Концепция исходит из основополагающего права человека на библиотечное обслуживание, учитывает современное состояние и тенденции развития социально-экономических условий в России в целом и в Псковской области в частности, ориентируется на положения Федерального Закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003г., Федерального и регионального Законов «О библиотечном деле», Модельного стандарта деятельности муниципальных библиотек Псковской области, проекта Концепции развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года».

 

Необходимость разработки Концепции обусловлена современными тенденциями развития библиотек как информационных, культурных, образовательных центров с новейшими компьютерными и телекоммуникационными технологиями.

Концепция направлена на усиление роли библиотек в социально-экономической и духовной жизни региона до 2015 года.

I. Современное состояние библиотечного дела Псковской области.

Псковская область располагает разветвленной сетью библиотек различных систем и ведомств, обладающих значительными информационными ресурсами, достигнув положительных результатов в своей деятельности.

В области функционирует 470 общедоступных библиотек, в том числе 467 муниципальных и 3 государственные. Их услугами пользуются 58,2% населения области. Фонд общедоступных библиотек насчитывает свыше 9,1 млн. единиц хранения, в том числе в Псковской ОУНБ свыше 1,9 млн. экземпляров.

Состояние сети общедоступных библиотек характеризуется высоким уровнем доступности для населения.

В целях более рационального размещения сети библиотек наблюдается процесс их упорядочения за счет слияния взрослых и детских, находящихся в одном населенном пункте, а также за счет преобразования мелких сельских библиотек в библиотечные пункты.

В библиотеках активизировалось внедрение в практику работы новых технологий. На базе центральных библиотек в течение нескольких лет работают центры правовой информации, которые ведут информационное и справочное обслуживание населения, организуют массовую работу, методическую, консультационную помощь; все районные библиотеки подключены к Интернет, продолжается работа по созданию сводного электронного каталога библиотек области, создаются  собственные электронные базы данных библиотек, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг.

С целью бесплатного удовлетворения любых информационных запросов жителей области в Псковской ОУНБ действует виртуальная справочная служба и краеведческие виртуальные справочные службы в Великолукском и Печорском районах..

В муниципальных образованиях области началась работа по созданию модельных сельских библиотек.

Наряду с определенными достижениями существует ряд серьезных проблем.

1. Состояние фондов библиотек Псковской области.

Большая часть библиотечного фонда сельских библиотек морально устарела (доля устаревших книг от 50 до 90%), обновляемость фонда - 2%.

В общем объеме новых поступлений большинства муниципальных библиотек основную часть составляют периодические издания, практически отсутствует комплектование документами на электронных носителях. Электронные издания в библиотеках занимают пока от 0,3 до 0,5%.

На критически низком уровне находится пополнение фондов новыми изданиями государственных библиотек. Областная научная библиотека как главный информационный центр области по поступлению новых книг занимает ________место среди региональных библиотек РФ.

2. Состояние материально - технической базы.

Только 66 библиотек (муниципальные и государственные) имеют компьютерную технику. Количество компьютеров, имеющихся в муниципальных библиотеках, составляет 195 единиц (в сельских библиотеках всего 25). В среднем на каждую муниципальную библиотеку области приходится по 0,4 компьютера.

Капитального ремонта требуют многие библиотеки области. Только в 95 муниципальных библиотеках установлены телефоны, на селе - в 24; пожарно-охранная сигнализация - в 16 библиотеках. Отсутствие транспорта (лишь в 10 библиотеках области есть транспортные средства) и командировочных средств осложняет осуществление методической помощи библиотекам села центральными районными библиотеками.

Требуют капитального  и косметического ремонтов  здания и помещения центральных библиотек региона (ПОУНБ и ПОБДЮ им. В.А.Каверина). Остро ощущается недостаток современного оборудования  (стеллажей, кафедр, рабочих столов , кондиционеров и т.д.) В критическом состоянии хранилища  ПОУНБ и ПОБДЮ им. В.А.Каверина. ( недостаток площадей, специального оборудования, систем пожарно-охранной сигнализации, климатического контроля).

Помещения, в которых в настоящий момент находится областная специальная библиотека для слепых, не соответствуют условиям, необходимым для выполнения основных функций организации, обслуживающей инвалидов. Отсутствие площадей не позволяет обеспечивать доступ инвалидам к имеющейся в библиотеке адаптивной технике, максимально полно использовать фонды специальной литературы.

3. Кадры отрасли.

