Новости

29 Мая, 2020
Экспонаты музея: радио
Следующий экспонат нашего музея - радио. Радио — такая обыденная вещь для нас сегодня. До появления всемирной паутины лишь радио, наряду с прессой и телевидением, было источником новостей и знаний. Но даже сейчас, когда Интернет зашел практически в каждый дом, без радиоприемника многими сложно представить свой обычный день. Ведь что может развлечь по дороге на работу или учебу лучше, чем любимая FM-волна в наушниках или динамиках? Во время Великой Отечественной войны радио получило широкое применение в Советской Армии и способствовало достижению нашей победы.Советские радиозаводы обеспечили снабжение армии всеми видами радиоаппаратуры, которую они в ходе войны непрерывно улучшали, создавая все более и более совершенные образцы радиовооружения.Число радиостанций, применявшихся во время боевых действий, было очень велико. Особенно широко применялось радио в наступательных операциях Советской Армии, когда все рода наших войск почти непрерывно двигались вперед.Качество наших радиостанций во многих случаях было значительно выше станций иностранных армий. Они были более компактными и легкими и имели больший радиус действия.Умело используя радио, советские радисты помогали пехоте, артиллерии, танкам и авиации громить фашистских захватчиков. Тысячи радистов - участников Великой Отечественной войны - награждены орденами и медалями, многие из них получили высокое звание Героя Советского Союза. Радио способствовало победному шествию нашей армии на Запад. Оно помогало поддерживать связь через голову противника. Партизаны, действовавшие в тылу врага, по радио поддерживали связь с «Большой Землей», с Центральным штабом партизанского движения. Радиоволны связывали их через линию фронта с наступавшими частями освободительной Советской Армии, передачи советского радио вдохновляли и на борьбу с оккупантами.  
22 Мая, 2020
Экспонаты музея: патефон
В нашем музее есть уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого. Это патефон, который до сих пор находится в рабочем состоянии.В трудные годы войны патефон служил верным фронтовым товарищем, позволяя забыться на несколько минут для прослушивания любимых мелодий.Для патефона у нас имеется  коллекция пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью нашего музея. Прародителем патефона был граммофон,  изобретенный в 1888 году немцем – Э. Берлинером. Служащий французской фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер, в 1901 году  усовершенствовал  граммофон.  Сделав рупор (большая внешняя труба аппарата)  граммофона маленьким, он встроил его внутрь корпуса патефона, сконструировав новый аппарат  компактным, малогабаритным и переносным. Слово патефон объединило в себе два слова. «Пате» - это известная французская фирма по производству патефонов, и слово «фон», что в переводе на русский язык – означает «звук». Считается, что патефон – это неправильное название граммофона, которое прижилось только в СССР и даже не известно по каким причинам. Патефон является для нас частью советской культуры. Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Патефон внёс свой определенный добрый вклад в большую Победу нашего народа над фашизмом. Люди военных лет часто вспоминают, о том, как собирались они вокруг патефона в лихие 40-е годы. Вспоминают всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона,  они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга патефона. Патефон был целым миром для людей. Он вселил в себя всё то, о чем можно было мечтать, когда  из рупора лились нежные мелодии вальса или задорные песни Утесова. Чаще такая возможность могла появиться где-нибудь в госпиталях, когда сестрички выносили любимый  патефон и крутили по нескольку раз одни и те же пластинки, давая возможность в эти короткие счастливые часы вспомнить бойцам своих родных и поддержать дух людей в безоговорочную и скорую победу. Очевидцы того времени вспоминают, как собирались они в домах, где был патефон, крутили и слушали полюбившуюся им музыку, и даже обменивали пластинки на хлеб. Музыка помогала перестать бояться врага и верить в будущее,  строить планы и мечтать о времени, когда кончится,  наконец, ненавистная война. Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания.      
