Праздник День славянской письменности и культуры утвержден постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года N 568-1 "О Дне славянской письменности и культуры".

Это день памяти равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, составителей славянской азбуки и первых переводчиков Библии на славянский язык. Мефодий был воином и правил одним из славянских княжеств, затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп. Константин (Кирилл - его монашеское имя) с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. По пути они остановились в Корсуни, где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные "русскими буквами", и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке. Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией в Моравию. Моравский князь попросил прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.

        Псков всегда был славен своими традициями, которые передавались из поколения в поколение, хранились и преумножались. Поэтому псковичи и сегодня обращаются к истокам культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Впервые празднества, посвященные святым Кириллу и Мефодию, состоялись в Пскове 6 апреля 1885 года. В начале ХХ века 11 (24) мая этот День был широко и ежегодно отмечаемым.

 Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию виртуальные выставки, подготовленные сотрудниками областной библиотеки.

«Свет дневной есть слово книжное...». Выставка изданий Общества любителей древней письменности

 

Подробности читайте на сайте  "Книжные памятники Псковской области".

 К 1150-летию со времени создания славянской письменности  -  см. сайт ЦБС г. Пскова

История псковской книжной культуры насчитывает не одно столетие и является яркой страницей, дополняющей и отражающей в новом свете многие стороны жизни древнего и современного Пскова. Среди выдающихся памятников письменности Древней Руси псковские рукописи XI-XV вв. занимают заметное и достойное место. Можно назвать такие рукописные книги, как Псковский устав XI в. с рисунками бытового характера, Паремейник 1271 г., писец которого был близок князю Довмонту, с этой книгой связано зарождение тератологического (звериного) стиля псковской книжности.


Апостол 1307 г. с припиской из «Слова о полку Игореве», Сборник XV в. со «Словом о погибели русской земли», лицевая Палея 1477 г. с иллюстрациями в тексте, Евангелие 1409 г., переписанное псковичом Лукой и являющееся, по мнению специалистов, одним из шедевров книгописания.
В XIII-XV вв. Псков был одним из выдающихся центров книжного дела. В оформлении псковских рукописных книг были свои отличительные особенности: зеленый фон тератологических заставок и инициалов, преимущественное изображение человеческого лица в инициалах в фас. Широкое использование желтого цвета, менее условное изображение человеческих лиц и птиц в орнаменте.
Псковские писцы оставляли на полях рукописей замечательные остроумные, в духе народного творчества пространные записи и приписки.
К началу XVI в. с присоединением Пскова к Московскому государству Псков уже не мог претендовать на одно из первых мест в художественной культуре Руси. Псковское письменное наследие влилось в единое русло русской национальной культуры. Волею царей и иерархов большая часть рукописных книг XIII-XV вв. была вывезена из Пскова в Москву в XVI-XVII вв., где пополнила книжные собрания того времени: Патриаршей и Синодальной типографий, и ныне украшает книжные фонды Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов и других книгохранилищ и архивов.


В XVI в. в Москве возникло книгопечатание, и вскоре появился запрет на использование в богослужебных целях рукописных книг, но так как печатных книг все равно не хватало, и они долгое время были дороже рукописных, в Пскове, как и в других областях русского государства, продолжали писать книги богослужебного, светского содержания.


От XVI-XVIII вв. сохранилось огромное количество рукописей, в том числе и псковских.
Ценнейшим собранием рукописных и редких книг обладает Псковский музей-заповедник. Более 500 рукописных книг XIV - нач. XX вв. представляют местную рукописную традицию в музейном собрании. Среди рукописей XVI в. следует отметить Служебник Спасо-Мирожского монастыря, книгу «Рай», Прологи (книги для ежедневного чтения), сборники богословского и литературного содержания, сборники певческие.
Псковская литература XVI в. дала миру такие памятники, как Псковская летопись, «Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков», «Повесть о прихожении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», «Повесть о начале основания Псково-Печерского монастыря», «Повесть о псковском взятии», жития псковских святых Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Крыпецкого, Евфросина, Никандра Псковского, Послания старца Филофея, сказания о явлениях чудотворных икон.


Эти рукописи отличаются как нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими и художественными особенностями. С наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописными книгами XVII-XVIII вв.


Рукописи этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому времени относится ценная коллекция Синодиков (книг для церковного поминания) псковских церквей и монастырей, содержащих сведения о житиях святых псковской земли, отголоски исторических событий, литературные произведения в виде небольших повестей, притч, слов и поучений.


Монастыри играли важную роль в культуре Пскова, особенно в области книжной культуры и литературного творчества. В ранней истории Пскова важными культурными центрами были сначала Мирожский монастырь, а затем Снетогорский. В XVI в. ведущая роль принадлежала Спасо-Елеазарову, а затем Псково-Печерскому монастырям. Здесь не только переписывались книги, но велось летописание, создавались оригинальные литературные сочинения.


