«Таких библиотек должно быть больше на селе! Это необходимо людям. И книг прибавилось и Интернет появился. Спасибо!» - так оценила работу Борковской модельной библиотеки Великолукского района одна из читательниц этой библиотеки. Об этом, наверное, мечтают многие сельские жители. В этом году, который объявлен в Псковской области Годом сельских библиотек, число модельных библиотек в Псковской области увеличится, ведь 30 сельским библиотекам региона в Общероссийский день библиотек были вручены сертификаты Администрации Псковской области на открытие модельных библиотек.
    В Псковской области модернизация сельских библиотек началась в 2006 году, когда при содействии Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Министерства культуры Российской Федерации в Великолукском и Печорском районах были созданы первые компьютерные сельские библиотеки.
   
Подробности читайте в разделе нашего библиотечного портала " Модельные библиотеки".
   

«Модельная библиотека как феномен сельской культуры: результаты анкетирования»

     Отдел координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки провел итоги исследования «Модельная библиотека как феномен сельской культуры». В исследовании приняли участие модельные / компьютерные библиотеки Великолукского, Гдовского, Печорского, Пушкиногорского районов. Всего получено и проанализировано 70 анкет.     
В Псковской области модернизация сельских  библиотек началась в 2006 году, когда при содействии Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и Министерства культуры Российской Федерации в Великолукском и Печорском районах были созданы первые компьютерные сельские библиотеки. В настоящее время в области работают 21 модельная библиотека (городских и сельских), из них 8 открыты при поддержке муниципальных органов власти. В 2012 году открыта Перовомайская модельная библиотека в Островском районе.          

  • Какие изменения произошли в работе модельных библиотек?  
  • Как изменился имидж (образ) библиотеки в глазах местного сообщества, расширился ли ассортимент библиотечно-библиографических услуг, предоставляемых модельными библиотеками населению
   
В ходе исследования «Модельная библиотека как феномен сельской культуры» стояла задача выяснить степень информированности жителей о деятельности модельных библиотек, об их новых информационных технологиях и услугах,  об эффективности работы модернизированных библиотек. На вопросы анкеты ответили  35,7 % читателей в возрасте от 25 до 50 лет; 32,9 % - старше 50 лет и 31,4 % - от 15 до 25 лет.   Большая часть опрошенных - это специалисты со средним специальным (45,7 %) и высшим образованием (25,7 %). Достаточно большую группу составили пользователи, имеющие среднее образование - 28,6 %. Это молодежь и учащиеся старших классов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в опросе приняла участие наиболее образованная часть населения.     
 
Цели,  с которыми пользователи приходят в библиотеки,  самые различные: для учебы (32,8 %), для работы (21,5 2%), для самообразования (1,4 %), но преобладает личный интерес - 44,3 %, т.е. ощущается  потребность в чтении, в информации. Большинство респондентов - постоянные и частые посетители библиотек:  34,3 % ответили, что посещают  еженедельно;  45,7 % -  один раз в две недели; 15,7 % - примерно один раз в месяц.  Всего 4,3 % посещают библиотеку один раз в 2-3 месяца.        Выяснилось, что 78,6 % анкетируемых считают, что с внедрением новых технологий работа библиотеки изменилась и «стала лучше».
 
С открытием в модельных библиотеках центров правовой информации появилась возможность доступа к справочно-правовым базам данных (отметили 35,7 %).  Благодаря выходу в Интернет (отметили 62,8 %) библиотеки выполняют функции центра социально-бытовой информации: адресам работы различных учреждений как в районе, области, так и в целом по стране, графики движения транспорта, условия поступления в учебные заведения. Для оперативного обслуживания населения по различным вопросам,  модельные библиотеки формируют  собственные базы данных, такие как «Адреса, время работы всех организаций и учреждений, расположенных на территории села, района»,  «Центр занятости предлагает», «Медицинские учреждения в ... районе», «Куда пойти учиться».   Хорошая материально-техническая база библиотек позволяет предоставлять населению дополнительные платные копировально-множительные  услуги - к ним обращалось 57,1 % пользователей. В библиотеках активно используется достаточно новая форма обслуживания - электронная доставка документов (11,4  %). Каждый житель может воспользоваться услугой электронной почты и  открыть свой собственный почтовый ящик (25,7 %).
 
