовным и культурным центром, одним из самых крупных в стране мужских монастырей с непрерывной многовековой историей и замечательным историко-архитектурным ансамблем XVI-XIX веков. В ходе Ливонской войны (1558-1583 гг.) монастырь был обнесен каменной крепостной стеной. Своего расцвета монастырь достиг в XVI веке при игумене Корнилии. Монастырь приобрел значение не только духовного, но и культурного центра. В нем создавались 3-я Псковская летопись и "Повесть о начале монастыря", была собрана библиотека, открыта иконописная мастерская, создавались и хранились произведения древней живописи, прикладного искусства. В монастырских пещерах, где хоронят монахов, сохранились захоронения предков В.Н.Татищева, М.И.Кутузова, М.П.Мусоргского, А.С.Пушкина. Особенность климата пещер является постоянная (+ 5) t и влажность. Сейчас в монастыре 11 храмов, 3 из них - пещерные. Необычайно живописен архитектурный ансамбль монастыря из храмов XV - XX в.в., хозяйственных построек и большой звонницы с сохранившимся набором старинных колоколов.
Изборск
На территории района в 30 км от Пскова расположен Государственный историко-архитектурный иприродно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск». Древнее Труворово городище и каменная крепость, поставленная в XIV столетии на Жеравьей горе, — яркий пример сочетания застройки с природными факторами. Каменная крепость «вырастает» из холма, на котором стоит. Природные творения Изборско-Мальской долины органично дополняются различными рукотворными созданиями — ансамблем Мальского монастыря, многочисленными часовнями, древним Труворовым городищем с большим памятным крестом. Здесь место, где начиналась русская история, происходили первые встречи с другими народами, место, где по сей день переплетаются их культуры и обычаи и верования. Изборск — северо-западные ворота в Россию, хранитель тайн истории, город на ключах, каменный город на Жеравьей горе, в этих местах находили источник вдохновения художники и писатели. Его прошлое и настоящее изучают археологи, экологи, этнографы и лингвисты и фольклористы.