В условиях становления местного самоуправления и проведения реформ в социально-экономической сфере появилась необходимость оптимизировать деятельность библиотек и закрепить в виде нормативов минимально необходимых параметров их функции.

Настоящий стандарт включает количественные показатели библиотечного обслуживания, на основании которых можно определить набор и качество библиотечных услуг, материально-техническое и кадровое обеспечение муниципальных библиотек, определить уровень информативности и обновляемости библиотечных фондов.

1.Правовые нормы библиотечного обслуживания.

  • Федеральный закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1;
  • Федеральный закон "О библиотечном деле" от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ;
    Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ;
  • Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. № 2300-1;
  • Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ;
  • Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ;
  • Закон Псковской области "О библиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов" от 31.01.1996 г. № 2-ОЗ;
  • Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят на Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации 24.05.2001 г.);
  • Устав библиотеки;
  • Правила пользования библиотекой;
  • Положения о структурных подразделениях;
  • Правила внутреннего и трудового распорядка;
  • Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках. - М., 1997.

 

2. Персонал библиотек.

2.1. Штатная численность персонала муниципальной библиотеки может рассчитываться различными способами:

Вариант I

Исходя из объемов деятельности библиотеки (число пользователей, интенсивность посещений, объем выдачи документов, диапазон услуг, количество выполненных справок на основе "Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках" (М., 1997);

Вариант II

Исходя из количества населения, обслуживаемого библиотеками: от 300 до 500 жителей - 1 работник; от 500 до 1 тыс. - 1-1,5 работника; свыше 1 тыс. - 1 работник на каждую тысячу жителей; для центральных библиотек - 1 работник на 1,5 тыс. жителей; дополнительно в городе - 1 работник на 1500 жителей в возрасте до 15 лет; в сельской местности 1 работник на 500 жителей в возрасте до 15 лет.

Вариант III

Исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов: комплектование и обработка документов - 1 человек на 1000 документов с учетом объемов новых поступлений в фонды библиотеки; организация фондов - 1 человек на 100 тыс. томов исходя из реальных объемов фондов библиотеки; обслуживание пользователей - 3-3,5 человека на 1000 жителей; информационная, библиографическая деятельность - 1-1,5 человека на 1000 жителей; административный аппарат - 1 директор ЦБС, 1 заместитель директора, 1 заместитель директора по работе с детьми; технический персонал - исходя из потребностей библиотеки.
2.2. В штате муниципальной библиотеки должны быть специалисты, обладающие специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных функциональных обязанностей: обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, инвалиды); работы с определенными видами документов и по определенным направлениям деятельности библиотеки; внедрения и использования информационных технологий.
2.3. Персонал муниципальной библиотеки должен обладать практическими навыками работы на компьютерном оборудовании и копировально-множительной технике.
2.4. Каждый работник муниципальной библиотеки 1 раз в пять лет должен обновлять профессиональные знания по установленным программам.
2.5. В библиотеке обязательна реализация программы непрерывного профессионального образования, включая профессиональные творческие командировки.
2.6. Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, должна быть не менее 0,5 % от общего бюджета библиотеки.
2.7. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту работников библиотек.
2.8. Администрация библиотеки и ее учредитель обязаны заботиться о создании удовлетворительных условий труда для работников. Уровень оплаты труда должен соответствовать уровню выполняемой работы. В библиотеке должна применяться система стимулирования работников.
2.9. В профессиональной деятельности библиотечный персонал руководствуется Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря.

 

3. Ресурсы муниципальной библиотеки.

3.1. Объем фонда муниципальной библиотеки формируется исходя из средней книгообеспеченности жителя:

  • в городе 5-7 томов;
  • на селе - 7-9 томов;

3.2. В составе фонда муниципальной библиотеки должно содержаться до 50 % наименований новых изданий на различных носителях.
Норматив ежегодного пополнения фонда в расчете на 1000 жителей:

  • книги - 200 - 250 томов (или 3,8 % от числа годовой книговыдачи);
  • книги для центральных районных библиотек (дополнительно) - 100 томов;
  • издания для детей - 100 томов;
  • издания на современных носителях информации (аудио,-видео-документы, CD-ROM и др.) - 30 единиц.

Обновление фондов сельских библиотек должно составлять не менее 8-10 % в год от объема фонда.
3.3. В структуре фонда муниципальной библиотеки должно быть:

  • 30-50 % изданий для жителей в возрасте до 15 лет (если нет специализированной детской библиотеки);
  • не менее 10 % справочных и библиографических изданий.

3.4. Объем фонда литературы для этнических групп, проживающих на конкретной территории в зоне обслуживания библиотеки:

  • 100 томов при численности 500 человек;

3.5. Показатели для фонда изданий на современных носителях
(аудио, -видео- CD-документы) :

  • 10 единиц на 1000 жителей.