15 Мая, 2020
Экспонаты музея: гармонь
Следующим экспонатом нашего музея, с которым хочется вас познакомить, является гармонь. Гармонь впервые была завезена в нашу страну из Германии в 30-х годах XIX века. Немецкое изобретение представляет собой корпус, поделенный на две половины расположенными посередине мехами. Правая клавиатура музыкального инструмента отвечает за воспроизведение мелодии, на левой клавиатуре располагаются клавиши для аккомпанемента. Каждая кнопка при нажатии раскрывает клапан, через который проходит воздух и приводит в движение язычок, заставляя его звучать. Язычки размещены попарно — первый из них издает звук при сжатии мехов, а второй — при растяжении. Когда они настроены одинаково, то звуки при сжатии и растяжении гармошки не отличаются. Разными тонами звучит тульская гармонь, а одинаковыми — хроматические и вологодские гармони, баяны и аккордеоны.На протяжении целого столетия после того, как в Россию попала гармонь, ее конструкция изменялась и совершенствовалась. Наиболее известными стали тульские, елецкие, саратовские, череповецкие, вятские гармони.В 1941 году началась война, и многие гармонисты, не представляющие жизни без любимого инструмента, были мобилизованы на фронт. И по-прежнему гармошка звучала почти в каждом отряде — и на привале, и на передовой музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух в ожесточенной схватке с врагом.Для поддержания патриотизма на фронте, уже летом 1941 года Наркомат Обороны СССР выпустил приказ о регулярной поставке на линию фронта гармоней. За первые несколько месяцев на войну отправили 12000 гармоней, а к осени это число возросло до 60000. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском инструментов, увеличили темпы производства — и гармони поставлялись на фронт среди прочих необходимых вещей, наряду с оружием и продовольствием.Гармонь сыграла большую роль в поднятии духа красноармейцев, поддержании правильного настроя и боевого настроения. Все тяготы военно-походной жизни преодолевались гораздо легче, если на привале играла гармошка. Есть свидетельства и того, что русские войска шли в атаку, играя решительные боевые марши на гармони — солдаты принимали бой и шли вперед, а в центре и по флангам выступали гармонисты. Такие наступления всегда внушали ужас немецким солдатам, заставляя их отступать даже при большем численном превосходстве.Отношениям русского человека с лиричным инструментом придавалось немаловажное значение — русская гармошка упоминалась в песнях, стихах, и, конечно, частушках. Стоит также вспомнить поэму Александра Твардовского «Василий Теркин» — про бравого красноармейца, с честью встречавшего суровые испытания и не забывающего радоваться жизни и ободрять боевых товарищей, несмотря ни на что.Бесстрашие перед лицом врага, героический настрой, проявление патриотизма — искренние порывы русской души, которые помогли советскому народу победить фашизм — были вызваны, в том числе, и военной песней. Боевые песни вели солдат в бой, они же заставляли сопереживать соратникам и братьям по оружию, утоляли тоску по дому.Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и нелегкой работы. Частушки и народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы, зачастую рождавшиеся прямо на передовой. Были это и проникновенные песни, посвященные павшим в бою солдатам и вдовам, не дождавшимся мужей с войны, и патриотически-боевые марши, которые помогали приблизить победу и выражали сильное желание дать решительный отпор врагу. И практически все песни звучали под аккомпанемент русской гармони или баяна.    
12 Мая, 2020
Операция "Дедовичи"
Мы продолжаем знакомить вас со страницами истории Великой Отечественной войны. Сегодня речь пойдет о бое за Дедовичи, произошедшем в 1942 году. Операция "Дедовичи" значилась в общем плане партизанской борьбы за Ленинград. Нужно было помешать немцам подбросить к Ленинграду новые подкрепления. Ленинград был зажат в железное кольцо блокады. В Дедовичах находился крупный немецкий гарнизон. Свыше полугода безнаказанно зверствовали здесь фашисты. По данным разведки, гарнизон в Дедовичах насчитывал свыше девятисот солдат и офицеров. Кроме того, в нем разместилось четыреста карателей.Бой был тщательно подготовлен. Было уничтожено 650 гитлеровцев, взорван большой склад с боеприпасами, разбито 13 дзотов, разрушены мост через реку Шелонь и путевое хозяйство. Движение по железной дороге прервано. Наши потери были тоже велики: 58 убитых, 72 раненых и 28 пропавших в безвести.Окончательное же освобождение станции Дедовичи произошло только в далеком 1944 году. 25 февраля части Ленинградского и Второго Прибалтийского фронтов вместе с партизанами освободили Дедовичи от захватчиков. В сообщении о боевых действиях говорилось: «Крупные соединения ленинградских партизан под командованием товарища Юрцева и товарища Поруценко вместе с передовыми частями Красной Армии 25 февраля 1944 года участвовали во взятии районного центра Ленинградской области и железнодорожной станции Дедовичи. Партизанами захвачены трофеи и документы».  
