Приглашаем вас в виртуальное путешествие по Псковскому району, где вы сможете познакомиться с известными и малоизвестными авторами, и загляните в историческое прошлое нашего края.

Литературная карта Псковского района

Александр Яхонтов (28.06.1820-12.10.1890)

Александр Николаевич Яхонтов родился в Петербурге. Детские годы прошли в родовом имении на Псковщине, в селе Камно. Окончил курс учения в императорском Царскосельском лицее в 1838 году, с чином 9-го класса (титулярный советник). Служил в Петербурге по 1851 г. С этого года переселился в г.Псков, где служил сначала по министерству государственных имуществ, потом - директором псковской классической гимназии в продолжении 10 лет. Затем избран предводителем дворянства Псковского уезда, а в 1877 году председателем псковской уездной земской управы. Прослужив в этой должности два трехлетия, вновь избран в предводители дворянства Псковского уезда, в каковой должности состоит и поныне. В начале 1889 г. состоялось в г.Пскове празднование 50-тилетнего юбилея его службы". Для Яхонтова его служебные обязанности - связанные, преимущественно, с Псковским краем, где в родовом имении, селе Камно близ Пскова, прошло детство поэта, - меньше всего были формальным, вынужденным родом деятельности. В этом отношении он мог брать пример со своего отца, Н.А.Яхонтова. Николай Александрович был коренным псковичом, дальним родственником М.И.Кутузова. Во время Отечественной войны 1812 года он был секретарем и переводчиком при фельдмаршале. Александр Николаевич также почитал служение обществу священным долгом: будь то дела псковского земства или нелегкий литературный труд. И в то, и в другое Яхонтов внес посильный вклад, отведя себе место скромного труженика на ниве народного просвещения.

Литературная деятельность Яхонтова была шире, чем собственно художественная: ее реальную значимость видели, в первую очередь, в выражении гуманистического начала, просветительской направленности. С этой точки зрения особенно высоко оценивались заслуги Яхонтова - переводчика: в начале его литературного пути (1840-е годы) перевод драмы И.В.Гете "Торквато Тассо", впоследствии переводы трагедий Г.Э.Лессинга "Эмиля Галотти" и И.В.Гете "Ифигения в Тавриде", а также ряда стихотворений Ф.Шиллера, Г.Гейне, А.Мицкевича. Первые оригинальные произведения Яхонтова относятся к периоду пребывания в лицее. Здесь еще незримо ощущалось присутствие Пушкина - во всяком случае, Яхонтов, которому ребенком посчастливилось увидеть великиго поэта во время пребывания того в Михайловской ссылке, воспринял свое обучение в лицее как благословение на литературный труд. Внучка Александра Николаевича А.Н.Высоцкая-Яхонтова передает семейное предание: "...Пушкин долго гулял с Н.А. Яхонтовым в саду по той самой аллее, дорожка которой сохраняется и по сей день. Потом они сидели и беседовали в беседке. К ним подбежал маленький Саша... Пушкин подхватил его на руки и шутливо спросил, кем он хочет быть. Саша ответил "поэтом". И еще он прочитал удивленному поэту его, пушкинское стихотворение".

По свидетельству историка Н.ф.Окулича-Казарина, великий поэт отдыхал "под старой липой" - и эта липа, и весь парк погибли в годы Великой Отечественной войны. Пушкин приезжал к Николаю Александровичу и Любови Федоровне 28 июня, по случаю шестилетия Саши. Может быть, именно эта встреча, не только житейская, но и поэтическая (по другим данным, Саша читал отрывок из "Евгения Онегина") определила для А.Н.Яхонтова выбор его пути.

В лицее он вместе с некоторыми из товарищей начал составлять рукописный журнал "Денница", первый и единственный номер которого вышел в 1835 году. В журнале были помещены ученические опыты юного Яхонтова, явившиеся началом служения отечественной словесности. П

рервав карьеру чиновника в департаменте железных дорог, он по семейным обстоятельствам в 1851 году переехал в Псков, где занял место советника палаты государственных имуществ, а с 1858 года, по приглашению попечителя Петербургского учебного округа П.А.Плетнева, принял на себя должность директора Псковской гимназии.