Несмотря на предпринимаемые усилия кадровая ситуация в отрасли ухудшается. Усилились «миграционные» процессы, связанные с уходом наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда. Наблюдается кадровая стагнация, вызванная ростом числа работающих пенсионеров (около 50%). Вакансии в библиотеках заполняются в основном за счет специалистов без библиотечного образования. 42% библиотекарей области не имеют библиотечного образования. Ситуация усугубляется тем, что в последние годы сократился прием на библиотечные факультеты средних и высших учебных заведений.  

Все эти факторы негативно сказываются на получении доступа населения к информации.

II.   Основные направления развития общедоступных библиотек.

2.1. Стратегия развития библиотечной сети.

2.1.1. Сеть общедоступных библиотек области и в дальнейшем будет занимать ведущее место среди библиотек всех видов и форм собственности в силу универсальности и доступности своих фондов для всех категорий населения.

2.1.2. Псковская ОУНБ, как центральная библиотека области, в соответствии со своим статусом предоставляет пользователям наи­более полное собрание документов из своих фондов, а также ис­пользуя компьютерные и телекоммуникационные технологии, обеспечивает доступ к информационным ресурсам библиотек всех видов Псковской области, России, зарубежных стран.

С этой целью будет продолжено внедрение в практику новых технологий, принципиально изменяющих подходы к использованию информационных ресурсов как центральных библиотек, так и библиотек региона (развитие электронного каталога, баз данных на основе библиотечных фондов региона, автоматизация процес­сов обслуживания, использование современных каналов связи).

Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А.Каверина - специализированная  центральная библиотека региона. Собирает и  предоставляет пользователям  наиболее полное собрание документов для детей и юношества на различных носителях. Осуществляет координацию деятельности всех библиотек области, обслуживающих детей и юношество. Используя традиционные и телекоммуникационные технологии осуществляет информационную деятельность в помощь основному и дополнительному образованию, духовному развитию и социализации детей и юношества.

2.1.3. Целесообразно сохранение и укрепление центральных муниципальных библиотек с филиалами как единой системы; необходима дальнейшая их адаптация к условиям обслуживания муниципальных образований, максимальное использование еще нереализованных возможностей этой формы библиотечной организации как информационно-ресурсных центров для сельских библиотек.       

2.1.4. Центральная библиотека муниципального образования будет формировать, хранить и предоставлять пользователям наиболее полное универсальное собрание документов в преде­лах обслуживаемой территории и организовывать взаимоис­пользование информационных ресурсов по телекоммуникаци­онным каналам.

2.1.5. Наличие на территории муниципальных образований малоэффективных мелких библиотек и затрата средств на их содержание в ущерб деятельности других структурных подразделений ЦБС, приведет к осознанию необходимости их реорганизации в форме присоединения, слияния, с учетом существующих стандартов.

Процесс упорядочения сети библиотек пойдет в основном по пути укрупнения центральных и опорных библиотек с учетом плотности населения в микрорайоне обслуживания и наличия ресурсной базы (помещение, оборудование, средства автоматизации, библиотечные фонды, кадры). Сеть фи­лиалов будет пересмотрена, и функции некоторых из них огра­ничатся до статуса библиотечных пунктов.

Эффект от упорядочения сети будет достигнут лишь при условии сохранения объемов финансирования на прежнем уров­не.

2.1.6 Для организации внестационарного обслуживания на селе на качественно новом уровне муниципальные библиотеки должны быть обеспечены спецавтотранспортом, а государственные библиотеки передвижным информационно-культурным комплексом для муниципальных районов.

2.1.7. Библиотечная сеть муниципальных образований станет более  гибкой  и  подвижной,  что  повлечет  за собой  организационно-структурные преобразования в системе библио­тек.

2.1.8. Продолжится создание компьютерных и модельных библиотек во всех районах области для виртуального справочно-информационного обслуживания.

Связи между ЦБ и филиалами будут строиться на условиях координации, кооперации, равноправного партнер­ства.

В условиях города получат дальнейшее развитие различные типы библиотек, дифференцируемых: по назначению - библиотека семейного чтения, библиотека-музей, по видовому составу документов - библиотека периодических изданий, видеотека, по составу пользователей - детская, для инвалидов, по отраслевой направленности - краеведческая, правовая, деловая, экологическая.

2.1.9. Рост объема информации, увеличение и качественное изменение информационных запросов, многообразие источни­ков и носителей информации, необходимость рационального формирования и организации фондов послужат основной при­чиной установления тесных контактов между общедоступными библиотеками и библиотеками других видов.

Их сотрудничество распространится на все сферы деятель­ности - автоматизацию библиотечно-библиографических про­цессов, комплектование фондов, организацию справочного ап­парата, использование ресурсов.