12 Мая, 2020
К 75-летию Победы
  К 9 мая мы очень старались оформить библиотеку. Но вот фото получились такие. Отсвечивает стекло...И все же размещаем их. Чтобы было ощущение праздника: небольшая экспозиция фронтовых писем и наш солдат с гармонью. Мы его называем "наш Теркин".  
12 Мая, 2020
Экспонаты музея: Фляга
   Продолжаем  экскурсии по нашему краеведческому музею. Сегодня речь пойдет о фляге.    С доисторических времен человек во время путешествий должен был иметь запас воды. Самые древние походные емкости для воды, обнаруженные археологами, имеют возраст около 60000 лет. Такие емкости изготавливались из подручных средств. Охотники-собиратели в Калахари использовали скорлупу яиц страуса. Во многих местах распространены фляжки из высушенных тыкв- лагенарий, или бутылочных тыкв. Воду носили в деревянных бутылках, свиных желудках, кожаных бурдюках. В античные времена начали изготавливать более удобные металлические емкости для воды, подороже - из серебра, попроще - из меди. Позже получили распространение стеклянные, а потом - алюминиевые фляжки. В разных странах фляжки называют по разному, в русский язык слово "фляга" пришло от немецкого "flasche", бутылка. И фляга стала неотъемлемым атрибутом для путешественников, охотников и прежде всего - солдат.К Первой мировой войне форма, объем и материал для изготовления фляг стали стандартными. Первые советские армейские фляжки образца 1923 года имели объем 0,75 л. и закрывались корковой пробкой.Ранние модели алюминиевых фляг, выпускавшихся с 1926 по 1930 год, отличались оригинальной маркировкой, состоящей из краткого наименования предприятия - производителя и нестандартного, "двойного" обозначения даты выпуска. Маркировка наносилась на горлышко фляг.Фляжки комплектовались чехлами, которые были копией "царского" чехла 1897 года.В 1929 году появились фляжки увеличенного до 1 л. объема, а в 1932 начали выпускаться фляжки с винтовой крышкой.Фляжки выпускались в соответствии с ОСТ № 4731 на большие металлические фляги ёмкостью 1 л., утверждённым как обязательный с 1 мая 1932 года.В 1931/1932 году была разработана и малая фляга для РККА, ёмкостью 0,75 л., с резьбовой крышкой, выпуск которой начался только в 1937 году. Предполагалось выпускать флягу в алюминиевом, жестяном и латунном корпусе. При производстве готовые фляги делились на 1-й и 2-й сорт. Согласно ОСТ № 4731, " ..фляги заварные и выдержавшие испытание воздухом, выпускаются на рынок как второсортные".
20 Апреля, 2020
Экспонаты музея. Штык-нож.