В переломные 1860-е годы Яхонтов предстает противником "людей прежнего закала и иного пошиба", врагом "старых порядков в деле воспитания", откровенно проявляя "дружеские отношения" к учашимся и "сердечность в отношении к детям". Оригинальные произведения Яхонтова, в том числе сатирические очерки, в основном, публиковались в 1870-е годы, когда жизнь и литературная судьба поэта уже прочно и надежно были связаны с Псковом.

Его сочинения печатали лучшие русские журналы: "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская старина" и ряд других. В 1884 году вышло отдельное издание стихотворений А.Н.Яхонтова. Начиная с 1877 года поэт состоял членом псковского уездного училищного совета и попечителем городской школы, учрежденной в память освобождения крестьян.

Просветительская деятельность Яхонтова выразилась в том, что он стал составителем "народных изданий" и сборников для народного чтения, снискавших особенную популярность среди разночинных слоев населения. Пять изданий выдержала составленная им книжка "Приключения Робинзона Крузо" (СПб., 1876-1899); еще больший интерес вызвало издание "Народная война 1812 г." (СПб., 1883-1888), а для псковичей драгоценным стало сочинение Яхонтова "Город Псков и его окрестности" (СПб., 1886). Эти и другие народно-просветительские начинания поэта - в жанре путешествия, исторической хроники и т.д. - вошли в историю словесности как сочинения, написанные "красивым, легким и чрезвычайно понятным языком" и вполне оправдавшие цель, для которой предназначались. Особо следует сказать о стихотворной повести А.Н.Яхонтова "Горькая ошибка" - одной из многих лиро-эпических вариаций "Евгения Онегина", появившихся во второй половине 19 века. Ко времени, когда создавалась повесть А.Н.Яхонтова, новаторство Пушкина в романе в стихах только еще вступало в стадию зрелого и глубокого осмысления. В рукописи "Горькой ошибки", которая хранится в Отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника, дата написания не проставлена. Три отрывка повести вошли в книгу "Стихотворения Александра Яхонтова" (СПб., 1884); отдельные произведения в этом первом и единственном сборнике поэта напоминают фрагменты лиро-эпического повествования: "Старый дом" и др. Полностью повесть была подготовлена к печати и опубликована псковским историком и краеведом Л.А.Твороговым в районной газете "Светлый путь" (1966-1967), а затем перепечатана в журнале "Псков" (1995-1996) с отдельными уточнениями, комментариями и предваряющей статьей. Немало для пропаганды творчества Александра Яхонтова сделал после Великой Отечественной войны заведующий древлехранилищем Псковского музея-заповедника Леонид Алексеевич Творогов, ныне покойный.

Как известно, архив поэта был утерян в 20-х годах. Однако после разгрома гитлеровцев в развалинах бывшей усадьбы Яхонтовых в Камно жители нашли несколько тетрадей со стихами поэта, записанными его рукою. Тетради эти попали в музей к Л. А. Творогову, который в первой половине 60-х годов подготовил несколько десятков произведений из этих тетрадей к публикации в областных газетах "Псковская правда", "Молодой ленинец" и псковской районной газете "Ленинская искра". Среди этих произведений были, например, переводы из "Фауста". После "Графа Нулина" Пушкина и "Бала" Баратынского, как отмечает современный исследователь жанра В.Афанасьев, "повесть за повестью выходили в свет, и почти ни одна из них не обходилась без оглядки на "Евгения Онегина"..." Произведение Яхонтова не составило исключения: в нем откровенно использованы приемы пушкинского поэтического повествования, литературно узаконенные именно "романом в стихах".

Яхонтов строит поэтику своей повести на основе буквальных соответствий "Онегину", обильных цитат и реминисценций из него. О стихотворениях Яхонтова прижизненная автору критика писала как о "весьма грациозных", обладающих "задушевностью, мягкостью, искренностью и выразительностью", но не имеющих настоящей оригинальности. Характерен, например, такой отзыв: "Лирические стихотворения Яхонтова звучны, красивы и по тону напоминают поэзию Майкова, гр. Алексея Толстого и особенно Некрасова, мотивы музы которого он затрагивал всего чаще, усваивая, может быть, помимо воли, себе его приемы и формы, и с такою же, как и он, любовью относясь к низшим слоям народа". В лирике поэта слышны пушкинские и тютчевские ноты, отголоски поэзии Фета и т.д.