2.2. Организация обслуживания пользователей.

2.2.1. Деятельность библиотек будет основываться на прин­ципах бесплатности и общедоступности.

Гарантией общедоступности библиотек послужат: оптими­зация распорядка их работы с позиций удобства для пользовате­лей, упрощение процедуры записи в библиотеку, открытость библиотечных фондов, обеспечение условий для реализации возможностей МБА и ЭДД, внестационарного обслуживания передвижным информационно-культурным комплексом.

Основные виды услуг будут оказываться пользователям бесплатно.

Платные услуги будут вводиться за дополнительные виды работ:

  • услуги, связанные с использованием техники и технологий, новых видов документов;
  • традиционные услуги, подготовка которых предполагает сверхнормативные затраты библиотечных ресурсов;
  • сервисные услуги;

К основным видам платных услуг будут отнесены библиотечно-информационные, сервисные, консалтинговые, досуговые, издательско-полиграфические, при условии их использования на дальнейшее развитие библиотек.

2.2.2. Центральные детские библиотеки или специализированные структурные подразделения, обслуживающие детей, должны стать центрами информационного и коммуникационного обеспечения в вопро­сах образования и самообразования, в духовном и эстетическом развитии.

Приоритетное внимание будет уделено одаренным детям, детям-инвалидам, сиротам, детям из многодетных семей, беженцам и вынужденным переселенцам.

Важнейшими направлениями деятельности станут приоб­щение детей к чтению с раннего возраста, изучение психологи­ческих и возрастных особенностей чтения ребенка, совершенст­вование форм работы.

2.2.3. Областная специальная библиотека для слепых станет информационным центром содействия социокультурной реабилитации инвалидов всех категорий, осуществляющим методическую, консультационную поддержку библиотек области по организации библиотечно-информационного обслуживания инвалидов.

2.2.4. Принципиально важным для полного доступа к ин­формации  является сохранение и развитие системы межбиб­лиотечного абонемента и электронной доставки документов (МБА и ЭДД). При этом МБА и ЭДД рассматривает­ся как комплекс форм обслуживания для удаленных пользова­телей по предоставлению оригиналов или копий документов на любом носителе во временное пользование с использованием современных средств связи без нарушения авторского права.

2.2.5. В целях совершенствования деятельности библиотек как культурных центров своего региона, создания условий для удовлетворения духовных запросов, расширения информацион­ного поля во всех видах культурного обслуживания, работа бу­дет продолжена в следующих направлениях: возрождение лучших традиций духовности, толерантности, многообразия многонаци­ональной российской культуры и культуры Псковского края, зна­комство с современным культурным процессом, развитие раз­личных форм работы с учетом интересов и раскрытия творче­ского потенциала населения в кооперации с учреждениями куль­туры и образования.

2.2.6. Представляется необходимым усиление деятельности по установлению связей с общественностью: постоянные и прочные контакты библиотеки с органами местного самоуправ­ления и с некоммерческими организациями; систематическая и широкая информация общества о те­кущих акциях библиотек, их планах через средства массовой информации, привлечение общественности к решению вопросов жизнедеятельности библиотеки путем создания библиотечных обществ, советов и т.д.

2.3. Формирование, использование и сохранность библиотечных фондов

2.3.1. Объем, состав, темпы обновления, видовая структура фонда определяются муниципальными библиотеками самостоя­тельно с учетом социального, экономического, культурного раз­вития своего региона и должны отражать как существующие, так и потенциальные потребности пользователей.

При формировании библиотечных фондов получит разви­тие новая система комплектования, гармонично сочетающая традиционные источники (Центр комплектования Псковской ОУНБ, книжные магазины) и новые: посреднические и книготорговые фирмы, спе­циализированные книготорговые структуры на базе издательств и издающих организаций.

Достижение цели по расширению репертуара изданий при наименьших затратах может быть достигнуто за счет координа­ции действий Псковской ОУНБ и центральных библиотек области по налаживанию взаимовы­годных контактов с крупными оптовыми книгораспространяющими фирмами Москвы и Санкт-Петербурга.

2.3.2. Необходимым условием сохранения информационных ресурсов региона должно стать наиболее полное формирование фондов местной печати и краеведческих документов, создание на базе отдела краеведческой литературы Псковской ОУНБ региональной книжной палаты.

2.3.3. Изменится видовая структура фонда за счет приобре­тения документов на нетрадиционных носителях (аудио-видеокассетах, компакт-дисках,  СD-RОМ).

