ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА НЕВЕЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ  http://ru.calameo.com/read/003397485c5f6c0dcbf18

Невельский репортёр - nevel.ru

Группа в социальной сети "Библиотеки Невельского края" 

В группе в теме обсуждения "История края. Полезные ссылки" участники публикуют материалы из интернета (2017).

История Бологое-Полоцкой железной дороги и станции Новохованск (к 110-летию открытия дороги) (2017)

Насыщенный сайт о Невеле с фотографиями современного и старого города, видео, историческими справками - http://www.akolosov.16mb.com/

Сайт информационно-консультационного центра Невельского района - http://nevelikc.ru 

Материалы конференции «Традиции панцирных бояр в служении Отечеству»:

 Доклад на конференции «Традиции панцирных бояр в служении Отечеству» д. Чернецово http://nevelikc.ru/kraevedenie/pamyat-nashe-bogatstvo.. (2017)

Проблема этнокультурной идентичности в пограничных областях Алексей Васильевич Хашковский Доцент кафедры философской антропологии Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена -http://nevelikc.ru/kraevedenie/pamyat-nashe-bogatstvo/problema-e-tnokul-turnoj-identichnosti-v-pogranichny-h-oblastyah   (2017)

Великая отечественная война в Псковской обл. Невельский район -http://sport.pskov.ru/part_war.php?ida=1459 

Историческая справка по случаю исполнения 19 августа 1899 года
100-летия со дня открытия Невельского уездного училища
Материал сайта http://nevelikc.ru/nevel-skoe-uezdnoe-uchilishhe/#ixzz2iRsMSzVU
Невельское уездное училище - история

Чернецовский край. Усадьба Канашово.  Материал предоставила заведующая Чернецовской библиотекой Шеманова Любовь Павловна.

История д. Туричино
Материал предоставила Бердашкевич Г. В., заведующая Туричинской библиотеки

История Лёховского края: статьи из  районной газеты "Невельский вестник":  "Дубокрай в ХХ веке",    "Лёхово".

Пучково в судьбах известных людей.
Материал предоставила заведующая Пучковским клубом-библиотекой Королёва Ольга Александровна

История местечка Стайки.
Материал предоставила заведующая Стаецкой библиотекой Г. Чернышова

Земля Новохованская

Scan10001Православная страничка Новохованска (2016)

Административное деление Новохованска неразрывно связано с Невельским районом, положение которого неоднократно менялось. Новохованский край тоже поочередно входил в состав Псковской, Полоцкой и Витебской губерний.
Революция 1917 года застала Новохованск в составе Витебской губернии, с 1927 года — Великолукский округ Ленинградской области, с 1938 года — в Калининской области и только с 1957 года Невельский район передан Псковской области.
 Первое летописное упоминание о Новохованском крае относится к 1185 г. в Новгородской летописи. Первоначально центральной усадьбой считалась деревня Берёзово (вдоль тракта на Полоцк была красивая берёзовая аллея). Хотя деревни как таковой там не было, стояла корчма Берёзово, которая относилась к имению Терентьеполь. От этой корчмы в радиусе 500-700 метров располагались крупные деревни: Речистая, Заручевье. К 1906 году в корчме проживало 5 человек. После постройки железной дороги в 1907 году станция стала называться Новохованск (предположительно от слова «новый»), был построен вокзал, железнодорожные казармы. Двойное название сохранялось вплоть до 1964 года. В конце 19 века была построена церковь, большая часть населения была православной, но имелась и старообрядческая община поморского согласия.
 Берёзово в конце 19 и начале 20 веков относилось к Плосковской волости. Волостное правление располагалось в имении Плоское, принадлежащем Юлии Велинбаховой, вдове действительного статского советника. В составе волости было: 74 деревни, в которых проживало 4909 человек.
 После революции 1917 в 20-е годы начинают создаваться первые кооперативы. Одно из них «Муравейник» - в Новохованской волости.
 В конце 1929 года стали создаваться колхозы В Новохованской волости их было 35 - в каждой деревне колхоз.
 Тяжелы были утраты в Великой Отечественной войне. За освобождение Ноовхованской земли погибло 800 человек. Среди них Герой Советского Союза А. и. Красильников.
 В годы войны на территории Новохованской земли действовал партизанский отряд имени Чкалова, 2-я Калининская партизанская бригада.
 