Связь поэта с отечественной литературой проявлялась и на более глубоком, бытийном уровне - она ведет к Г.Р.Державину. Окончательно поселившись в родовом псковском имении, Яхонтов усвоил мироощущение, сходное с тем, которое было свойственно Державину, доживавшему век "на Званке". Недалеко от Пскова, в Камно, на погосте, около старинной Георгиевской церкви, лежат несколько тяжелых могильных плит. Под ними покоятся останки членов семьи Яхонтовых. На одной из них высечены имя Александра Николаевича Яхонтова и даты его жизни: 1820-1890.

Источники:

Псковский край в литературе./Под ред. Н.Л.Вершининой. Псков, 2003 http://cbs.pskov.ru/html2/n_bodyy.html Е. А. Изюмов "Их имена забыться не должны" http://www.pskovcity.ru/pers_yahontov.htm

***************************************************

Яхонтов А.Н.

(по материалам Интернет-изданий)

В лаконичной автобиографии Яхонтова много места уделяется почти сорокалетнему "псковскому" периоду: "...действительный статский советник, родился в 1820г. в С.-Петербурге. Окончил курс учения в императорском Царскосельском лицее в 1838 году, с чином 9-го класса (титулярный советник). Служил в Петербурге по 1851 г. С этого года переселился в г.Псков, где служил сначала по министерству государственных имуществ, потом - директором псковской классической гимназии в продолжении 10 лет. Затем избран предводителем дворянства Псковского уезда, а в 1877 году председателем псковской уездной земской управы. Прослужив в этой должности два трехлетия, вновь избран в предводители дворянства Псковского уезда, в каковой должности состоит и поныне. В начале 1889 г. состоялось в г.Пскове празднование 50-тилетнего юбилея его службы".
Для Яхонтова его служебные обязанности - связанные, преимущественно, с Псковским краем, где в родовом имении, селе Камно близ Пскова, прошло детство поэта, - меньше всего были формальным, вынужденным родом деятельности. В этом отношении он мог брать пример со своего отца, Н.А.Яхонтова. Николай Александрович был коренным псковичом, дальним родственником М.И.Кутузова. Во время Отечественной войны 1812 года он был секретарем и переводчиком при фельдмаршале. Александр Николаевич также почитал служение обществу священным долгом: будь то дела псковского земства или нелегкий литературный труд. И в то, и в другое Яхонтов внес посильный вклад, отведя себе место скромного труженика на ниве народного просвещения.
Литературная деятельность Яхонтова была шире, чем собственно художественная: ее реальную значимость видели, в первую очередь, в выражении гуманистического начала, просветительской направленности. С этой точки зрения особенно высоко оценивались заслуги Яхонтова - переводчика: в начале его литературного пути (1840-е годы) перевод драмы И.В.Гете "Торквато Тассо", впоследствии переводы трагедий Г.Э.Лессинга "Эмиля Галотти" и И.В.Гете "Ифигения в Тавриде", а также ряда стихотворений Ф.Шиллера, Г.Гейне, А.Мицкевича.
Камно.Дом Яхонтовых, где гостил А.С.Пушкин Первые оригинальные произведения Яхонтова относятся к периоду пребывания в лицее. Здесь еще незримо ощущалось присутствие Пушкина - во всяком случае, Яхонтов, которому ребенком посчастливилось увидеть великиго поэта во время пребывания того в Михайловской ссылке, воспринял свое обучение в лицее как благословение на литературный труд. Внучка Александра Николаевича А.Н.Высоцкая-Яхонтова передает семейное предание: "...Пушкин долго гулял с Н.А. Яхонтовым в саду по той самой аллее, дорожка которой сохраняется и по сей день. Потом они сидели и беседовали в беседке. К ним подбежал маленький Саша... Пушкин подхватил его на руки и шутливо спросил, кем он хочет быть. Саша ответил "поэтом". И еще он прочитал удивленному поэту его, пушкинское стихотворение".
По свидетельству историка Н.Ф.Окулича-Казарина, великий поэт отдыхал "под старой липой" - и эта липа, и весь парк погибли в годы Великой Отечественной войны.
Пушкин приезжал к Николаю Александровичу и Любови Федоровне 28 июня, по случаю шестилетия Саши. Может быть, именно эта встреча, не только житейская, но и поэтическая (по другим данным, Саша читал отрывок из "Евгения Онегина") определила для А.Н.Яхонтова выбор его пути.
В лицее он вместе с некоторыми из товарищей начал составлять рукописный журнал "Денница", первый и единственный номер которого вышел в 1835 году. В журнале были помещены ученические опыты юного Яхонтова, явившиеся началом служения отечественной словесности. Прервав карьеру чиновника в департаменте железных дорог, он по семейным обстоятельствам в 1851 году переехал в Псков, где занял место советника палаты государственных имуществ, а с 1858 года, по приглашению попечителя Петербургского учебного округа П.А.Плетнева, принял на себя должность директора Псковской гимназии.