2.3.4. Процесс сохранности и безопасности библиотечных фондов будет развиваться в следующих направлениях:

Совершенствование системы учета библиотечных фон­дов путем разработки нормативных и методических документов

Обеспечение сохранности библиотечных фондов в про­цессе их использования путем разработки нормативных, регла­ментирующих, инструктивно-методических документов, созда­ния страховых фондов, определения форм и принципов коорди­нации между библиотеками в распределении нагрузки на совпа­дающие по составу фонды, подготовки сводных каталогов на документы повышенного спроса;

-     Консервация библиотечных фондов.

Центр консервации библиотечных фон­дов Псковской ОУНБ в рамках реализации этого направления деятельности призван решить следующие задачи: внедрение новой техники и технологий в процессы стабилизации фондов, об­следование и анализ состояния физической сохранности редких фондов и обеспечение режима хранения;

-   Выявление книжных памятников, их обследование, реги­страция, анализ состояния физической сохранности редких фон­дов, условий хранения, рациональное использование в библио­теках - фондодержателях, создание свода редких и ценных книг;

-    Создание страховых фондов с использованием оцифровки фонда.

Приоритетными документами, переносимыми на новые носители информации, станут преимущественно краеведческие редкие и ценные книги, а также периодические издания.

- Безопасность библиотечных фондов: регулярное об­следование библиотек с целью определения уровня технических средств охраны, состояния защищенности зданий, фондов, обу­чение персонала по работе в чрезвычайных ситуациях (пожар, затопление), оборудование библиотек современными комплексами технических средств безопасности, их постоянное совер­шенствование и обеспечение бесперебойной работы.

2.4. Информатизация отрасли. Развитие деятельности по предоставлению электронных ресурсов пользователям.

2.4.1. Предполагается целенаправленная деятельность по созданию и широкомасштабному использованию во всех сферах библиотечной деятельности передовых информационных тех­нологий  с целью    совершенствования информационно-библиотечного обслуживания читателей. Библиотекам предсто­ит создать качественно новую систему обслуживания пользова­телей, обеспечивающую оперативность, адекватность и полноту удовлетворения информационных потребностей. Муниципаль­ные библиотеки станут одним из главных центров доступа к информационным ресурсам России и мира.

В связи с этим им предстоит:

2.4.2. Обеспечить доступ населения к социально значимой информации через центры общественного доступа, особенно в малых городах и сельской местности, уделяя внимание воспитанию информационной культуры, расширению ассортимента библиотечно-информационных услуг, в том числе платных.

2.4.3. Организовать справочно-библиографическое обслужи­вание в автоматизированном режиме посредством электронного каталога, адекватного фонду документов и виртуальное информационное обслуживание посредством Интернет.

2.4.4. Использовать информационные системы корпоративной библиотечной сети области, а также доступа в республиканские, российские и зарубежные банки данных для обеспечения оперативного вы­полнения запросов;

2.4.5.  Реализация концепции предполагается в четырех направ­лениях: автоматизация внутрибиблиотечных технологических процессов, создание полнотекстовых баз данных, создание электронных каталогов, интеграция в межбиблиотечное информационное пространство.

В рамках первого направления предусматривается: - создание технической базы за счет увеличения парка персональных компьютеров и приобретения нового программ­ного обеспечения по различным направлениям библиотечной деятельности, комплектование фонда машиночитаемыми носи­телями информации;

  • создание автоматизированных рабочих мест для пользо­вателей, в том числе для инвалидов с использованием адаптивных технологий;

В рамках второго направления:

  • оцифровка фондов краеведческих редких изданий;

В рамках третьего направления:

  • создание сводного электронного каталога документов;
  • создание и накапливание оригинальных баз данных - библиографи­ческих фактографических, полнотекстовых, преимущественно краеведческих;
  • подключение сельских библиотек области к Интернет для обеспечения теледоступа к каталогам и базам данных библиотек региона, российским и мировым информационным ресурсам;
  • создание сайтов всех центральных районных библиотек и информационного портала библиотек области;
  • обеспечение виртуального справочно-библиотечного обслуживания населения.

2.5. Управление деятельностью библиотек. Внедрение менеджмента качества в деятельность библиотек.

2.5.1. Управление деятельностью библиотек будет осущест­вляться на основе научно-исследовательской деятельности биб­лиотек: создания научно - обоснованной нормативной базы биб­лиотечной и информационной деятельности муниципальных библиотек; создания и осуществления научных разработок и проектов в области модернизации библиотечной сети; развития социологических исследований чтения и читательского спроса.