К истории села Иваново

 Иваново впервые упоминается в 1803 году, когда бывший владелец Иваново — помещик Михельсон И.И. обязал Ивановскую экономию платить по дарственному завещательному документу 50 рублей ежегодно для нужд церкви и на поддержание её. В это время строительство церкви подходило к концу.
 Иваново также упоминается 2 апреля 1835 года в рапорте Витебского вице-губернатора министру финансов о положении крестьян.
 Само название «Иваново» видимо названо по имени Михельсона (Ивана). Как оно называлось раньше сведений нет.
 Одна часть крестьян этой местности, в том числе имения Иванова, работала на барщине, другая часть находилась на натуральном оброке.
 Оброки были чрезмерно велики. Оброчный крестьянин обязан был отдавать помещику бесплатно не только зерно, сено, скот, лён и др. с/х продукты, но и должен был поставлять подводы для перевозки грузов на дальние расстояния, собирать грибы для помещика.
 В войну 1812 года значительная часть хозяйств, как крестьянских так и помещичьих были разграблены. Положение усугубилось, когда в 1813-1814 гг. вспыхнула эпидемия какой-то заразной болезни.
 После реформы 1861 года бывшие крестьяне имения Иваново получили на территории его в пользование земельные наделы, за которые они были должны платить выкупные платежи.
 Школа в Иванове открыта в 1867 году. В 1902 году было закончено строительство нового здания школы, которая была названа церковно-приходской и в ней обучались девочки. В тоже время были построена школа для мальчиков, которая была названа Михельсоновским народно-приходским училищем.
 Ивановская церковь строилась около 6 лет и закончилось строительство в 1805 году.
 Ивановский парк заложен примерно в 15 веке. Пруды, отводной канал вырыты крепостными в 16 веке. 

 

Усть-Долыссы

Старожилы считают, что своё название деревня получила от озера Долысское, недалеко от которого находилось одноимённое поселение, а «Усть» приобрело от реки, которая брала своё начало-устье из озера. «Долыссы», скорее всего, от «дол» (низина).
 Заселять здешние места люди стали после 1842 года, когда открылось движение по дороге С.Петербург — Киев. Через каждые 20 верст для отдыха пассажиров и смены лошадей устраивались дорожные станции. Одна из них была построена в 1849 году. В здании станции находились покои для путешественников, почтовый зал. Во дворе располагались конюшни и каретный двор. Мостовая перед станцией была выложена камнями.
Удобное расположение на трассе вскоре сделало Усть-Долыссы привлекательным местом для торговцев. Вдоль шоссе возникли ларьки торговцев Шпаковских, Луцких, Туманских, Максимовских. Вначале деревня была небольшая, около 10 домов. Позднее построил дома себе и своим детям Григорий Морозов.
Земля, на которой стоит деревня, до революции принадлежала помещику Карлу Трупчинскому, а ещё ранее помещику Шишко.
Вдоль шоссе, недалеко от озера, они построили четыре помещичьих дома, один их которых отдали в аренду под корчму. Благодаря строительству, к Усть-Долыссам присоединились деревни, которые находились в километре друг от друга: Сазониха, Маеха, Пугачиха, Лисиха (хутор), Лопатино, где находится кладбище и стояла часовня, Колесово.
Первая начальная школа в Усть-Долыссах была открыта в 1990 году в доме торговца Шпаковского, содержалась за счёт населения.
В 1928 году постановленем ВЦИК Невельский район был разделён на два: Невельский и Усть-Долысский. Усть-Долысский просуществовал два года. Позже была образована Усть-Долысская волость, в которую входили Кубецкий, Трехалёвский, Усть-Долысский и Фенёвский сельские советы.
В 1925-26 гг. в Усть-Долыссах появилась школа крестьянской молодёжи. В 1934 году она сгорела, а в 1935 в другом месте была построена новая школа-семилетка. В здании почтовой станции располагался Дом культуры, а затем Дом отдыха, просуществовавший до 1941 года.
 
Артёмово

Экскурсия по Артёмовскому музею «Уголок старины»

p1020693.jpgАртёмовская библиотека работает с 1971 года.
Книжный фонд 5969 книг.
Артёмовская библиотека обслуживает читателей из 12 близлежащих деревень. При библиотеке создан клуб для детей «Весёлые вытворяшки». Здесь ребята весело и с пользой проводят своё свободное время. Дети делают различные поделки, играют, участвуют в конкурсах, ходят в походы.
При библиотеке работает музей старины. В нём собраны уникальные предметы . Для детей и  всех желающих проводятся увлекательные экскурсии.

Есть уголок любимый в клубе нашем
Куда вложили много средств и сил.
Музей Артёмовский -
Он нам дороже Эрмитажа,
И нравится он всем,
Кто к нам однажды заходил.