В этом старом здании гимназии 10 лет жил А.Н.Яхонтов В переломные 1860-е годы Яхонтов предстает противником "людей прежнего закала и иного пошиба", врагом "старых порядков в деле воспитания", откровенно проявляя "дружеские отношения" к учашимся и "сердечность в отношении к детям".
В 1861 году А.Н. Яхонтов женился на дочери полковника Анне Николаевне Ильман, венчание происходило в Георгиевской церкви (находится на ул. Георгиевской, д.1).
Оригинальные произведения Яхонтова, в том числе сатирические очерки, в основном, публиковались в 1870-е годы, когда жизнь и литературная судьба поэта уже прочно и надежно были связаны с Псковом. Его сочинения печатали лучшие русские журналы: "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская старина" и ряд других.
В 1884 году вышло отдельное издание стихотворений А.Н.Яхонтова.
Начиная с 1877 года поэт состоял членом псковского уездного училищного совета и попечителем городской школы, учрежденной в память освобождения крестьян. Просветительская деятельность Яхонтова выразилась в том, что он стал составителем "народных изданий" и сборников для народного чтения, снискавших особенную популярность среди разночинных слоев населения. Пять изданий выдержала составленная им книжка "Приключения Робинзона Крузо" (СПб., 1876-1899); еще больший интерес вызвало издание "Народная война 1812 г." (СПб., 1883-1888), а для псковичей драгоценным стало сочинение Яхонтова "Город Псков и его окрестности" (СПб., 1886). Эти и другие народно-просветительские начинания поэта - в жанре путешествия, исторической хроники и т.д. - вошли в историю словесности как сочинения, написанные "красивым, легким и чрезвычайно понятным языком" и вполне оправдавшие цель, для которой предназначались.
Особо следует сказать о стихотворной повести А.Н.Яхонтова "Горькая ошибка" - одной из многих лиро-эпических вариаций "Евгения Онегина", появившихся во второй половине 19 века. Ко времени, когда создавалась повесть А.Н.Яхонтова, новаторство Пушкина в романе в стихах только еще вступало в стадию зрелого и глубокого осмысления. В рукописи "Горькой ошибки", которая хранится в Отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника, дата написания не проставлена. Три отрывка повести вошли в книгу "Стихотворения Александра Яхонтова" (СПб., 1884); отдельные произведения в этом первом и единственном сборнике поэта напоминают фрагменты лиро-эпического повествования: "Старый дом" и др. Полностью повесть была подготовлена к печати и опубликована псковским историком и краеведом Л.А.Твороговым в районной газете "Светлый путь" (1966-1967), а затем перепечатана в журнале "Псков" (1995-1996) с отдельными уточнениями, комментариями и предваряющей статьей.
После "Графа Нулина" Пушкина и "Бала" Баратынского, как отмечает современный исследователь жанра В.Афанасьев, "повесть за повестью выходили в свет, и почти ни одна из них не обходилась без оглядки на "Евгения Онегина"..." Произведение Яхонтова не составило исключения: в нем откровенно использованы приемы пушкинского поэтического повествования, литературно узаконенные именно "романом в стихах". Яхонтов строит поэтику своей повести на основе буквальных соответствий "Онегину", обильных цитат и реминисценций из него.
О стихотворениях Яхонтова прижизненная автору критика писала как о "весьма грациозных", обладающих "задушевностью, мягкостью, искренностью и выразительностью", но не имеющих настоящей оригинальности. Характерен, например, такой отзыв: "Лирические стихотворения Яхонтова звучны, красивы и по тону напоминают поэзию Майкова, гр.Алексея Толстого и особенно Некрасова, мотивы музы которого он затрагивал всего чаще, усваивая, может быть, помимо воли, себе его приемы и формы, и с такою же, как и он, любовью относясь к низшим слоям народа". В лирике поэта слышны пушкинские и тютчевские ноты, отголоски поэзии Фета и т.д.
Связь поэта с отечественной литературой проявлялась и на более глубоком, бытийном уровне - она ведет к Г.Р.Державину. Окончательно поселившись в родовом псковском имении, Яхонтов усвоил мироощущение, сходное с тем, которое было свойственно Державину, доживавшему век "на Званке". Подобно выдающемуся поэту "осьмнадцатого столетия", автор "Горькой ошибки" мог бы воскликнуть, обозревая все, что дала ему природа на закате жизни:

