27 декабря состоялось внеочередное заседание Общества краеведов. На встречу с печерянами приехал Клементьев Александр Константинович, сотрудник библиотеки РАН в Санкт – Петербурге. Его выступление на тему «Митрополит Печерский Иоанн Булин» не оставило равнодушным никого из собравшихся в актовом зале библиотеки, т.к. личность митрополита неразрывно связано с историей Печор. 

27 декабря состоялось внеочередное заседание Общества краеведов. На встречу с печерянами приехал Клементьев Александр Константинович, сотрудник библиотеки РАН в Санкт – Петербурге. Его выступление на тему «Митрополит Печерский Иоанн Булин» не оставило равнодушным никого из собравшихся в актовом зале библиотеки, т.к. личность митрополита неразрывно связано с историей Печор. 

      Родился он 16 февраля 1893 года в местечке Вепс Ряпинской волости Выруского уезда Эстонии в русской рабочей семье. Его родители были потомками выходцев с Дона, переселёнными во времена императрицы Елизаветы Петровны в числе 220 семей в Ряпино для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали свой собственный посёлок, в котором для них была выстроена православная Церковь во имя святых праведных Захарии и Елизаветы.

С шести лет помогал в церкви во время богослужений.

В 1901—1903 годы учился в начальной школе посёлка Выыпсу. Ещё 2 года учился в Радомской министерской школе в Радамаа.

В 1905 году поступил в Рижское духовное училище. В 1909 году продолжил учёбу в Рижской духовной семинарии, которую окончил в 1915 году по первому разряду, «с отличием».

В том же году Николай Булин поступил в Петербургскую духовную академию, где зарекомендовал себя надёжным товарищем и прилежным учеником. Известно, что в самые ответственные моменты жизни курса, на котором обучался Николай, именно ему доверяли проповедовать за богослужением или на торжественных актах выступать со словом приветствия.

Под влиянием патриотического подъёма в России, связанного с началом Первой мировой войны, несмотря на «бронь» от армии, перешёл в Петергофскую школу прапорщиков, которую успешно окончил в 1916 году и отправился в действующую армию. Участвовал в нескольких сражениях.  Затем вернулся в Петроградскую духовную академию для продолжения учёбы.   

      21 мая 1918 года он был пострижен в монашество с именем Иоанн, а 23 мая того же года был рукоположен во иеродиакона, затем - в сан иеромонаха.

В России в это время усиливались гонения на Церковь, один за другим арестовывались священнослужители, прекратились занятия в академии. Опасаясь ареста, в январе 1919 года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию.

Вернувшись на родину, был архиепископом Псковским Евсевием назначен приходским священником в Зачернье.

В январе 1920 года иеромонах Иоанн был утверждён исполняющим обязанности Благочинного Печерского края.

20 февраля 1920 года иеромонах Иоанн (Булин) прибыл в Псково-Печерский монастырь в качестве его наместника. 23 ноября (6 декабря) этого же года он был возведен в сан архимандрита.

Монастырь после событий 1917—1919 годов был в упадке, почти всё хозяйство было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома был отведён под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместнику первоначально пришлось ютиться в небольшой комнате Лазаревского корпуса. Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников — почти весь штат. Новый наместник активно взялся за его восстановление.

Но стараниями Епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году — большой капитальный ремонт Успенского собора. Был восстановлен древний звон времён Бориса Годунова на малой звоннице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году, Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь.

В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Настоятель обители Епископ Иоанн был душой собрания, и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в «великий взлёт веры и любви… сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил … в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия».

В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной — спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря.

Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы, собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдалённых земель. Все это сделало епископа Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

В то же время у епископа Иоанна неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Церкви по проблеме собственности Печерской обители.

16 июня 1932 года на состоявшемся в Таллине Соборе Православной Церкви в Эстонии голосами эстонского большинства его членов было вынесено решение о переводе епископа Печерского Иоанна на вакантную с 1927 года Нарвскую и Изборскую кафедру. Вопреки протесту епископа Иоанна, ему предписывалось покинуть Псково-Печерский монастырь. Несмотря ни на какие доводы, епископ Иоанн не принял Нарвской кафедры. 30 декабря 1932 года он был уволен на покой, причём служить, согласно распоряжению митрополита Александра, он имел право только по особому распоряжению.

В январе 1934 года епископ Иоанн отправился в Константинополь, чтобы лично подать жалобу на митрополита Александра и Синод Эстонской Церкви. Эта миссия не имела успеха, и владыка уехал на Афон, где жил месяц, совершал богослужения в Пантелеимоновском, Андреевском и Ильинском монастырях. Побывал в Иерусалиме, Палестине, Ливане и Сирии. Упоминается о его проживании в Болгарии.

С сентября 1934 года епископ Иоанн по приглашению Патриарха Сербского Варнавы проживал в Югославии в монастыре Раковице, на окраине Белграда. Владыка выступал с лекциями о положении Православной Церкви в Советском Союзе, изучал искусство в иконописной мастерской Пимена Софронова.

После смерти Патриарха Варнавы, в 1938 году, епископ Иоанн возвратился в Эстонию, получил разрешение жить у матери, а потом у брата в Печорах.

18 октября 1940 года владыка Иоанн был арестован НКВД в Печорах, а в ноябре он был переведён в Ленинград. Владыке были предъявлены стандартные обвинения для того времени — антисоветская агитация и пропаганда. По приговору Ленинградского областного суда от 8 апреля 1941 года он был расстрелян 30 июля 1941 года в Ленинграде. Место упокоения неизвестно.

 Епископ Иоанн был реабилитирован прокуратурой Псковской области 22 апреля 1992 года.

         Клементьеву А.К. как историку и опытному докладчику удалось известные печерянам вехи биографии Митрополита Печерского Иоанна Булина изложить с использованием многочисленных новых фактов и сведений, найденных в архивах Эстонии и России. Были показаны редкие фотографии и документы.


Вход в систему