Земной шар на ладони

 

Светлана Головань -

библиотекарь - оператор

Печорской центральной

районной библиотеки

Псковской области

Войдя в компьютерную библиотеку, вы попадете в особый мир. Здесь все иначе. Страницы не перелистывают руками, а враги любой традиционной библиотеки - мыши - бесцеремонно сидят на столах, на персональных ковриках. Здесь можно рисовать, не имея в руках кисти или фломастера, покорить неизвестную планету, не покидая пределов зала. Беседовать с тем, кто находится на другом конце Земли... Особенный скачок в развитии библиотечных технологий произошел в конце XX в., и связан он с распространением электронно-вычислительной техники, проникновением ее во все сферы деятельности и в результате - появлением нового вида документа - электронного. В современных условиях обслуживание пользователей наиболее эффективно можно осуществлять на основе новых информационных технологий. Грамотный библиотекарь, умело сочетая печатные и электронные ресурсы, способен удовлетворить любой запрос пользователя.

            Наша компьютерная библиотека сравнительно молода: ей все­го два года. Но даже за такой не­большой срок практики можно с уверенностью сказать, что она востребована самыми разными возрастными группами: начиная от самых юных пользователей (хотя «в    читатели»    мы    принимаем  с 4 класса, иногда выполняем за­просы и деток из начальной школы) до старших школьников и студен­тов различных учебных заведений, являющихся основными потреби­телями наших услуг. Что особенно приятно: более старшее поколение не остается равнодушным к новым информационным технологиям и все чаще заглядывает к нам, не желая отставать от своих детей и внуков.

На конец 2007 г. число наших пользователей достигло 2691.

Поначалу библиотека действо­вала в экспериментальном режи­ме. Накапливались данные о чита­тельском спросе, об отношении разных возрастных и социальных групп к идее создания компьютер­ной библиотеки, к отдельным сто­ронам ее деятельности и к видам услуг. Тогда же отрабатывалась технология защиты ПК от несанк­ционированного доступа пользо­вателей.

Различны были мнения о право­мерности включения в фонд люби­мых школьниками игровых про­грамм. Одни считали, что это са­мый простой и надежный способ привлечения молодежи к компью­теру, другие категорически протес­товали против превращения биб­лиотеки в игровой зал.

На первом этапе мы установили на одном из компьютеров несколь­ко игровых программ, но уже через полгода отказались от этого: ма­шин немного, и они востребованы, а уговорить геймеров прервать иг­ру - не так-то просто. Кроме того, игры занимают много оперативной памяти, и в результате ПК хуже за­гружаются, меньше остается места для нужных программ, что затруд­няет работу как библиотекарей, так и простых пользователей.

Впоследствии мы сделали для себя приятное открытие. Оказа­лось, что многие познавательные программы по биологии, геогра­фии, искусству школьниками вос­принимаются как увлекательные игры.

Компьютерная библиотека пре­доставляет пользователям воз­можность:

  • читать в зале и брать на дом книги, компакт-диски;
  • самостоятельно осваивать ПК с помощью обучающих про­грамм;
  • вести поиск информации в Интернете и с помощью элект­ронных поисковых систем;
  • обращаться к текстовым, гра­фическим и офисным программам;
  • набирать и сканировать собственные материалы;
  • ксерокопировать разнооб­разные материалы;
  • пользоваться правовыми программами «Консультант Плюс» и «Гарант».

К услугам жителей района - богатый фонд информационных ресурсов:

  • свыше 100 названий печат­ных изданий по компьютерной те­матике;
  • свыше 300 компакт-дисков (все лучшее, что есть на россий­ском рынке - в том числе энцикло­педии, словари, обучающие курсы, электронные издания по искусству, литературе, истории, страноведе­нию);
  • обширный набор обучающих электронных игр, образовательных программ и других зданий на дис­ках - в том числе в помощь учеб­ному процессу.