   Продолжаем виртуальный обзор нашего музея. Еще один экспонат - штык-нож.     История штык-ножа началась в XVI веке во Франции, когда огнестрельное оружие уже надежно закрепилось во всех армиях мира. Но мушкетеры становились все более уязвимы для внезапной атаки кавалерии. Новым словом в решении данной проблемы стал штык, который превращал мушкет в своеобразное копьё.Теперь мушкетёры, теоретически, могли сражаться в рукопашном бою и отражать атаки конницы. Штык впервые был принят на вооружение в 1647 году во Франции под названием «байонет» или «багинет» (в честь французского города Байонн, где он якобы был изобретён в 1641 году). Однако сам термин «байонет» известен ещё с XVI века; так называли охотничий кинжал, который в XVII веке начали вставлять в канал ружейного ствола. Судя по всему, штык является изобретением охотников, и лишь впоследствии его стали использовать военные. В армии багинет долгое время оставался любопытным, но не актуальным изобретением: тяжёлый мушкет плохо годился для фехтования. Лишь после смены мушкетов в конце XVII века на более легкое ружьё (фузею) штык стал играть в бою важную роль и постепенно вытеснил древковое холодное оружие (пику, алебарду и т. д.). В настоящее время, в России и ряде других стран, термин «багинет» или «байонет» используется для обозначения старинного штыка, рукоять которого вставляется в ствол оружия. По данным взятым из личных формуляров солдат и офицеров русской армии начала XIX века, видно что они довольно редко вступали непосредственно в ближний бой с противником. В этом нет ничего удивительного, по большей части штык использовался как психологическое оружие для атаки на сломленного противника или для обороны от кавалерии. К началу Первой мировой войны возросшая эффективность стрельбы из магазинных винтовок уменьшенного калибра сделала штыковой бой маловероятным, и большинство армий приняло на вооружение съёмный штык-тесак с рукояткой для удержания в руке. Этот штык — многофункциональный; его, отомкнув от винтовки, можно использовать в бою как тесак, а в походе — как шанцевый инструмент. Дальнейшее усовершенствование стрелкового оружия в середине XX века привело к замене их более лёгкими и короткими штык-ножами.
15 Апреля, 2020
Небольшие виртуальные экскурсии. Экспонаты музея. Немецкая каска.
   Дорогие наши посетители! Предлагаем вам небольшие виртуальные экскурсии по нашему музею. Будем знакомить с историей некоторых экспонатов.    Одним из экспонатов нашего музея, напоминающем о трагических военных годах, является немецкая каска. Ее модель - одна из множества головных уборов, изобретенных для безопасности немецких военнослужащих. Стальной шлем —Stahlhelm (штальхельм, русские солдаты его называли каской), причем в Вермахте и СС он являлся частью парадной униформы, что указывает на особое отношении немцев к этому предмету боевой амуниции. Солдаты в шутку называли его «ведерком для угля», но скорее с чувством признательности, нежели с насмешкой. В какой-то мере он стал символом немецкой армии и Третьего рейха. Вполне вероятно, что он был лучшим защитным головным убором Первой и Второй мировых войн. Его форма послужила образцом для подражания. Например, современный шлем американской армии чрезвычайно похож на немецкий образца 1935 года, а в касках современной чилийской армии и вовсе можно снимать фильмы о Второй мировой войне. На протяжении многих лет выпускались все новые и новые варианты военных головных уборов. В 1942 году в войска поступает новый образец (иногда называемый сейчас как модель 1943 года). Нехватка рабочих рук, качественного сырья и других ресурсов (в том числе времени) заставили немецкую промышленность переходить на упрошенные и просто менее качественные модели униформы и амуниции. Новый шлем уступал в качестве стали, но главным, бросающимся в глаза отличием стало отсутствие завальцовки краев, чего не встречалось ранее. Появились острые кромки и уменьшилась жесткость по краям. Подшлемник остался прежним — образца 1931 года. Стальные шлемы последней версии выпускались уже без изменения до конца войны. Ими снабжались как подразделения Вермахта и ваффен СС, так и вспомогательные военизированные организации, такие как полиция, «Гитлерюгенд», службы само-защиты (зельбстшутц), батальоны фольксштурма и другие. Причем, судя по фотографиям конца войны, на которых можно увидеть немцев вспомогательных служб в итальянских, чешских и советских касках, ясно, что в Германии ощущалась нехватка стальных шлемов. По этой причине до самого конца войны в войсках применялись все предыдущие модели касок. Ну а в хорошие времена в элитных частях и у многих офицеров были отдельные парадные шлемы, отличавшиеся качеством окраски, яркостью деталей и отсутствием царапин и вмятин. Для парадов офицеры применяли даже бутафорские каски из фибры.   Эти все офицеры мечтали пройти и в России, как победители...Но вот что от них осталось. Смотрите фото.

Вход в систему