В художественном плане особую ценность имеют лицевые (иллюстрированные) рукописи. В коллекции Псковского музея 87 рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента (заставки, концовки, рамки, инициалы), дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности.
Самобытную книжную культуру псковской земли можно с полным правом поставить в один ряд с памятниками псковской архитектуры, иконописи, лучшими образцами прикладного искусства.

Осипова Н.П. История Псковской книжной культуры
/ Н.П. Осипова ; подгот. Т.В. Медникова //
Псковские хроники : История края в документах и исследованиях.
Вып. 4. / [сост.: Е.П. Иванов, М.М. Медников]. -
Псков : Изд. Дом "Стерх", 2004. - С. 68 - 72. - Извлеч.
 
  14 мая 2013 года в конференц-зале Псковской областной универсальной научной библиотеки состоялись Вторые книговедческие чтения «Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове».

В приветственном слове к участникам заведующая Центром по работе с редкими и ценными документами ПОУНБ Регина Арнольдовна Денисова отметила, что Кирилло-Мефодиевские чтения, уже традиционно проходящие в мае в Псковской областной научной библиотеке, в 2013 году знаменательны юбилейной для всего славянского мира датой - 1150-летием возникновения  письменности, созданной Кириллом и Мефодием в 863 году. В конференц-зале библиотеки за круглым столом собрались краеведы, музейные работники, преподаватели и студенты Псковского государственного университета, сотрудники библиотек. 

Подробнее
 
 

sam_1699.jpgС 20 по 24 мая 2013 года детская библиотека Гдовского района провела цикл мероприятий для учащихся 5 - 6 классов в рамках областной акции «Глаголь добро». Акция посвящена 1150-летию славянской письменности.

Подробнее...
 
 

В читальном зале Новоржевской центральной районной библиотеки можно познакомиться с выставкой, посвященной подвигу святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , создавших первую славянскую азбуку в 863 году.

 

p1070556.jpg
 

Славянская писменность - от рукописи ло электронной книги

pismennost.jpgДень славянской письменности и культуры отмечается 24 мая в России. Он приурочен ко дню памяти составителей славянской азбуки - святых братьев Кирилла и Мефодия. 23 мая в Палкинском районе в Вернявинской средней общеобразовательной школе Черская сельская библиотека провела мероприятие « Славянская  письменность  - от рукописи до электронной книги». Библиотекарь Черской сельской библиотеки Ушкачёва Алевтина Евгеньевна познакомила детей с книгами об истории  письменности  из фонда библиотеки. Классный руководитель Алексеева Анжелика Витальевна рассказала  о том, что ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности, сопровождая свой рассказ показом тематической презентации.

 

imgp5111.jpg

imgp5118.jpg

 

   p1020661.jpg22 мая 2013 года в Усвятской средней школе для учащихся начальных классов библиотекарем Усвятской районной библиотеки по работе с детьми Карповой Т.А. проведено мероприятие с показом презентации «Глаголь добро», посвящённое Дню славянской письменности и культуры.

  23 мая 2013 года в детском отделении библиотечного отдела Карповой Татьяной Александровной проведена беседа с детьми «Сначала Аз и Буки, потом другие науки».  К мероприятию оформлена стенгазета «День славянской письменности и культуры».

 

1150 лет СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

 

 

dsp5.jpg

  24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного.  

dsp_3.jpg

В этом году dsp.jpgСлавянской письменности исполняется 1150 лет. К этой дате в МБУК «Островская ЦРБ» была открыта книжная выставка «Дар Кирилла и Мефодия», которая представляла нашим читателям книги раскрывающие историю возникновения славянской азбуки, культуры, обычаев.

Дни славянской письменности и культуры прошли  и для учеников начальной школы СОШ №1. Библиотекарем - Кравченко Зинаидой Васильевной был подготовлен и проведен информационно-познавательный час «Аз да Буки - основа науки» и «Кто придумал алфавит». Зинаида Васильевна познакомила детей  с историей создания славянского алфавита, с историей книги. Дети приняли активное участие в викторине «Кто самый эрудированный читатель».

Для учеников средних и старших классов провели необычный урок-путешествие в мир Славянской письменности, ребята узнали, как появился алфавит и кто его составил, о жизни его создателей Кирилле и Мефодии. Хорошие знания родного языка и истории книги ребята показали  в различных конкурсах: «В лабиринте слов», «Наряди букву», «Книжная кладовая», «А ларчик просто открывался» и т.д. А так же встретились и пообщались с детской поэтессой Васильевой И.М.

dsp_2.jpg

 

 
 

К 1150-летию со времени создания славянской письменности -

Читайте подробности об истории праздника на сайте ЦБС г. Пскова

  28 мая 2013 года Историко-краеведческая библиотека им. И.И. Василёва  ЦБС г. Пскова провела  XVIII Юношескую конференцию, посвящённую  Дню славянской письменности и культуры в рамках празднования 1150-летия славянской письменности и 1110-летия первого упоминания Пскова в летописи. 

 


Вход в систему