«Свеча – символ февраля» - под таким названием прошло очередное заседание общества «Познание».
Гостей встретил зал мерцающий бликами зажжённых свечей из коллекции докладчика, за чашкой чая с печеньем и блинами, собравшиеся слушали Наталью Георгиевну Плинер, которая привела много интересных сведений о свечах.
Свой рассказ Наталья Георгиевна начала с того, что 2 февраля наши соседи эстонцы отмечают День свечей. В народе говорили, что в этот день зима «преломляется пополам». В День свечей готовили ритуальную еду: кашу и блюда из свинины. Обязательно сами изготавливали свечи. День свечей – первый крупный праздник для женщин в году, когда им полагалось пить красный сок или красное вино, чтобы все лето быть здоровыми и пригожими. По традиции женщины ходили в трактир или другое питейное заведение, а мужчины в этот день выполняли женскую работу по дому. В трактир присутствующие не пошли, а вкусный компот из красной смородины, приготовленный хозяйкой вечера, отведали с удовольствием.
Свеча - трогательный и романтический символ. Но в зависимости оттого, что она освещает, меняется и его значение. Для ученого, поэта, музыканта свеча – это источник вдохновения. В религии это символ веры, духовный свет, человеческая душа. Свечи могут символизировать как продолжение жизни, так и ее конец.
Оказывается, было время, когда свечи использовали не только для освещения, но и в качестве часов. В XIII в. появились огневые часы — свечные часы. Суть проста: на длинной тонкой свече была нанесена шкала по всей ее длине. Таким образом можно было определить, который сейчас час.
Свечи времен Римской Империи больше всего напоминают те, которыми мы пользуемся сейчас, а изготавливали их из топленого сала, а фитили – из конопли, льна или хлопка.
А сколько можно привести примеров использования образа свечи в искусстве! Карл Павлович Брюллов в 1836 г. написал картину «Гадающая Светлана» к популярной тогда балладе В. А. Жуковского. Одним из известнейших произведений является стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь», главным действующим лицом которого стала именно свеча:
«На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно…»
Илья Ефимович Репин в своем произведении «Воскрешении дочери Иаира» (1871 г.) показывает нам религиозное значение свечей. В этой картине свеча выступает как символ надежды на чудо, вера в Бога и его силу.
И это далеко не весь перечень произведений, в которых свеча является частью образа и несет смысловую нагрузку.
Гости остались очень довольны теплой и душевной атмосферой вечера, наполненной светом мерцающих свеч.