3.6. Объем фонда периодических изданий определяется из расчета:

  • базовый комплект для центральной районной (городской) библиотеки - не менее 150 названий, филиала - 25-30;
  • норматив фонда периодических изданий:
  • 10 названий на 1000 жителей;
  • минимальный норматив для сельской библиотеки-филиала: не менее 1 названия газеты и журнала региональной периодики; не менее 2 названий общегосударственной ежедневной полноформатной газеты; не менее 1 названия общегосударственной еженедельной газеты для сельской библиотеки.

3.7. Количество собственных баз данных (объем содержащейся в них информации), создаваемых библиотекой:

  • норматив прироста 20-30 %


3.8. Электронный каталог:

  • норматив прироста 20-30 %

3.9.Справочно-поисковый аппарат библиотеки должен обеспечивать многоаспектный поиск по всему составу фонда.
3.10. Сроки хранения отдельных частей фонда:

  • краеведческая, архив местной печати - постоянно.

3.11. Муниципальная библиотека обеспечивает сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов:

  • соблюдает температурно-влажностный режим (ГОСТ 7.50-2002);
  • имеет пожарную и охранную сигнализацию;
  • применяет превентивные средства защиты (ксерокопирование документов, перевод документов на новые носители).

3.12. Финансирование комплектования (книг, периодики, аудио-видеодокументов, компкт-дисков и др.):

  • норматив рассчитывается по формуле: Ф= К x Н x Ц

где: Ф - необходимое финансирование
К - количество приобретаемых книг на душу
населения в год (по нормативу)
Н - количество населения
Ц - прогнозируемая средняя стоимость издания.

3.13. Предметы библиотечной мебели (стеллажи, кафедры выдачи, стулья и т.д.) должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными.
3.14. Техническое оснащение включает:

  • компьютерную технику;
  • средства копирования, тиражирования документов (сканер, ксерокс и т.д.);
  • средства, обеспечивающие доступ пользователей к звуковой и визуальной информации (телевизор, видеодвойка, музыкальный центр, принтер, проектор и т.д.);
  • средства связи (телефон, факс, модем или выделенный канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет);
  • транспорт.

 

4. Пользователи и их обслуживание. Услуги, предоставляемые библиотекой.

4.1. Библиотечное обслуживание населения на территории области признается социально значимым видом деятельности.
4.2. Пользователь библиотеки - любой житель муниципального образования без каких-либо ограничений - обслуживается в муниципальной библиотеке в соответствии с ее правилами.
4.3. Каждая муниципальная библиотека самостоятельно определяет услуги, отвечающие потребностям пользователей и отражающие условия и возможности их предоставления.
К обязательным услугам, предоставляемым библиотекой, относятся:

  • по обеспечению доступа населения к информационным ресурсам;
  • по обеспечению приобщения населения к культурным ценностям через проведение литературных праздников, конференций, организации работы клубов по интересам, музыкальной и литературной гостиных; создание условий для творческого развития личности;
  • по обеспечению сохранности фондов;
  • по обеспечению повышения квалификации специалистов библиотек муниципальных образований;
  • по обеспечению координационной и методической помощи библиотекам муниципальных образований.

4.4. Муниципальная библиотека вправе оказывать населению дополнительные (платные) услуги, предусмотренные перечнем, зафиксированным в Уставе библиотеки. 4.5. Муниципальная библиотека использует новейшие информационные технологии для предоставления пользователям доступа к корпоративным и глобальным информационным сетям, расширяет спектр услуг, обслуживает пользователей в режиме локального и удаленного доступа.
Рекомендуемое нормативное обеспечение библиотеки компьютерной техникой:

  • для организации пользовательских мест составляет - 1 компьютер на 1000 пользователей (в сельской библиотеке - 1 компьютер независимо от количества пользователей);
  • для обеспечения библиотечных процессов - 1 компьютер на 2 библиотечных специалиста.
Все персональные компьютеры должны быть подключены к принтерам и не менее 50 % компьютеров - к сети Интернет.

 

5. Размещение библиотеки (доступность).

5.1. Наличие муниципальной общедоступной библиотеки в муниципальном образовании обязательно.
5.2. Функционирование библиотек в муниципальных образованиях области производится следующим образом:
не менее одной центральной либо межпоселенческой библиотеки с филиалами из расчета:

  • в городском округе - 1 библиотека на 10-15 тысяч жителей (с отделением для обслуживания детей);
  • в городском округе - 1 центральная библиотека для детей с филиалами в микрорайонах на 15 тысяч жителей или самостоятельная детская библиотека на 4-7 тысяч жителей в возрасте до 15 лет;
  • в городском поселении - 1 библиотека на 5-10 тысяч жителей ( с отделением для обслуживания детей);
  • в сельском поселении - 1 стационарная библиотека на 200-600 жителей.

