Сегодня исполняется 180 лет со дня рождения писателя-демократа Михаила Воронова (1840–1873) и 80 лет со дня рождения автора исторических романов для детей Константина Сергиенко (1940–1996).

Михаил Алексеевич Воронов (1840 — 1873)

Писатель, прозаик и публицист. Родился 1840 год 5 (17 сентября)а в Ялте в многодетной семье. С 1843 года семья жила в Саратове, где отец сначала служил смотрителем в тюрьме, затем — брандмейстером пожарной команды. В 1848—1855 годах обучался в Саратовской гимназии. В 1856—1858 годах учился на медицинском факультете Казанского университета, в 1858 году — на юридическом факультете Московского университета.

В этом же году Воронов переехал в Санкт-Петербург, где до ареста Н. Г. Чернышевского в 1861 году был его секретарём. В 1861—1962 годах работал секретарём журнала «Современник» и публиковался в петербургской периодике. В 1863—1865 годах жил в Москве в нужде — работал поденщиком, скитался по ночлежкам. С 1865 года опять жил в Санкт-Петербурге, выступал как публицист и прозаик. С 1871 года Михаил Воронов снова жил в Москве, также занимался публикацией своих очерков. Его работы печатались в журналах «Русское слово» и «Дело», а также в газете «Неделя».

Творчеству Воронова автобиографизм был присущ в большей степени, чем другим писателям-демократам. Он натуралистически описывал все то, что с ним самим было в жизни, все, что его глаза видели во время житейских скитаний по петербургским и московским трущобам. Впервые он выступил в печати в 1862 году, опубликовав в журнале братьев Достоевских «Время» повесть «Мое детство» (№ 7 и 9), а в следующем году — повесть «Моя юность», объединенные затем общим названием «Детство и юность». Вороновское повествование по контрасту может быть сопоставлено с известными произведениями Толстого и Аксакова о детстве, отрочестве и юности.

Умер 19 (31) января 1873 года в Москве от сыпного тифа. Похоронен на Ваганьковском кладбище под одним надгробным памятником с писателями-шестидесятниками XIX века А. И. Левитовым и М. И. Орфановым.

© Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.

Константин Константинович Сергиенко (1940–1996)

Писатель-прозаик и переводчик. Автор книг для детей и юношества. Владел немецким, французским и английским языками. Книги Сергиенко переведены на 12 иностранных языков.

Родился в городе Сталиногорск (ныне Новомосковск) Тульской области. В 1967 году окончил редакционно-издательское отделение факультета журналистики Московского государственного университета. Первые работы Константина Сергиенко были посвящены историческим темам. В 1975 году вышла в свет повесть «Кеес Адмирал Тюльпанов», рассказывающая об осаде Лейдена – одном из эпизодов революции в Нидерландах. Готовясь к написанию книги, писатель прочитал более пятисот исторических трудов на разных языках.

Вслед за «Кеесом» издали вторую работу Сергиенко — «Бородинское пробуждение» (1977), повествующую о событиях Отечественной войны 1812 года. В 1979 году была напечатана повесть «Увези нас, Пегас» (1979) – о Гражданской войне в США.

Впоследствии Сергиенко ещё не раз обращался к исторической теме в повестях «Белый рондель» (1983), «Иванов чертеж» (1987), «Тетрадь в сафьяновом переплёте» (1989) и в романе «Ксения» (1987).

Но наибольшую известность получила впервые изданная в 1979 году повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг». Без сомнения, книгу можно назвать советским бестселлером. Своеобразная притча о судьбе стаи бродячих собак, живущих на московской окраине, снискала любовь советских читателей и пользуется популярностью до сих пор. Позднее повесть была переработана автором в пьесу «Собаки», спектакли по которой шли в театрах многих городов страны и за рубежом. По книге сделана радиопостановка, мюзикл, сняты три мультипликационных фильма.

Важное место в творчестве Константина Сергиенко занимала тема юношеской любви – о ней, в частности, идёт речь в повестях «Самый счастливый день» (1989), «Дом на горе» (1986) и «Дни поздней осени» (1983).

Большинству произведений писателя присуща пронзительная лирическая интонация, мастерски точное и тонкое раскрытие психологии героев, яркая образность. Все его истории — полудетские, полувзрослые. Адресованные, в основном, детской и подростковой аудитории, книги Сергиенко неизменно пользовались популярностью и у читателей старшего поколения.

В начале 90-х Сергиенко занялся коммерческой деятельностью в качестве директора небольшого издательства «Агентство «ПАН», где опубликовал цикл комиксов «Сказки для Барби». В этот период он написал под псевдонимом Питер Мартин несколько повестей детективного жанра. Незадолго до смерти Константин Константинович увлекся переводами книг своего любимого американского писателя Генри Миллера, но успел перевести лишь роман «Тихие дни в Клиши».

Его книги издавались массовыми тиражами и переводились на иностранные языки. Инсценировки, сделанные на основе его повестей, ставились в десятках театров. Наследник сказочников старой Европы, продолжатель традиций Гофмана, Сергиенко был знатоком кукол и кукольного театра, автором таких книг, как «Картонное сердце» и «Фарфоровая голова». Слывший детским писателем, он умел быть разнообразным и жанрово, и лексически; был автором очень серьезным и взрослым. В его остроумии и веселье, правда, всегда было много недетской печали...

Константин Сергиенко скоропостижно скончался от воспаления легких в 1996 году в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

© Лаборатория фантастики


Вход в систему