- О, коль прекрасен мир! Что ж дух мой бременю?
Творцом содержится вселенна.

КамноЧасть литературного наследия нашего земляка была найдена уже после Великой Отечественной войны в его сгоревшей усадьбе и опубликована в 1964-1965 годах в местных газетах Л.А.Твороговым.

Недалеко от Пскова, в Камно, на погосте, около старинной Георгиевской церкви, лежат несколько тяжелых могильных плит. Под ними покоятся останки членов семьи Яхонтовых. На одной из них высечены имя Александра Николаевича Яхонтова и даты его жизни: 1820-1890.

Георгиевская церковь погоста Камно

Новый мост висячий твой
С остальным не гармонирует,
Скромный люд твой деловой
Блага жизни игнорирует.
У тебя на островке
Крепость древняя без грации,
На большой твоей реке
Камни вместо навигации.
А.Яхонтов

См. также: Поэт А.Н.Яхонтов.

• 25-26 ноября 2010 года библиотека "Родник" МУК Централизованная библиотечная система г.Пскова совместно с Центральной библиотекой Псковского района (МУ Псковского района «Псковский районный Центр культуры») провели V городскую литературно-краеведческую конференцию «Поэт некрасовской школы - А.Н.Яхонтов» - к 190 – летию поэта, переводчика Александра Николаевича Яхонтова.

• И.Е.Иванченко. "Скрещение судеб. Родовые перекрестки. Из родословной Яхонтовых" (doc1,78Mb)

Вершинина, Н.Л.

"Безупречный рыцарь" нового времени Александр Николаевич Яхонтов: монография. - Псков: ООО "ЛОГОС Плюс", 2011. - 204с.

Вниманию читателей предлагается монография по творчеству А.Н.Яхонтова (1820-1890), русского поэта второй половины XIX века, на протяжении всей жизни тесно связанного с Псковским краем. Внимание наших земляков к личности замечательного поэта, переводчика, общественного деятеля, педагога в последние годы неуклонно возрастает. Книга представляет собой первый опыт исследования жизнедеятельности Яхонтова в ее единстве и многообразии. Для осуществления поставленной задачи автором были привлечены новые материалы из авхивов Пскова и Санкт-Петербурга. Именно они составили основу книги и позволили представить личность Яхонтова в ее человеческой одаренности, гражданском и творческом самовыражении.

Отдельная глава посвящена культурным мемориям Михайловского в литературном контексте второй половины XIX века и пушкинскому началу в жизнетворчестве А.Н.Яхонтова.

Монография адресована студентам-филологам, а также всем, кто увлечен литературным краеведением, кому небезразличны история отечественной культуры и память о ее подвижниках, "животворивших" "своим присутствием" наш земной "свет".