Все модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями: создаются учебные группы молодежи, пенсионеров. В условиях экономического кризиса учиться работать на компьютере в библиотеку все чаще приходят  люди активного трудового возраста, в том числе оставшиеся без работы (14,3 %). 
   Оперативно удовлетворять запросы читателей позволяет обращение к информационным ресурсам, размещенным на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки. Чтобы воспользоваться  услугой «Предоставление сводного электронного каталога Псковской областной универсальной научной библиотеки» читатели  прибегают  к помощи  библиотекарей.
    Для 12,8 % пользователей модельных библиотек «ничего не изменилось», а 8,6 % вообще затруднились ответить на этот вопрос. Не нашлось ни одного пользователя, кто считает, что библиотеки стали работать хуже.
    Отвечая на вопрос «В чем Вы заметили изменения в работе библиотек?»,  читатели отмечали и поступление новых книг, и проведение мероприятий с помощью компьютерных технологий, и более качественное информационное обслуживание.
    Особенно эмоциональными были комментарии к этому вопросу у пользователей модельных библиотек Великолукского района. Они благодарили библиотечных работников: «Интернет - это классно! Спасибо библиотекарям! Они у нас продвинутые! А какие создают презентации!» (Булынинская модельная библиотека); «Научилась работать на компьютере. Спасибо библиотеке!» (Борковская модельная библиотека). Отмечали, что с внедрением новых компьютерных технологий быстро и качественно предоставляются услуги: «Интернет-услуги - это хорошо!» (Великолукская ЦРБ им. И. Васильева); «Интернет! Связь с миром! Ура!»; «Электронная доставка документов - это очень нужно и перспективно!» (Булынинская модельная библиотека). Читатели отмечали также, что в библиотеках стало гораздо комфортнее и уютнее, создаваемые библиотекарями презентации «очень оживляют библиотечную работу". «Таких библиотек должно быть больше на селе! Это необходимо людям. И книг прибавилось и Интернет появился. Спасибо!» - такой общий вывод можно сделать вслед за читательницей Борковской модельной библиотеки.
        Среди разнообразных запомнившихся мероприятий были: встречи с писателями И.Е. Петровым (Гдовский район), краеведом Н. Розовым, поэтессой Т.В. Гореликовой (Печорский район); презентация книги «Не прервется связь времен» (Печорский район), заседания клубов: «Струны сердца» (Великолукский район), «Лилия», «Садовод-огородник», «Горница» (Печорский район); интерактивные игры: «Экологический марафон» (Великолукский район), «Грани знаний», «Сегодня школьник - завтра избиратель!» (Печорский район), виртуальная экскурсия по храмам Гдовского района (Гдовская ЦРБ); проведение еженедельного духовного видеосалона (Печорская ЦРБ); выставки декоративно-прикладного искусства сельских умельцев (Пушкиногорский район) и многие другие.        Модельные библиотеки разрабатывают совместно со школами программы в помощь образовательному и воспитательному  процессу. На базе библиотек проводятся учебные занятия по предметам «Мировая художественная культура», «Изобразительной искусство», «Музыка», «Народная культура», «История России», «Мировая история».Для продвижения видеоматериалов из фонда, библиотеки становятся   видеообразовательными центрами: открываются видеогостиные, видеоклубы, например, Клуб интеллектуального кино, их программы предусматривают обязательное коллективное обсуждение зрителями увиденных программ. Все это позволяет организовать полезный досуг населения.         Современной России нужны просвещенные, мыслящие, а значит и читающие люди. И роль библиотек в общественно-культурной жизни местного сообщества трудно переоценить. Не случайно  в анкете на вопрос: «Библиотека для вас - это»... читатели не ограничивались одним из предложенных вариантов ответов. Для них библиотека  прежде всего информационный центр (72,8 %), культурный центр местности (61,4 %), центр общения и образовательный центр (37,1 %). Ответы - библиотека как центр компьютерных технологий(28,6 %),  как место интересного времяпрепровождения (15,7 %), связующее звено между глубинкой и центром (7,0 %) - выбирали в основном в сельских компьютерных библиотеках.     
    Как показывает время, библиотеки остаются на селе востребованными, если идут в ногу со временем. Цель компьютерных библиотек на селе - изменить качество жизни сельских жителей, способствовать их адаптации  к современным условиям.
     В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях, доступ к каталогам ведущих библиотек и ресурсов информационных центров страны. В модельных библиотеках обучают поиску информации в Интернете, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой. Модельная библиотека - это многофункциональный, информационно-культурный, образовательный и просветительский центр.
  Сотрудники модельных библиотек стараются  в совершенстве овладевать новыми технологиями, информационной культурой, расширяя сферу услуг для своих пользователей, благодаря чему библиотеки по настоящему востребованы жителями и остаются подлинными информационными и духовными центрами на местах.

Вход в систему