_24_-.jpg24 января 2013 г. в Псковской областной универсальной научной библиотеки прошло памятное мероприятие, посвященное Дням памяти жертв геноцида - евреев, армян и других народов. Оно проводилось в рамках проекта «Псковский Клуб национальностей» совместно с Международным библиотечным центром. В мероприятии приняли участие  представители Псковского областного  еврейского благотворительного центра «Хэсэд Ицхак», Псковской региональной общественной правозащитной организации «Армянская община «Урарту» и других национальных общин.

Термин «геноцид» в своё время был предложен для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи и евреев на территориях, оккупированных нацистской Германией. Основное содержание встречи и составили эти темы: Холокост, поскольку 27 января ежегодно отмечается Международный день памяти жертв Холокоста (27 января 1945 года советские войска освободили узников нацистского концлагеря в Освенциме), и геноцид армян в 1915 - 1923 гг.

На этой встрече говорили о многообразии Дней памяти жертв репрессий, геноцида, отмечаемых в разных странах. Вот лишь некоторые из них: 24 апреля - День памяти жертв геноцида в Армении; 20 мая - День памяти павших в Финляндии, 22 июня - День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны Беларуси, 19 апреля (27 нисана) - День Катастрофы и героизма европейского еврейства (Йом а-Шоа), 14 июня - День памяти жертв массовой депортации латышей и эстонцев, 18 ноября - День народной скорби в Германии и многие-многие другие...  Говорили члены Псковского клуба национальностей и о том, какие события породили традиции памятных мероприятий в эти дни.

_24_-.gifГеноцид армян происходил на территориях, контролируемых властями Османской империи на территориях Турции и Закавказья. Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Современные оценки количества жертв геноцида армян разнятся, но все равно колеблются в пределах 1 - 1,5 миллионов погибших.

Холокост... Непривычное греческое слово с двумя толкованиями: всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Думал ли лауреат Нобелевской премии американский писатель Эли Визель, что метафора, оброненная им в 1963 году в статье об Освенциме, станет символом одной их величайших трагедий 20 века? Катастрофа еврейского народа, потерявшего каждого третьего своего соплеменника в годы Второй мировой войны, стала нравственной трагедией всего цивилизованного мира. Целый народ стал жертвой продуманного до мелочей, проведенного с неимоверной жесткостью и с использованием самых современных технологий плана тотального народоубийства. Механизм уничтожения евреев и коммунистов был впоследствии распространен нацистами на всех, кто оказывал малейшее сопротивление, на оккупированных территориях СССР: Рижское гетто, Бабий Яр в Киеве, Понарами в Вильнюсе, Девятый Форт в Каунасе, а также в лагерях смерти. На мероприятии прозвучат фрагменты из книг воспоминаний переживших геноцид людей: Хеди Фрид («Осколки одной жизни. Дорога в Освенцим и обратно»), Рихарда Глацара («Ад за зеленой изгородью. Записки выжившего в Треблинке»), Фриды Михельсон («Я пережила Румбулу»). 

Историческая память человечества несовершенна, поэтому время от времени полезно вспоминать о том, что было и давно, и недавно. Это помогает сохранить накопленный опыт и избежать идеологических или нравственных ловушек, рассчитанных на незнание или легкомыслие. Поэтому и проводит такие встречи Международный библиотечный центр Псковской областной универсальной научной библиотеки.

 

Контактный телефон: 72-28-63, Международный библиотечный центр.


Вход в систему