Год педагога и наставникаПодведены итоги Года педагога и наставника в библиотеках России.
В Российской государственной библиотеке для молодежи состоялся вебинар, посвященный итогам Года педагога и наставника в библиотеках России.
Как отметила заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодёжи по научной и методической работе Марина Захаренко, «наставничество сегодня – актуальный тренд развития кадровой политики в различных областях. Это кадровая технология, исторически хорошо зарекомендовавшая себя и в библиотечном деле. Библиотеки России понимают это и готовы продвигаться дальше в этом направлении, внедрять различные формы и виды наставнической деятельности».
По словам руководителя Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала Российской государственной библиотеки для молодежи Вероники Лещинской, «на сегодняшний момент можно сказать, что наставничество в библиотеке развивается в неформальной плоскости. Формирование системы кадровой политики, включающей в себя наставничество в качестве ее эффективного инструмента, происходит неравномерно и точечно, в основном благодаря инициативе конкретных библиотек и зачастую вне зависимости от целей и задач официального Года педагога и наставника».
Участники вебинара обсудили направления развития наставничества в библиотеках, актуальные тенденции для формирования наставничества как кадровой технологии в библиотечном деле.
Также были озвучены результаты проведенного по инициативе Библиотеки для молодежи Всероссийского опроса сотрудников библиотек «Наставничество в библиотеке», который показал: библиотечные сотрудники в целом положительно оценивают роль наставничества в адаптации молодых библиотекарей, но пока далеки от понимания необходимости выстраивания системы наставничества с соблюдением необходимых формальностей и этапов.
Лишь 4% от общего числа участвующих в опросе библиотекарей отметили, что наставничество развивается у них в библиотеке на системном уровне согласно утвержденному положению о наставничестве, а 1,5 % отметили, что имеется проект по наставничеству.
Вместе с тем, абсолютное большинство голосов специалистов библиотечного дела было отдано за дальнейшее развитие наставничества за рамками Года педагога и наставника. В библиотечной среде единогласно считают, что наставничество — это инвестиции в развитие кадрового потенциала современной конкурентоспособной библиотеки. Наставничество воспринимается в качестве перспективного и актуального направления для развития библиотечной отрасли в соответствии с целями и задачами Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года
В Библиотеке для молодежи в течение года проходила серия различных профессиональных мероприятий, направленных на оценку степени развития наставничества в библиотеках России и определения перспективных направлений этой деятельности. Например, цикл вебинаров «Наставничество в библиотеке», межведомственный семинар «Культура наставничества: актуальный тренд и новые горизонты для кадровой стратегии», запись серии подкастов об опыте наставничества, масштабный опрос библиотечных сотрудников, публикация различных материалов по данной теме в профессиональной прессе. Был проведен Международный научно-практический семинар «Компетенции профессионала завтрашнего дня. Библиотека в системе профориентации» с участием библиотечных специалистов государств-участников ЕАЭС, на котором также затрагивались вопросы наставничества.
В 2023 году в библиотеках России проводились различные просветительские, методические и научно-практические мероприятия, происходил непрерывный обмен опытом и лучшими практиками наставничества, реализовывались проекты, направленные на его развитие в библиотечной среде. Радует то, что абсолютное большинство опрошенных библиотек считает необходимым продолжать осваивать систему наставничества, выстраивать профессиональный диалог, делиться опытом и лучшими практиками. 
Подводя итоги реализации Года педагога и наставника в библиотеках России, участники вебинара отметили, что специалисты библиотек готовы к возрождению традиции наставничества на новом уровне с учетом требований времени и социально-экономических потребностей государства.

Источник

 


Вход в систему