2.5.2. Под качеством понимается, прежде всего, способность библиотек удовлетворять потребности личности, общества и государства, что подразумевает широкое внедрение систем управления качеством в работу библиотек, развитие научно-методологических основ, подготовку специалистов-управленцев и других специалистов основам менеджмента качества.

Качество работы библиотек будет, в первую очередь, оцениваться по тому, насколько их деятельность отвечает региональным потребностям, требованиям и нуждам общества и насколько она удовлетворяет потребности библиотечных специалистов. Все это невозможно реализовать без внедрения комплексных систем управления качеством в работу библиотек. Поэтому необходимо продолжить деятельность зональных Школ качества в четырех районах области и провести самооценку деятельности всех библиотечных объединений области.

Система качества в библиотеках будет ориентирована на повышение мотивации и осознанной потребности в постоянном самосовершенствовании  для реализации этой потребности.

2.5.3. Предполагается широкое использование маркетинго­вого подхода в управлении - проведение маркетинговых иссле­дований, реклама деятельности библиотек, формирование пози­тивного имиджа библиотек, в том числе  средствами PR.

2.5.4. Использование проектного менеджмента в рамках раз­вития библиотечной деятельности приведет к получению новых результатов в жесткие сроки за счет целенаправленных управ­ленческих действий с привлечением средств благотворительных фондов.

2.5.5. Получит дальнейшее развитие корпоративная дея­тельность между общедоступными библиотеками региона по различным направлениям деятельности - краеведение, сохран­ность библиотечного фонда, информатизация.

2.6. Развитие кадрового потенциала.

2.6.1. Обеспечение уровня оплаты труда библиотечных работников не ниже уровня средней заработной платы в регионе, гарантирующего нормальное развитие отрасли.

2.6.2. Реализация Концепции невозможна без соответствующих кадров, адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым быстро меняющимся и постоянно усложняющимся требованиям общества.

2.6.3. Реформирование образовательной системы областного колледжа культуры на основе расширения номенклатуры профессиональных специализаций подготовки библиотечных кадров, опережающий характер обучения, нацеленного на освоение новых знаний и навыков долговременного использования.

2.6.4. Формирование государственного и муниципального заказов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов центральных региональных и муниципальных библиотек по ключевым направлениям модернизации библиотечного дела.

2.6.5. Организация и проведение мониторинга потребностей в кадровом обеспечении библиотек и проведение профориентационной работы.

2.6.6. Создание единой информационно-ресурсной базы методического сопровождения системы непрерывного профессионального образования.

2.6.7. Поддержка и развитие регионального центра непрерывного образования, действующего на базе Псковской ОУНБ (Международная школа качества).

2.6.8. Разработка и реализация областной целевой программы интенсивного и модульного обучения в системе повышения квалификации кадров и дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов.

2.6.9. Внедрение системы дистанционного обучения библиотечных работников муниципальных библиотек.

2.6.10. Организация и проведение профессиональных конкурсов и смотров.

III Реализация Концепции

Реализация Концепции осуществляется в три этапа:

Первый этап предусматривает доработку и утверждение Концепции развития государственных общедоступных библиотек и библиотек муниципальных образований Псковской области до 2015 года; разработку и внесение в установленном порядке предложений по внесению изменений и дополнений в РЦП «Культура Псковского региона в 2007-2010 гг.», утвержденную Постановлением Псковского областного собрания депутатов от 31 мая 2007г. №79, в части развития библиотечного дела.

В настоящее время в рамках Программы реализуются проекты по развитию библиотечного дела (реставрация библиотечных фондов; проведение мероприятий по поддержке и развитию чтения; поддержка муниципальных библиотек на реализацию проектов развития библиотечного дела; поддержка непрерывного образования библиотечных работников, проведение смотра-конкурса «Библиотека года») и информатизации Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Второй этап предусматривает реализацию РЦП «Культура Псковского региона в 2007-2010гг.» с учетом разработанной Концепции развития государственных общедоступных библиотек и библиотек муниципальных образований Псковской области до 2015 года; подготовку Программы развития государственных общедоступных библиотек и библиотек муниципальных образований Псковской области до 2015 года и внесение ее в установленном порядке на утверждение Псковским областным собранием депутатов. Программа создается в соответствии с настоящей Концепцией.

Третий этап предусматривает реализацию Программы развития государственных общедоступных библиотек и библиотек муниципальных образований Псковской области до 2015 года.

Реализация Концепции должна осуществляться региональными и муниципальными органами исполнительной власти за счет средств регионального и муниципального бюджетов и соответствовать задачам социально-экономического развития региона.


Вход в систему