Техническая оснащенность на­шей компьютерной библиотеки:

  • три компьютера для пользователей (два объединены в локаль­ную сеть с доступом в Интернет, один - с правовыми базами дан­ных);
  • цветной и лазерный принтеры;
  • планшетный сканер;
  • ксерокс;
  • проекционный аппарат для презентаций.

Мы стараемся сделать наши услуги доступными для всех групп пользователей. На платные услуги школьникам и студентам очных от­делений предоставляется скидка. Платными являются: ксерокопиро­вание, распечатка документов, сканирование, доступ в Интернет, ламинирование, набор текста на­шим сотрудником.

За годы функционирования компьютерной библиотеки мы за­работали 25 тыс. руб. На эти день­ги пополнялся ее фонд (в том числе  фонд Правового центра), заправ­лялись картриджи принтеров, туба ксерокса, закупалась бумага и кан­целярские товары, частично опла­чивался Интернет.

Наша коллекция компакт-дис­ков и DVD открывает большие воз­можности для пользователей. В ней собраны в основном отечест­венные диски, но есть и зарубеж­ные. Разумеется, большим спро­сом пользуются русскоязычные из­дания, однако не все они отвечают стандартам качества, характерным для аналогичных зарубежных изда­ний. Это замечание можно отнести и к чисто мультимедийным и техно­логическим возможностям отечест­венных дисков, и к их содержанию.

Тем не менее коллекция в це­лом, судя по интенсивности обра­щения к ней пользователей, пред­ставляет большой интерес для всех - будь то школьники, лицеис­ты, студенты, преподаватели учеб­ных заведений или представители других профессий.

предлагаемые компакт-диски, по определению, предназначены для комплексного воздействия на пользователя. Это может быть многочасовая экскурсия по Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, которая сопровож­дается дикторским текстом, пре­красной музыкой и трехмерной компьютерной графикой, позволя­ющей перемещать взгляд на про­изведения искусства, расположен­ные справа, слева, в глубине зала, плавно двигаться от картины к кар­тине, из зала в зал, рассматривать детали картины, приближаясь и удаляясь, продвигаясь с элект­ронной лупой по всему полотну. Пользователь может также знако­миться с описаниями сюжетов и с историей создания шедевров, биографиями художников, истори­ей музея, обращаться к словарю терминов и понятий.

Одни диски представляют со­бой энциклопедии, освещающие целые культурные пласты опреде­ленного периода. Другие вводят пользователя в ту или иную истори­ческую эпоху.

Мультимедийное путешествие в Египет, Иерусалим, Японию или Лондон всегда дает возможность познакомиться с шедеврами ис­кусства и посетить знаменитые храмы и музеи, услышать музыку страны и с помощью гипертекс­товых связей узнать многое о ее культуре, истории, современной жизни.

Характерная для библиотеки картина - закрытые в спецшкафах (из-за высокой стоимости) редкие альбомы по искусству или другие ценные книги, выдаваемые только по специальному разрешению и только в читальном зале с обяза­тельной проверкой на отсутствие вырванных листов при возврате. Наличие фонда электронных изда­ний принципиально меняет ситуа­цию и создает возможность сво­бодного и комфортного доступа пользователя к высококачествен­ным изображениям шедевров из знаменитейших музеев и коллек­ций мира, таких, как Лувр, галерея Уффици, музей Д' Орсе, Сикстин­ская капелла, музеи Ватикана, Прадо, Пинакотека и других, почти не­известных  - таких, как Музей Людвига в Кёльне или Немецкий национальный музей в Нюрнберге. Очень много всевозможных эн­циклопедий по различным отрас­лям знаний и для разных возраст­ных групп: от дошколят до людей старшего поколения.

Многие диски допускают вывод текстового и изобразительного ма­териала на печать. В сочетании с возможностями аппаратуры, имеющейся в компьютерной биб­лиотеке и позволяющей осущест­влять как сканирование необходи­мых материалов, так и высокока­чественную цветную печать, ее ресурсы могут быть эффективно использованы не только для самообразования, но при подготовке рефератов, докладов, уроков, лек­ций, дипломов по широкому спект­ру дисциплин. Это касается всех групп населения, начиная с уча­щихся общеобразовательных и му­зыкальных школ, всевозможных колледжей, лицеев, студентов и за­канчивая специалистами в самых разных областях.