Александра Александровна и Николай Александрович Яхонтовы, дети поэта.
Петербург, первая половина 1880-х годов.

"Каменский дом"

Анна Николаевна Яхотнова-Высоцкая в 60-е годы ХХ века

Материалы, оставленные нам внучкой поэта, Анной Николаевной Яхонтовой-Высоцкой, позволяют увидеть Каменский дом (так его называет она) в том облике, в каком его в свое время увидел Пушкин.

«Представьте себе стильный для прошлого XIX века, новый (построенный моим прадедом в 1817 году) деревянный дом на 14 комнат, с мезонином и белыми колоннами, с обивкой тускло-фиолетового цвета среди зеленых деревьев, на самом обрыве каменистого оврага реки Каменки (впадает в Псковское озеро на девятой версте).

Один из трех его балконов, украшенных одинаковыми белыми вырезными из дерева перилами, возвышался со своими легкими колоннами узкой полоскои по всей правой стороне дома над обрывом из дикого плитняка, поросшего сиренью. <...>.

Другие два балкона (один над другим) в середине фасада дома были обращены в сторону въездных ворот с оштукатуренными столбами из того же дикого плитняка.

Перед домом была обширная квадратная площадка с газонами и клумбами цветов, окруженная с двух сторон подстриженными по-английски стенками из кустарников. А далее шел сад с красиво расположенными дорожками и уютными уголками для отдыха под группами старых лип, дубов и кленов, возвышавшихся вдоль оврага по направлению к въездным воротам.

С другой, левой стороны сада пролегала въездная дорога, окаймленная подстриженной живой изгородью, отделяющая сад от парка. Парк занимал большую площадь (вместе со вновь заложенным фруктовым caдом), но в то время был еще молод, будучи посажен прадедом одновременно с постройкой дома на новом месте. И только в самом начале, ближе к дому, была тогда уже тенистая липовая аллея и нескдколько старых лип, росших полукругом в одном плане с аллеей. Эти насаждения, как и липы вдоль оврага, остались от предыдущих поколений Яхонтовых, живших больше в Петербурге.

На большом открытом нижнем балконе с четырьмя массивными колоннами о двух сторонах высокой широкой лестницы были расставлены легкие белые диванчики, а на углах балкона -оранжерейные цветы. Ha балкон выходили - тоже белые - окна и двери из зала. Одна часть балкона с длинным столом, на котором летом обедали, была увита диким виноградом, который, возвышаясь на два этажа, закрывал сидевших за столом от излишних лучей солнца.

За этим столом 28 июня 1826 года в первой половине дня сидели хозяева дома.. .».

Благодаря А.Н. Яхонтовой-Высоцкой мы можем представить себе и комнату, в которой, по семейному преданию, останавливался поэт. Это была одна из комнат (угловая) для «одиноких гостей» в мезонине, окно которой выходило «на речку»: «В этой комнате в то время были следующие вещи: налево от двери висела вешалка и стояла деревянная кровать с маленьким круглым столиком за ширмой со стороны окна. Между кроватью и наружной стеной помещался туалетный столик с зеркалом. Между окнами был небольшой письменный стол с креслом перед ним и двумя стульями по сторонам. В правом углу стояло большое кресло с ручной вышивкой гарусом гирлянды цветов на полоске темнозеленого сукна (на спинке и сиденье). К правой ручке этого кресла была приделана деревянная отодвигающаяся подставка для книги с двумя подсвечниками по сторонам. По желанию можно было её отодвигать и приближать к себе, закрепив на ручке кресла с другой стороны. Рядом с закрытой дверью в другую комнату стоял небольшой книжный шкаф <...>, а в углу была печь, отапливающая обе комнаты. И, наконец, по стенке, отделяющей комнату от коридора, стоял тоже небольшой диванчик и перед ним овальный стол и два стула. Вся мебель была красного дерева без украшений. Над письменным столом висела картина масляной краской в золоченом багете, изображающая жгучую итальянку с гроздью винограда в поднятой руке».

Источник:

Вершинина, Н.Л. "Безупречный рыцарь" нового времени Александр Николаевич Яхонтов: монография. - Псков, 2011. - С.72-75.


Вход в систему