В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (отсутствие коммуникаций, затрудненное сообщение с другими населенными пунктами) с населением менее 200 жителей может открываться библиотечный пункт или использоваться любая другая форма обслуживания, например, библиобус.
5.3. Если в населенном пункте проживает 500 человек в возрасте до 15 лет, организуется детский филиал центральной библиотеки или отдел, отделение, центр поддержки детского чтения.
5.4. Муниципальная библиотека размещается с учетом ее максимальной пространственной доступности:

  • в городском округе, поселении - по времени не более 15-20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки;
  • в сельском поселении - не далее, чем в 7 км от места жительства потенциальных пользователей.

5.5. Доступность библиотеки обеспечивается удобством ее расположения - в центре поселения (села, жилого квартала), на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых центрах.
5.6.Созданию привлекательного образа библиотеки также способствуют:

  • свободный подход к библиотеке;
  • система уличных указателей;
  • чистота прилегающей территории;
  • видимое и легко узнаваемое название библиотеки;
  • реклама библиотеки;
  • наличие схемы размещения отделов для пользователей библиотеки;
  • наличие бейджей у сотрудников;
  • режим работы библиотеки:

5.7. Режим работы библиотеки - 40 часов в неделю - в городе; 36 часов в неделю - в сельской местности (по согласованию с органами местного самоуправления).

6. Помещение библиотеки. Организация библиотечного пространства.

6.1. Размеры площадей библиотеки определяются в соответствии с нормативами:

  • для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - не менее 100 кв. м.; с закрытым доступом к фонду - 5,5 кв.м. на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду - 7 кв.м. на 1000 томов;
  • для размещения читального зала - 10 кв.м. на 1000 томов;
  • для размещения выставок площадь библиотеки требует увеличения до 10%;
  • число посадочных мест для пользователей - из расчета 2,5 кв.м. на 1 место (или 1,5 кв.м. на 1000 жителей);
  • число посадочных мест для просмотра периодики - 3 кв. м. на 1 место (или 1 место на 2000-3000 тыс. жителей);
  • наличие пользовательских мест для индивидуального использования CD-документов из расчета 5,5 кв. м. на 1 место (или 1 место на 2000-3000 тыс. жителей);
  • площади для пользователей в Центрах информации и справочной службе - 10 кв. м. на 1000 томов;
  • наличие отдельного помещения для проведения массовых мероприятий.

6.2. Размеры помещений, предназначенных для детей, включают показатели размещения служб выдачи документов, индивидуальной работы (просмотра и прослушивания), коллективных форм:

  • помещение, предназначенное для творческой деятельности детей требует увеличения площади до 3 кв. м на 1 место.

6.3. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения в отделах обслуживания и доступа к фонду.
6.4. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников, но не менее 20 % площадей читательской зоны.
6.5. Площади производственных участков определяются в соответствии с нормативами (1 рабочее место):

  • для комплектатора / сотрудника, занятого обработкой фонда - 9-12 кв.м.;
  • сотрудника Центра правовой информации или справочной службы - 10 кв. м.;
  • методиста - 9 кв.м.;
  • административного персонала - 5-6 кв.м., в т.ч. директора и зам. директора - от 15 до 40 кв.м.

 

7. Связи муниципальной библиотеки с общественностью, сторонними организациями, зарубежными партнерами.

 
Библиотека:

7.1. Опирается на местных жителей, привлекает их внимание к проблемам библиотеки.
7.2. Вовлекает общественность в управление библиотекой через создание обществ друзей библиотеки, попечительских и общественных советов.
7.3. Информирует общественность о целях и задачах библиотеки, перспективах деятельности.
7.4. Рекламирует ценность своих услуг, возможностей библиотеки.
7.5. Участвует в социальных, культурных и образовательных проектах.
7.6. Проводит мониторинг претензий, предложений в адрес библиотеки.
7.7.Отчитывается о своей работе перед местным сообществом.

8. Финансирование муниципальных библиотек.

8.1. Обязательные бесплатные, гарантированные законом, библиотечные услуги должны финансироваться учредителем в объеме, необходимом для эффективного осуществления задач, поставленных перед библиотекой.
8.2. Финансирование общедоступных муниципальных библиотек осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов (субсидий), фонда финансовой поддержки (дотации), регионального фонда развития (субсидии), а также за счет государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц.
8.3. Библиотеки обладают правом собственности на создаваемую ими интеллектуальную продукцию и на взимание платы за оказываемые дополнительные услуги на основе и в соответствии с действующим законодательством РФ. Доход от данного вида деятельности используется в соответствии с Положением о платных услугах библиотеки. Доход от платных услуг не должен рассматриваться как постоянный источник финансирования библиотеки.

 

Согласовано на Совете директоров
областных библиотек 19.10.2006 г.

 


Вход в систему