Секреты виртуального обслуживания
Лариса Лысанова -
заведующая сектором маркетинга
и инновационных методик
библиотечной деятельности
Великолукской центральной районной
библиотеки имени И.А. Васильева
Псковской области
В последнее десятилетие происходит активное внедрение информационных технологий в библиотеки страны. В сельских учреждениях Великолукского района этот процесс начал осуществляться позже, когда был запущен долгосрочный общероссийский проект «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального справочно-информационного обслуживания населения». Основная цель проекта - модернизация сельских библиотек, устранение информационного неравенства между городом и селом.
Важным событием в нашем районе стало открытие в 2005 г. компьютерных библиотек: ЦРБ и трех сельских (Булынинской, Переслегинской, Пореченской). По условиям проекта специалисты ЦРБ и заведующие СБ прошли стажировку на базе ведущей ЦБС г. Москвы «Киевская». В том же году все они были подключены к Интернету. Их фонды значительно пополнились книгами, в том числе справочниками и учебниками по основам компьютерной грамотности. Каждая СБ также получила более 300 электронных изданий.
На следующем этапе совместными усилиями с МАДБ был создан сайт библиотек Великолукского района с встроенной виртуальной справочно-информационной службой. В феврале 2006 г. при участии наших московских и псковских партнеров состоялись презентации компьютерных библиотек. Каждая из них подготовила свою программу. Так, в Булынинской СБ, кроме официальной части, состоялся виртуальный урок музыки в рамках «Филармонии школьника» с использованием электронных дисков. В Пореченской - юные учились создавать электронные презентации под руководством волонтера В. А. Травкина. В Переслегинской библиотеке состоялся Круглый стол по итогам реализации первой части проекта «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального справочно-информационного обслуживания населения».
Справочно-информационное обслуживание - сфера библиотечной работы, которая претерпевает наиболее серьезные изменения в связи с появлением компьютеров и Интернета. В библиотечном деле появились новые термины, в том числе такие, как «виртуальное», «электронное» обслуживание. Изучив специальную литературу по данному вопросу, нам представляется наиболее четким определение американского коллеги Д. Джейнса: «Виртуальное обслуживание - это механизм, с помощью которого люди могут обращаться с вопросами и получать на них ответы у библиотечных специалистов через электронные средства, не приходя лично в библиотеку или не обращаясь с запросом по телефону».
В мае 2006 г., пройдя обучающий семинар «Методика виртуального справочно-информационного обслуживания в рамках корпоративного проекта» на базе Псковской ОУНБ, специалисты Центральной районной библиотеки включились в реализацию второй части проекта. На нашем сайте стала функционировать новая библиотечная услуга - виртуальная краеведческая служба - «Спроси библиотекаря». Подобная служба существует также в Печорской ЦРБ.
Успешному продвижению виртуальной краеведческой службы способствовали:
- рекламная деятельность;
- семинарские занятия для библиотечных работников в рамках программы «Профессионал»;
- семинары для специалистов социокультурной деятельности в рамках программы «Девять шагов к успеху».
За период работы службы накоплен опыт формирования виртуального справочно-информационного обслуживания на всех этапах: от предварительного изучения опыта других действующих служб до оценки эффективности собственного обслуживания.
Виртуальная справочно-информационная служба (ВСИС) обладает рядом особенностей, отличающих ее от аналогичных зарубежных проектов. Пожалуй, главной из них является публичный характер задаваемых вопросов. Все они, сразу же после того как их задали, появляются на соответствующей странице Справки. Таким образом, база ответов открыта всем пользователям, заходящим на сайт.
Вход в ВСИС нашей библиотеки осуществляется как с портала «library.ru», так и с сайта ЦБС. Услугами виртуальной службы могут воспользоваться все жители района. Один пользователь может задать один вопрос в день и не более четырех в месяц. Ответ на вопрос появляется на соответствующей странице Справки, как правило, в течение двух дней. В случае необходимости обращения к сторонним специалистам время ответа может быть продлено.
Таким образом, краеведческие ресурсы библиотеки частично переместились в виртуальный мир. С начала эксплуатации ВСИС (с мая 2006 г. по апрель 2007 г.) поступило 64 вопроса.
Анализ справок показал, что наиболее типичные из них:
- адресные: о наличии того или иного документа в библиотеке;
- тематические: наших пользователей интересует творчество наших земляков и информация о выдающихся людях края.
В процентном соотношении вопросы распределились следующим образом:
- о районе - 43 процента,
- о книгах - 33 процента,
- прочие - 21 процент,
- о библиотеках - 2 процента.
При выполнении ответов на запросы используются чаще всего:
- каталоги, картотеки, отражающие фонд ЦРБ;
- электронные носители;
- знания специалистов библиотеки.
Самой активной интернет-группой пользователей виртуальной справки является учащаяся молодежь, которая рассматривает новую службу как средство поиска информации в образовательных целях. ВСИС является частью общей справочной работы библиотеки.
Обобщая опыт виртуальной службы, мы пришли к выводу, что включение ее в систему новой службы библиотечного сервиса дает возможность пользователям независимо от возраста, уровня образования и места проживания быстро и доступно получить полноценное индивидуальное обслуживание. При этом библиотека открывает свои возможности, ресурсы, знания своих специалистов для сетевых пользователей, расширяя сферу своего информационного влияния.
В феврале 2007 г. на базе Переслегинской компьютерной библиотеки в рамках зональной школы качества состоялся областной Круглый стол «Возможности и перспективы развития виртуальной справочно-информационной службы». Отмечены следующие преимущества такой формы обслуживания:
- обслуживание удаленных пользователей;
- распределенное обслуживание, которое пользователи могут получить всюду, где имеется доступ в Интернет;
- удобство для пользователей;
- расширение круга справочных услуг и продление часов обслуживания;
- возможность охватить более широкий круг пользователей посредством выхода за пределы библиотеки;
- повышение уровня удовлетворения ожиданий пользователей.
По итогам работы Круглого стола были подготовлены рекомендации:
- 1. Продолжить работу по продвижению идеи виртуальной справочно-информационной службы: рекламная деятельность, издание информационной продукции (Великолукская и Печорская ЦРБ);
- 2. Провести семинары по данной теме для библиотечных специалистов области в рамках зональных школ качества (Великолукская ЦРБ);
- 3. Опубликовать опыт работы виртуальной службы Великолукской и Печорской центральных районных библиотек в СМИ районного, областного и федерального уровня;
- 4. Приступить к реализации областного корпоративного проекта «Краеведческая виртуально-справочная служба Псковской области» (ПОУНБ, зональные школы качества);
- 5. Провести презентацию книги «Поручи поиск человеку» во всех муниципальных библиотеках области.
Таким образом, мы активно участвуем в создании единого информационного пространства, способствуем воспитанию информационной культуры пользователей и расширяем зону библиотечного влияния.