Энциклопедии на бумажных но­сителях занимают порой несколько десятков полок, а на электронном носителе, например, 85 томов эн­циклопедии Брокгауза и Ефрона занимают всего один диск, что зна­чительно облегчает их хранение и эксплуатацию.

Наиболее популярны среди пользователей такие диски, как «Собрание рефератов», «Большая Российская энциклопедия», «Юри­дические науки», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Экзамены в ГИБДД», «Архитектура».

В настоящее время мы уже вы­яснили, каких и по каким темам дисков или книг у нас не хватает, и постарались частично заполнить эти пробелы на средства библио­теки. В частности, были приобре­тены: «Большая детская электрон­ная энциклопедия», энциклопедия «Детская психология», «Гуманитар­ные науки», «Энциклопедия ремон­та и обустройства жилья» и др. Книжный фонд пополнился изда­ниями Б. Ф. Володина «Всемирная история библиотек», Ю. К. Бегунова «13 теорий демократии», Ю. Н. Дрешер «Организация информационного производства», «Энциклопедия студента» и др.

Для приближения информации к пользователям мы проводим ме­роприятия как традиционного ха­рактера, так и нетрадиционного - согласно времени и востребованности. Понятно, что компьютерная библиотека - особенная, а значит, мы должны искать новые формы индивидуальной и массовой рабо­ты. Для привлечения читателей проводились разнообразные вы­ставки дисков, книг, интересных материалов - как по запросам пользователей, так и по инициативе сотрудников. Среди них:

  • «Новые по­ступления в компьютерную биб­лиотеку»;
  • «Мир права»;
  • «Парад энциклопедий»;
  • «Твой выбор - твоя жизнь»;
  • «Сегодня праздник» (необычные праздники);
  • «Идея национальных проек­тов России».

Проводились и всевозможные мероприятия, классные часы. На­пример:

Экскурсии в компьютерную библиотеку;

  • Ø «Информационный навига­тор» (программа обучения сель­ских библиотекарей);
  • Ø «Компьютерная библиоте­ка - путь в информационный мир» (беседа);
  • Ø «Компьютер: полезное и вредное» (час информации);
  • Ø «Гражданам XXI века» (обзор);

«Интересно об этикете» (урок вежливости).

Ведутся в библиотеке и уроки по профориентации учащихся 9-11-х классов, которые из года в год становятся все более востре­бованными. Для этого с использо­ванием печатных и электронных ресурсов мы организовали следу­ющие мероприятия:

  • «Компас в мире профессий» (обзор журналов «Абитуриент», «Обучение и карьера в России и за рубежом»);
  • «Парад профессий» (позна­вательно-игровая программа для старшеклассников);
  • «Абитуриент» (электронная база данных);
  • «Твой выбор» (анкетирова­ние).

Компьютерная библиотека при­нимает участие и в подготовке, и в проведении общих библиотеч­ных мероприятий. Сегодня своими средствами мы имеем возможность выпускать пригласительные билеты на мероприятия, буклеты и закладки к памятным и юбилей­ным датам, событиям; грамоты, афиши; создавать свои электрон­ные документы, презентации.

Можно сказать, что с появлени­ем в ЦРБ новых технологий изме­нился сам информационный сер­вис, улучшилось качество и повы­силась оперативность этой деятельности. У жителей нашего небольшого города возрос инте­рес к тем возможностям, которые предоставляются им при исполь­зовании всего огромного объема знаний и информации, сосредото­ченного в библиотеке. На протяже­нии всей своей истории наша ЦРБ была центром просвещения и куль­туры, стремилась приобщить чита­телей к интеллектуальному богат­ству человечества, обогатить их досуг. Сегодня она востребована и как информационный центр.

