Следующим экспонатом нашего музея, с которым хочется вас познакомить, является гармонь. Гармонь впервые была завезена в нашу страну из Германии в 30-х годах XIX века. Немецкое изобретение представляет собой корпус, поделенный на две половины расположенными посередине мехами. Правая клавиатура музыкального инструмента отвечает за воспроизведение мелодии, на левой клавиатуре располагаются клавиши для аккомпанемента. Каждая кнопка при нажатии раскрывает клапан, через который проходит воздух и приводит в движение язычок, заставляя его звучать. Язычки размещены попарно — первый из них издает звук при сжатии мехов, а второй — при растяжении. Когда они настроены одинаково, то звуки при сжатии и растяжении гармошки не отличаются. Разными тонами звучит тульская гармонь, а одинаковыми — хроматические и вологодские гармони, баяны и аккордеоны.На протяжении целого столетия после того, как в Россию попала гармонь, ее конструкция изменялась и совершенствовалась. Наиболее известными стали тульские, елецкие, саратовские, череповецкие, вятские гармони.В 1941 году началась война, и многие гармонисты, не представляющие жизни без любимого инструмента, были мобилизованы на фронт. И по-прежнему гармошка звучала почти в каждом отряде — и на привале, и на передовой музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух в ожесточенной схватке с врагом.Для поддержания патриотизма на фронте, уже летом 1941 года Наркомат Обороны СССР выпустил приказ о регулярной поставке на линию фронта гармоней. За первые несколько месяцев на войну отправили 12000 гармоней, а к осени это число возросло до 60000. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства — и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием.Гармонь сыграла большую роль в поднятии духа красноармейцев, поддержании правильного настроя и боевого настроения. Все тяготы военно-походной жизни преодолевались гораздо легче, если на привале играла гармошка. Есть свидетельства и того, что русские войска шли в атаку, играя решительные боевые марши на гармони — солдаты принимали бой и шли вперед, а в центре и по флангам выступали гармонисты. Такие наступления всегда внушали ужас немецким солдатам, заставляя их отступать даже при большем численном превосходстве.Отношениям русского человека с лиричным инструментом придавалось немаловажное значение — русская гармошка упоминалась в песнях, стихах, и, конечно, частушках. Стоит также вспомнить поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» — про бравого красноармейца, с честью встречавшего суровые испытания и не забывающего радоваться жизни и ободрять боевых товарищей, несмотря ни на что.Бесстрашие перед лицом врага, героический настрой, проявление патриотизма — искренние порывы русской души, которые помогли советскому народу победить фашизм — были вызваны, в том числе, и военной песней. Боевые песни вели солдат в бой, они же заставляли сопереживать соратникам и братьям по оружию, утоляли тоску по дому.Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и нелегкой работы. Частушки и народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы, зачастую рождавшиеся прямо на передовой. Были это и проникновенные песни, посвященные павшим в бою солдатам и вдовам, не дождавшимся мужей с войны, и патриотически-боевые марши, которые помогали приблизить победу и выражали сильное желание дать решительный отпор врагу. И практически все песни звучали под аккомпанемент русской гармони или баяна.