Струги Красные

20 Января, 2015
Заповедные места
Наш край в истории России. Стругокрасненский вальс   Есть на древней и милой Псковщине, В доброй сказочной стороне, Струги Красные, Струги Красные... А. Запевалова. 10 апреля 2015 года в Стругах Красных прошла юбилейная 10-ая районная межведомственная научно-практическая краеведческая конференция " Наш край в истории России" .  Для начала участники  конференции вспомнили о своих достижениях и краеведческих находках, а их оказалось немало. Это и экскурсионная работа по заповедным местам Струго-Красненского края, и публикации краеведов в различных альманахах, а также исследовательская работа. Благодаря местным краеведам, узнали, что библиотека ведет свою историю с 1905 года, хотя ранее думали, что она появилась в 1944 году.  Матвеев Н.В. учитель общественных дисциплин, руководитель проекта «София» МБОУ «Струго-Красненская средняя общеобразовательная школа», в своем выступлении подчеркнул важность в привлечении учащихся в поисково-иследовательскую работу. Наравне со взрослыми выступали подростки, они рассказали о своей исследовательской деятельности, ребят интересуют различные темы. Пустов Михаил изучает историю дорог на территории нашего района до 18 века. Метельская Анна рассказала о роде Березиных проживавших на территории современного Струго-Красненского р-на. Нефедова Татьяна не только рассказала об исследовательской работе участников проекта «София», но и озадачила краеведов вопросом, по истории здания Струго-Красненского ж/д вокзала с 1912 года по 1930 год. Ефимов А.Н.(краевед) и Федоров А.И.(краевед), тут же стали дискутировать на данную тему. Теперь ребята могут быть уверенны, этот вопрос не останется без ответа. На конференции, так же присутствовали и просто люди, для которых история своего края не безразлична. ПРЕДЛАГАЕМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЗАПОВЕДНЫМИ МЕСТАМИ СТРУГО-КРАСНЕНСКОГО КРАЯ: История Струго-Красненского района - читать ЗДЕСЬ!  Родник, святой источник иеромонаха Мардария.   Находящееся в глухом  лесу, почитаемое в народе место, уже более 200 лет, идут люди с особым благоговением и надеждой. Неподалеку от деревни Кочерицы, в XVIII веке, подвязался пустынник иеромонах Мардарий. В начале века он родился, в конце тихо скончался. Но, после кончины его, тысячи людей из поколения в поколение чтили память о нем, приходили на его могилу. По свидетельствам очевидцев, в их числе и Анастасии Васильевны Ильиной, в водах святого источника Мардария многие болящие получали и получают исцеление, а перед Великой Отечественной войной в этих местах планировалось строительство лечебно-оздоровительного санатория. Ныне иеромонах Мардарий, почитаем уже не только местными жителями, но пока в лике святых не прославлен. В пустыни - месте его духовных подвигов, в прошлом веке еще была построена небольшая часовенка, погост, рядом на ручье была построена мельница. Во время Отечественной войны немцы сожгли мельницу вместе с мельником. Сейчас где была мельница устроен искусственный водопад, где можно искупаться стоя под струями живительной воды. Считается, что вода из ручья целебная и помогает женщинам от бесплодия и некоторые излечились от женских болезней, а камешки помогли от болезней суставов. Творожковский монастырь     Монастырь расположился на высокой живописной горе. В монастырской округе четыре озера, вокруг - обезлюдевшие деревни. Монастырь стал восстанавливаться совсем недавно и создавался как женская община благочестивой дворянкой, выпускницей Смольного института благородных девиц Александрой Филипповной Шмаковой, в замужестве фон Розе. Эта удивительная женщина потратила многие годы и большие финансовые средства, чтобы построить Свято – Троицкий Творожковский монастырь. В 1875 году стали строить каменный Свято – Троицкий храм. Из-за финансовых затруднений при жизни игуменьи монастыря матушки Ангелины (фон Розе) достроить монастырь не удалось. 17 марта 1880 года, так и не дождавшись благословенного часа освящения храма, ее похоронили возле алтарной стены уже почти построенного храма, а достроили и освятили Свято – Троицкий храм 5 сентября 1882 года. Колокольня храма была построена заново на прежнем месте, она не сохранилась. Когда колокольню поставили, привезли колокола из Минска. Внутри храма уже штукатурка сделана, а до этого Владыка приезжал, освящал купола, кресты. Когда кресты освящали, была пасмурная погода, небо серое, и вдруг, последний крест освятили, тучи разошлись, солнце засияло, люди пели «Кресту Твоему поклоняемся Христе!» И как поставили последний крест – солнышко спряталось, будто его и не было. В монастыре две церкви. Домовая – во имя Скорбящей Божьей Матери, освящена в 1866 г., и каменный пятиглавый собор во имя Святой Троицы, освященный в 1882 г. В 20 веке монастырь был заброшен, но последние 10 лет его восстанавливают под руководством настоятельницы монастыря матушки Варвары. При монастыре открыта воскресная школа.  Церковь Успения Божьей Матери В деревне Феофилова Пустынь находятся руины церкви Успения Божьей Матери бывшей Феофиловой Успенской пустыни. Монастырь был основан в 1396 г. на стыке Логовещенского, Которского и Воротненского погостов выходцами из Коневецкого монастыря преподобными Феофилом и Иаковом. Мощи святых угодников и сейчас покоятся здесь. В период царствования императрицы Екатерины II обитель была упразднена, а Успенская церковь была обращена в приходскую. Вокруг нее возникло село Феофилова Пустынь. По легенде однажды мимо села проезжал государь России Александр I, у которого "простудный недуг поразил ноги". Император коленопреклоненно молился у раки Лужского чудотворца Феофила и в благодарность за исцеление повелел на свои средства возвести здесь новый каменный храм, что и было сделано в 1824г. Император лично присутствовал при освящении храма. В каменном храме главный престол был назван в честь Успения Божией Матери, правый придел - в честь преподобного Феофила, левый - св. Александра Невского. Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери. В предреволюционное время село стало местом целого ряда благотворительных учреждений. 3десь были земский врачебный покой, сельская община сестер милосердия и постоянная дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. В 1923 г. Феофилова Пустынь переименована в Николаево. Каменный храм закрыт в 1931 г., вместо него открылся клуб, но в период оккупации богослужения возобновились. В 1944 г. храм сильно пострадал, а после войны продолжал разрушаться. Ильинский источник у деревни Симанский Лог. За деревней Симанский Лог находится ещё один почитаемый объект – Ильинский источник. Небольшой ручеёк сбегает с горы по деревянному жёлобу, а горе установлен металлический православный крест – как символ почитания источника. Можно попить чистой холодной родниковой воды, облиться ей. В районном музее стоит обычная трёхлитровая банка с водой из этого источника, стоит уже десять лет, закрыта обычной полиэтиленовой крышкой и не портится. Деревня Симанский лог названа по имени помещиков Симанских, которым ещё в XV веке принадлежало несколько окрестных деревень. В XVI веке в этой деревни был храм в честь пророка Ильи, разрушенный во времена «литовского разорения». Быстреевский погост. Никольская церковь Быстреевского погоста 20 февраля 1995 года была признана памятником федерального значения. Месторасположение погоста вызывает ряд вопросов. Интересно, что на территории района нет деревни с названием Быстреево, сейчас храм Быстреевского погоста находится в деревне Гаврилова Гора. Археологи утверждают, что в самой деревне Гаврилова гора к северу от церкви имеется селище XII-XVII веков, которое и было центром Быстреевского погоста. Писцовая книга 1498г. Отмечает Никольскую церковь Быстреевском погосте и Флоро-Лаврскую церковь в сельце Узмена. Революция, Гражданская война, переустройство всей жизни общества, раскулачивание, репрессии против церковнослужителей не прошли мимо Быстреево. Перед войной храм был закрыт, во время оккупации стал действующим благодаря Псковской Духовной Миссии. В послевоенные годы церковь уже не закрывалась, хотя иногда и пустовала из-за отсутствия священников. В 1977г. Никольская церковь была обследована и обмерена псковским архитектором-рестовратором С.П.Михайловым. Церковь расположена на хуторе в стороне от деревни, на возвышенности, окруженная старыми деревьями. Обнесена кирпичной оградой с деревянными воротами. Представляет собой клетскую церковь, состоящую из куба четверика с примыкающими с запада ступенчато понижающимися трапезной и папертью с восьмериковой двухъярусной колокольней. К трапезной пристроено небольшое открытое крыльцо. Иконостас двухъярусный барочного стиля с витыми колонками и царскими вратами тонкой сквозной резьбы, позолочен с киноварной подкраской. Иконостас переделан. Царские врата первоначального иконостаса вывезены архитекторами Псковской СНРПМ и находятся в мастерской. Новые царские врата взяты из Творожковского женского монастыря. д.Залазы храм.Нила Столбенского В Псковской области в честь Нила Столобенского освящён только один храм-часовня в деревне Залазы Стругокрасненского района. Её возвела одна богатая женщина в память о своём муже. Строительница хотела, чтобы часовня была построена очень качественно, только вот контролировать ход работ не могла, потому как была почти слепой. Однако женщина придумала хитрый способ проверки: она брала металлический пятак и пыталась просунуть его между брёвнами, если пятак не пролезал, значит, сруб делают хорошо, а если монетка проваливалась, значит, между брёвнами большая щель и стоит переделать. Когда-то в этой часовне была статуя преподобного Нила Столобенского, но её украли, и как только это произошло, в деревне начались пожары. Этот святой считается защитником от возгораний.Добавим, что преподобный Нил Столобенский родился в конце XV века в Деревской Пятине Жабенского погоста Новгородской земли. Подвизался он в псковском Крыпецком монастыре и после 10 лет подвижнической жизни в киновии он удалился на реку Серемлю в сторону города Осташкова, где 13 лет вёл строгую аскетическую жизнь. Многие жители из окрестных мест стали приходить к Преподобному за наставлениями, но он этим тяготился, считая себя не утвердившимся в добре, а известность свою полагал опасной для души. Святой ушёл на озеро Селигер на небольшой Столобный остров. Подвижник выкопал в горе пещерку, в которой прожил зиму, а с наступлением весны, построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении Преподобный начал свои труды и подвиги.Подвиги строгого постничества и безмолвия преподобного Нила Столобенского в течение 26 лет сопровождались ещё и другим, особенным подвигом - он никогда не ложился спать, а позволял себе лишь лёгкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену кельи. Однажды кто-то поджёг лес на острове, где стояла хижина Преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз, когда в хижину ворвались грабители, Преподобный сказал им: "Всё моё сокровище в углу кельи". Там стояла только икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. В слезах раскаяния они молили святого о прощении. Известны и многие другие чудеса, совершённые преподобным Нилом.В предчувствии кончины святой приготовил себе гроб. Ушёл он из жизни 7 декабря 1554 года. На месте подвигов преподобного Нила Столобенского в 1594 году основан был Богоявленский Нило-Столобенский монастырь, известный как Нилова пустынь. Прославление святых мощей преподобного Нила Столобенского, ныне почивающих в Знаменском храме города Осташкова, совершилось в 1667 году, поэтому у этого святого два праздника в день преставления – 20 декабря, и 9 июня - прославление мощей.

Вход в систему