Моим коллегам приходится вы­полнять множество справок из Ин­тернета, так как не все читатели об­ладают навыком пользования по­исковыми системами. В основном мы оказываем помощь школьни­кам и студентам в написании рефе­ратов, докладов, курсовых, конт­рольных, дипломов. Приятно заме­тить, что если раньше юные пользователи стремились скачать готовый реферат или доклад, то те­перь они все больше обращаются за помощью в подборе материала на заданную тему, для того чтобы самостоятельно написать свою оригинальную работу.

Зачастую и самим сотрудникам интересны запросы читателей - так идет непрерывный процесс их самообразования, каждый день они вместе узнают что-то новое. Особо запомнились коллегам та­кие запросы, как: «Борьба за ско­рость в природе»; «Экологические проблемы озера Байкал»; «Истори­ческие истоки танцев древних сла­вян»; «Виктимность поведения, жестов, предметов»; «Серебряное кольцо России» (города, маршрут, фотографии достопримечатель­ностей).

Случаются и курьезные случаи. Например, мама одной шестиклас­сницы пришла с запросом найти для дочери материал на тему «Ре­шето ротосфера» (алгебра). Не об­наружив нужной информации в Ин­тернете, библиотекарь еще раз уточнила запрос, правильность на­писания (что имеет существенное значение). Однако как точно пи­шется словосочетание, женщина не знала. Поэтому вместе они ис­пробовали немало вариантов на­писания термина, использовали несколько поисковых систем, прежде чем одна из них (Google) не выдала исправление: оказалось, что запрос на самом деле звучит так «Решето Эратосфена». (Эратосфен из Кирены, Эратосфен Киренский (276 год до н. э.-194 год до н. э.) - греческий математик, астроном, географ и филолог).

Сегодня все более заметно со­циальное расслоение общества. У одних детей есть дома компью­тер и деньги для покупки популяр­ных программ, оплаты Интернета, у других - нет. Школа же, а тем бо­лее высшие учебные заведения требуют от всех равных знаний и умений. Публичная компьютер­ная библиотека этот конфликт в ка­кой-то мере снимает, предостав­ляя равные возможности всем. Мы ведем работу, направленную на по­вышение уровня информирован­ности и правовой культуры населе­ния. В этих целях при библиотеке работает Публичный центр право­вой информации (ПЦПИ), важной частью деятельности которого является систематически накаплива­емая и обновляемая информация по правовым, юридическим и со­циально-бытовым вопросам.

Публичные центры правовой информации (ПЦПИ) - это пункты свободного доступа населения к официальной нормативно-право­вой информации. Они способны обеспечить гражданам беспрепят­ственный доступ к любой правовой информации - как на бумажных носителях, так и в электронном ви­де, а также действия с правовыми ресурсами в Интернете. В распо­ряжении наших пользователей нормативно-правовые базы дан­ных «Гарант», «Консультант Плюс».

Мы постарались отобрать самые современные и актуальные методы работы для нашего Центра.

В планах 2008 г. - проведение ежемесячных Дней правовой культуры для горожан. В этот день каждому пользователю будет пре­доставляться возможность об­учиться работе с правовыми база­ми данных, получить юридичес­кую консультацию, ознакомиться с новинками, поступившими в от­дел, и получить бесплатный вы­ход на юридические порталы Ин­тернета.

Мы занимаемся со всеми кате­гориями горожан, но основными группами обслуживания стали в первую очередь студенты юриди­ческих колледжей, школ милиции, предприниматели, руководители организаций, пенсионеры и от­ставные военные. Для них оказыва­ются информационные услуги по всем вопросам права, экономики и предпринимательства. Предо­ставляются необходимые сведения, горячая информация,  специализированные данные из любых существующих в библиотеке ис­точников в нужное время и в нуж­ной форме. Активно пользуются услугами отдела и остальные кате­гории горожан.

Просматривая все изменения и дополнения к нашему законода­тельству, библиотекари подготав­ливают информационные листки для выставок. Их тематика актуаль­на и востребована: «Социальная защита», «Мир в зеркале статисти­ки», «Ваш адвокат», «Предпринимательство», «Поколение X», «Это важно знать» и др.

