Литературный календарь на май:
Единый день писателя-юбиляра

 16 мая - 130 лет со дня рождения русского поэта Серебряного века Игоря Северянина (1887-1941).

Псковский Региональный центр чтения уже несколько лет работает в проекте «Читаем поэтов Серебряного века». Сергей Есенин, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Макс Волошин, Константин Бальмонт – имена творческой копилки, им посвящены литературные исследования, вечера.

Игорь Северянин — русский поэт «Серебряного века». Родился 16 мая 1887 года в Петербурге. С девяти лет писал стихи. Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника "Громокипящий кубок" (1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом. Затем последовали другие сборники стихов Северянина - "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Северянин был избран публикой «Королём поэтов» на выступлении в московском Политехническом музее в 1918г. Из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, куда переехал в 1918 г. Находясь в эмиграции, продолжал писать. Выпустил сборники стихов "Вервена" (1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. 22 декабря 1941 года Игорь Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.

Игорь Северянин - это был человек трагической судьбы, жизнь которого пришлась на слом двух эпох России.На фоне русской поэзии «Серебряного века» творчество Северянина выделяется резко. Он вырывается из «Серебряного века», выдвигая совершенно иную эстетику. Он придумал себя в поэзии, вводя эпитеты, метафоры.

В судьбе Северянина была и псковская страничка. Известны обработанные материалы современных краеведов. 18 апреля 1915 года Игорь Северянин выступал в псковском Пушкинском доме со своим «поэзовечером». Вечер прошел неудачно. Газета  «Псковская жизнь» писала: "Вообще, «поэзовечер», по-видимому, обманул ожидания публики. Никаких «эксцентричностей», столь обычных для футуристов, не было...". Действительно, в 15-м году поэт уже отошел от прежних собственных литературных вывертов, но публика жаждала эксцентрики, а уж тем более провинциальный зритель, неизбалованный, ни хлебом, ни зрелищем. А в 1929 году приезжает в Печоры, где выступает с вечерами в зале русской гимназии. Из письма от 1 ноября поэтессе Ирине Борман: "8-го сентября я дал концерт в Печорах, бывший город Псковской губернии... Погода была отчаянная: холод, дождь, буря. Собралось же почти 2/3 зала, и успех был большой".

Свои стихи Печорам посвящал и Игорь Северянин.

"То затерявшийся в расщелине,

То взвившийся на бугорок,

Весь утопает в пышной зелени

Старинный русский городок".

В 1935 году второй раз приезжает в Печоры, выступает в зале Кайтселиит. Отзывы об этом были напечатаны в русской таллиннской газете «Вести дня»: Из многочисленных прочитанных им произведений особенно понравились стихи о России: «Много видел я стран...», «Ты потерял свою Россию», «Я чувствую, близится судное время» и «Бывают дни – я ненавижу свою Отчизну» - каждое из этих прекрасных стихотворений вызвало шумные аплодисменты».  Подробнее - см. на сайте Псковского Регионального центра чтения.

28 мая — 140 лет со дня рождения русского поэта, литературного критика, переводчика, художника Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932).

 Макс Волошин «Я стал строками книги».

Теперь я мертв.

Я стал строками книги

В твоих руках...

И сняты с плеч твоих любви вериги,

Но жгуч мой прах.

Меня отныне можно в час тревоги

Перелистать,

Но сохранят всегда твои дороги

Мою печать.

Максимилиан Волошин - поэт-символист, живописец, фотограф, искусствовед, переводчик, лектор, краевед.  Волошин – достояние многострадальной России - оказался вычеркнутым из памяти целого поколения своих соотечественников. С 1928 по 1961 год ни одно его творение не было опубликовано в Советском Союзе. Причина не нова – Волошин никогда не стремился стать единомышленником власти. “Совесть народа – поэт, в государстве нет места поэту”, — ещё в начале XX века вывел он эту крамольную формулу, осознав, что настоящему художнику суждено быть изгоем при всех царях и народоустройствах. Жизнь Макса Волошина это служение поэзии, человечеству. Он был Человек Мира, с «темой России» в сердце.

Максимилиан Волошин – фигура, объединяющая людей разных и в творческом плане и в политическом. Исследователь творчества Волошина, литературовед В.Купченко составил картотеку друзей поэта, - она насчитывает более шести тысяч имен. Конечно, с годами отношения у них были разные – от дружбы до неприязни. Но подавляющее большинство вспоминало его с чувством глубокого уважения, восхищения, любви... Узнавайте о жизни и творчестве Макса Волошина в книгах, прежде всего, через его творчество, - поэзия, живопись, «Автобиографическая проза», «Дневники». Здесь поэт вырисовывается в контексте исторического времени, с которым был неразрывно связан, символы которого проходят через всё его творчество. БИБЛИОТЕАТР «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» Регионального центра чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки в апреле в преддверии юбилея провел литературно-художественную программу из просветительского цикла «Поэзия Серебряного века», - Макс Волошин «Я стал строками книги». Предлагаем фрагмент литературно-художественной программы "Я стал строками книги...", из проекта БиблиоТеатр ПРЯМАЯ РЕЧЬ просветительского цикла "Поэзия Серебряного века". Ведущая - Нина Яковлева, в программе участвует Виктор Яковлев, заслуженный артист РФ - https://www.youtube.com/watch?v=w_QYC-27XHA&feature=youtu.be

31 мая - 125 лет со дня рождения русского писателя  Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968).

Константин Георгиевич Паустовский — русский советский писатель. Паустовский родился в Москве, 31 мая 1892 года. Первый рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учёбы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». Известность принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932). Снятный в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат. В 1930-е писал разнообразные по тематике повести «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), также биографические повести о людях искусства — о художниках «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе 1937), о поэте и художнике «Тарас Шевченко» (1939). Особое место в его творчестве занимает Мещерский край. В 1945—1963 Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959—1960), «Книга скитаний» (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о. Капри. В том же 1965 году был вероятным кандидатом на Нобелевскую Премию по литературе, которая досталась Михаилу Шолохову.

В середине 1930-х годов К.Г. Паустовский побывал на Псковщине: длительное время жил в Ворониче, побывал в Михайловском, Тригорском и Петровском, встречался здесь с внучкой А.П. Керн. «4 июля 1937 г. Пушкинские горы. …   Вторично на Псковщину К.Паустовский приезжал в 1950-х годах: познакомился с Великими Луками, ночевал в Опочке, заехал на могилу Пушкина и прибыл в Псков. О впечатлениях от поездки рассказал в «Беглых встречах» (1954). Самое первое упоминание об Опочке появилось на страницах его романа «Дым Отечества», написанного в 1944 году.

Рекомендуем прочитать статью в газете "Псковская правда" - "Ревнующий Пушкин, обедающий Паустовский и заночевавший в библиотеке Маляков" - от 26 декабря 2015 г.


Вход в систему