21 апреля состоялось очередное заседание Общества «Познание». Классическую персидско-таджикскую поэзию нет необходимости открывать для русского читателя. Ее корифеи от Рудаки до Джами ему хорошо знакомы. Но с каким удовольствием присутствующие на заседании вновь «приникли» к роднику жемчужин персидско-таджикской поэзии, у которого собрала всех Вера Сергеевна Яр.

21 апреля состоялось очередное заседание Общества «Познание». Классическую персидско-таджикскую поэзию нет необходимости открывать для русского читателя. Ее корифеи от Рудаки до Джами ему хорошо знакомы. Но с каким удовольствием присутствующие на заседании вновь «приникли» к роднику жемчужин персидско-таджикской поэзии, у которого собрала всех Вера Сергеевна Яр.

Основоположником персидско-таджикской поэзии и других направлений поэзии на фарси считается поэт Рудаки, живший в 9-10 веках. К сожалению, далеко не все из творческого наследия фарсиязычных поэтов дошло до наших времен, однако имена некоторых поэтов широко известны и по сей день: на фарси писали Омар Хайям, Навои, Низами, Саади, Фирдоуси и многие другие. Как ни парадоксально, но за разделяющие нас и этих поэтов века изменилось не так уж и много, нас тревожат те же проблемы, что и поэтов много сот лет назад, нас радуют те же приятные события в жизни, разве что мир стал чуть технологичнее.

Абу́ Абдулла́х Джафа́р Рудаки́ (858—941) — персидский поэт и учёный, первый из известных персидских поэтов, начавший сочинять стихи на новоперсидском языке. Многие считают Рудаки «отцом персидской поэзии», который стоял у истоков литературы на этом языке. Он писал поэмы, касыды, газели, рубаи, лугз (или чистан), кит’а и др. По преданиям от него дошло более 130 тыс. двустиший. Творческое наследие Рудаки было огромным, но до нас дошло около тысячи неполных бейтов (стихов), извлеченных из разных средневековых источников, и полностью — только две касыды Мать вина и Старческая.

«Соблазны тела - деньги, угодья, отдых праздный; 
Наука, знанья, разум - души моей соблазны».

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на,  известный на Западе как Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира. Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

«Когда к невеждам ты идешь высокомерным,

Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:

Ослиных черт у них такое изобилье,

Что тот, кто не осел, у них слывет неверным».

Унсури Абу-ль-Касем Хасан ибн Ахмед (род. 970 или 980—1039) Таджикский поэт. Родом из Балха, впоследствии перебрался в Газну, где добился расположения султана Махмуда Газневи и получил звание царя поэтов. Автор трех эпических поэм, две из которых не дошли до нас. В основе сохранившихся фрагментов поэмы «Вамик и Азра» лежит древнегреческий сюжет. Из лирики известны примерно 50 касыд, 10 газелей, 70 рубаи и одно кит’а. Творчество Унсури продолжает поэтические традиции Рудаки, однако для его произведений характерны крайняя усложнённость формы.

«Ворон соколу сказал: «Мы с тобой - друзья, Оба - птицы, кровь одна, и одна нам честь!» Сокол ворону в ответ: «Верно! Птицы - мы, Но различье, знаешь сам, между нами есть. То, чего я не доел, съест и царь земли, Ты же, грязный трупоед, должен падаль есть».

Ома́р Хайя́м Нишапури́ ( 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131, там же) — персидский философ, математик, астроном и поэт. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как выдающийся философ и поэт. В Иране и Афганистане Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.

«Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!»

Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази (1203 _1291 ) — персидский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма. Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни. Испытав на себе всю бренность мира, Саади теоретически вполне согласен с такими своими суфийскими предшественниками или современниками, как поэты Фаридаддин Аттар и Джалаладдин Руми, шейх Абд ал-Кадир ал-Джилани и др. Но, хорошо зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, умертвить плоть и исключительно предаться мистическому созерцанию. Поэтому Саади рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, но не пристращаться к нему, сознавать его превратность и быть ежечасно готовым к потере земных благ.

«Все племя Адамово - тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек,
Так скажут ли люди, что ты человек?»

Нуридди́н Абдуррахма́н ибн Ахма́д Джами́ (18 августа 1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан — 19 ноября 1492, Герат) — персидский поэт-мистик, суфийский шейх, теолог, философ, теоретик музыки Джами считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси, дари.

В 1468 году к власти пришёл Султан-Хусейн Байкара, покровительствовавший Джами. Визирем султана был знаменитый поэт и меценат Алишер Навои. Расцвет творчества Джами, относящийся к периоду после 1474 года, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Джами осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—1478). В 1480—1487 годах Джами завершает цикл поэм (дастанов) «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы»).

«Сердце, — о мудрая птица! — глупых друзей избегай, 
Сети, расставленной адом, хищных зверей избегай! 
Если не принято теми, кто прямодушен и чист, 
Всё же людей криводушных, низких людей избегай! 
Сын, родовитостью деда, саном отца не кичись, 
Азбучной точности «аза» мыслью своей избегай! 
Ст добродетельных зависть пусть не уводит тебя. 
Истинно чтя добродетель, зависти к ней избегай! 
Бренным земным наслажденьям вечную жизнь. предпочти. 
Помни о том и соблазна нескольких дней избегай! 
Не отделяйся отказом: пьющие гущу равны. 
Но и снискать одобрение, быть всех пьяней избегай! 
Ты по призванию — дрожжи зла и добра, о Джами! 
Чтобы раскованно мыслить, сути твоей избегай!»

Конечно, невозможно охватить необъятное и представить все сохранившееся наследие поэтов, даже исходя из того, что на русский язык переведено еще далеко не все, но мы постарались представить хотя бы часть того невероятно богатого культурного наследия, которое оставили нам просвещенные поэты Востока.


Вход в систему