В Центре посетители могут по­ручить поиск нужной им информа­ции его сотруднику. Все большее количество людей понимают, что отбор необходимой информации должны делать специалисты. При ее поиске коллеги используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы: фонд библиотеки, тема­тические пресс-досье, ресурсы Интернета, электронные базы дан­ных «Гарант», «Консультант Плюс».

Справочно-правовая система «Гарант» - универсальная база, предназначенная для юристов, бухгалтеров, руководителей, по­зволяющая быть в курсе всех изме­нений в законодательстве. База периодически обновляется, попол­няется и проверяется специалис­тами фирмы «Гарант».

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» - это доку­менты по всем отраслям права; полная подборка судебной и ар­битражной практики; календарь федеральных платежей. Междуна­родные договоры представлены как часть правовой системы РФ. База обновляется еженедельно библиотекарями за счет дисков, присылаемых по почте, проверяет­ся ежемесячно специалистами фирмы «Консультант Плюс». Она не только безвозмездно передает в создаваемые центры свои инфор­мационные продукты, но и обучает библиотекарей и других желающих и навыкам обращения с ее базой, и основам информационной гра­мотности. В этом году специалисту ПЦПИ   был   выдан   сертификат  о том, что он прошел курс обучения по программе «Консультант Плюс» и является не только уверенным ПК-пользователем, но и грамот­ным специалистом по работе с этой программой.

За последний год работники ПЦПИ выполнили 369 справок по правовым вопросам. Из них 201 - для юношества (помощь в подго­товке рефератов, контрольных, до­кладов); 70 - для работающих граждан среднего возраста; 52 - для неработающих горожан, 46 - для пенсионеров.

Электронные технологии дают неограниченные возможности в поиске информации и позволяют сократить до минимума время, за­траченное на этот поиск. Повышая качество услуг, изменяя формы де­ятельности в соответствии с по­требностями пользователей, отдел стремится стать общепризнанным информационным центром для жи­телей Печоры.

Правовые знания нужны всем. Но не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных си­туациях. Актуальность правового просвещения очевидна - она об­условлена современным состояни­ем всех сфер общественной жиз­ни: экономики, культуры, политики.

Сейчас крайне необходимо формировать, в первую очередь у детей, мировоззрение, основан­ное на уважении к закону, на зна­нии прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача - помочь подросткам адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом общест­ве, регулируя свои отношения с го­сударством, другими людьми. Основная линия в современной по­литике - построение демократи­ческого государства, а основная линия обучения и воспитания - развитие гармоничной и всесто­ронне развитой личности ребенка, которая стала бы полноценной единицей этого самого демократи­ческого общества.

Сегодня в силу неблагополуч­ных семейных обстоятельств, не­достаточной финансовой защи­щенности подросток нередко оста­ется один на один со своими проблемами, вынужден сам забо­титься о своих правах и свободах. Иногда, к сожалению, выбирая не­правильный и не вполне законный путь.

Ребенок очень быстро выраста­ет и становится взрослым. Научив сегодня детей пользоваться права­ми и свободами, умело сочетать права и обязанности, а также от­ветственности перед другими, мы можем быть спокойны за их буду­щее. Завтра они смогут соблюдать и защищать не только свои права и свободы, права своих детей, но и наши права, права старшего поколения.

О важности и необходимости правовых знаний говорят все. Но реальное положение дел гово­рит об их отсутствии. Как показы­вает практика, люди плохо знакомы с правами, они не знают, куда обра­титься по возникающим проблем­ным ситуациям.

История XX века в России учит нас, что забвение и попрание прав и свобод человека неизбежно ве­дут к трагедии. Именно поэтому, только воспитав детей в духе со­блюдения прав человека, мы суме­ем преодолеть наши ошибки и в XXI веке творить новую историю, не ущемляя прав ребенка, челове­ка, гражданина.

Информационная культура лич­ности - одна из составляющих об­щей культуры человека. Она являет­ся важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессио­нальной деятельности, а также со­циальной защищенности личности в современном обществе.


Вход в систему