Октябрьское заседание Общества краеведов было посвящено истории певческих праздников на печорской земле. Материал был подготовлен директором библиотеки Шуваловой В.А. Печорский край с его богатейшей историей, героическим прошлым, множеством археологических и архитектурных памятников, живописной природой с давних пор привлекает художников, писателей, историков, ученых, многих знаменитых людей России и зарубежья.

Октябрьское заседание Общества краеведов было посвящено истории певческих праздников на печорской земле. Материал был подготовлен директором библиотеки Шуваловой В.А.

Печорский край с его богатейшей историей, героическим прошлым, множеством археологических и архитектурных памятников, живописной природой с давних пор привлекает художников, писателей, историков, ученых, многих знаменитых людей России и зарубежья. Богата и песенная культура края, которая своими корнями уходит вглубь веков, полностью раскрыть которую не представляется возможным в рамках одного выступления. В выступлении было акцентировано внимание на более активных периодах в истории развития песенного жанра на печорской земле.

В соответствии с условиями Тартуского мирного договора 1920 года территория от древнего Изборска вместе с городом Печоры отошла к Эстонской Республике. В краю, который ранее входил в Псковскую губернию, оказался целостный русский мир. Основную массу его составляло крестьянство, но проживало здесь немало представителей творческой интеллигенции, деятелей культуры из числа эмигрантов, бывших солдат и офицеров Северо–Западной белой армии. Сюда из Пскова в годы Гражданской войны выехало немало образованных людей. Так что в небольшом уездном городке сформировалось образованное сообщество – учителя, музыканты, художники, купцы, предприниматели и др. Они – то и взяли на себя высокую просветительскую миссию.

С 1920 г. в Эстонии начинают интенсивно возникать многочисленные новые русские культурно-просветительные, благотворительные, профессиональные, спортивные, религиозные и прочие общества и организации. Возникла потребность объединить и скоординировать их деятельность. С этой целью в 1923 году был создан Союз русских просветительных и благотворительных обществ в Эстонии.

Одной из важнейших форм работы Союза стало проведение Дней русского просвещения (называли их и Днями русской культуры), Дней русской песни. На местах эту работу вели просветительские общества. Наиболее крупным из них было созданное в 1922 году Печорское (городское) просветительское обще­ство, которое имело пять отделений в деревнях края. В нем насчитывалось более 200 членов. Здесь были организованы библиотеки, кружки различной направленности для населения. Особое внимание уделялось развитию песенной культуры.

Грандиозным событием стал второй Всегосударственный слет русских хоров и оркестров в Эстонии состоялся в Печорах 1-2 июля 1939 года. У его организаторов и руководителей хоров и оркестров был опыт прошедшего нарвского праздника. В печорском слете участвовало 60 хоров и 25 оркестров из Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии и Закарпатской Украины. Общее число участников превысило 3500 человек. Праздник прошел с большим успехом, продемонстрировал высокий уровень русского хорового искусства в Эстонии, сплоченность русского сообщества на основе родной культуры и языка.

Политические события способствовали прерыванию песенной традиции. Третий (возобновленный) Праздник песни и танца «Славянский венок» состоялся лишь 1-2 июня 1991 года в Таллинском горхолле. В празднике приняло участие около 2000 хористов, танцоров и музыкантов из Эстонии, России, Украины и Белоруссии, что и объясняет название фестиваля. Печорские коллективы также принимали в нем участие. А в настоящее время печеряне стараются сохранить песенные традиции своего края. В городе работают три хора: академический, хор ветеранов, хор «Нива». Широко известны детский и взрослый хоры Свято – Успенского Псково – Печерского монастыря.


Вход в систему