Заходи в библиотеку

Ты в Артёмове родился,
Ты в Артёмове живёшь.
Заходи в библиотеку!
Много книг ты здесь найдёшь.

Здесь уютно, тихо, мило.
Можно просто в тишине
Полистать журнал, газету,
Выбрать книгу о войне.

Выбор книг у нас немалый,
Всё, что хочешь для души:
Детективы и романы,
Сказки любят малыши.

Вот на полках по порядку
Книги выстроились в ряд.
Выбирай их, мой читатель!
Эти книги — просто клад!

 p1020691_copy.jpg Артёмовский музей создан в конце 1999 года.
  Первый экспонат — старая прялка. У многих пожилых людей на чердаках, в сараях сохранились старые, никому ненужные вещи. Теперь их несут к нам в музей.
Мы  с радостью их принимаем.
«В низенькой светёлке  с створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
Новая светёлка чисто прибрана,
В темноте белеет занавесь окна.
Пол обструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная стала в уголок.
По стенам - укладки с дедовским добром:
Узкая скамейка  крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным».
                                                                                 Лев Мей «Хозяин»
   Примерно так выглядел дом крестьянина совсем недавно. Женщины долгими вечерами занимались рукоделием. В каждой крестьянской семье ткали холсты и новины.
  Ещё совсем недавно на Артёмовских полях выращивали много льна. Площадь посевов занимала около 400 гектаров. Много труда надо было приложить крестьянину, чтобы получить льняную ткань. Труд за прялкой — вторая, вечерняя смена деревенских женщин, которая проходила при свете лучины. Шли в дело сначала гребни, веретена, потом вьюшки, сновалки. А до этого — рубель и трепало. А ещё раньше, в поле, только руки, в которых от поколения к поколению накапливались умения и сноровка. Искусная пряха могла за день напрясть на веретено около 300 аршин (около 213 метров) нити. Из неё можно было соткать кусок полотна размером с носовой платок. В музее у нас есть стенд, прослеживающий все превращения растения в прочную льняную ткань. Интересны прялки, самопрялки, ткацкий станок. А самый ценный экспонат — юбка «саян». Это полностью ручная работа, то есть льняные нитки спрядены на прялке, на ткацком станке сделано полотно, юбка сшита также руками с помощью нитки и иголки. Нитки окрашены растительными красителями. Несмотря на то, что юбке около 200 лет, выглядит она вполне добротно. Её передала в дар музею Валентина Степановна Сенченко. Также в музее есть полотенца набразники, занавески из льна. Все они украшались вышивкой, гладью и крестиком. Есть и вязаные экспонаты, например, вязаные крючком скатерти. Ни один вечер трудились над этими рукодельными вещами девушки. Ведь они собирали себе приданое задолго до свадьбы.  У нас в Музее есть одна прялка ручная и три самопрялки. Все они действующие. Многие женщины и сейчас прядут овечью шерсть и вяжут из неё носки и варежки.
  Стирали раньше с помощью золы. Зола замачивалась в воде, отстаивалась и сливалась.  В этом растворе замачивали бельё в корыте, которое у нас в деревне называлось ночевка, стирали бельё на речке или озере. Раскладывали бельё на кладках и колотили его палкой.
   Гладили бельё с помощью вот этого приспособления — рубихи и каталки. Ткань наматывали на валёк и водили по нему рифлёной доской рубелем (рубиха). Но вот появились утюги. Каких только не было!  Наплитные - нагревались прямо на огне. Угольные с поддувалами, а то и с трубой, похожие на печки: в них тлели горячие угли. В газовом утюге горел газ из прикреплённого сзади баллончика, в керосиновом — керосин. Электрический утюг изобрели более ста лет назад. У нас в музее 6 таких старых утюгов.
 Для хранения зерна у крестьянина были кубелы. Чтобы очистить зерно от верхних оболочек, его мяли в ступах. Потом пересыпали в ночёвки и трясли по ветру — просеивали. Затем мололи в жерновах, делали крупу и муку. При взвешивании пользовались, как многие и сейчас пользуются, безменами (измерялось в пудах).
 Чай пили из таких вот самоваров, которые грелись с помощью углей. Часто, одновременно с приготовлением чая, там варились в мешочке яйца.
  Чтобы было светло, жгли лучину, затем пользовались свечами, позднее керосиновыми лампами.
  Также в нашем музее есть такие интересные экспонаты: примусы, рубихи для валки валенок, котлы, ступы с пестом, сито, крынки, ухваты, коромысло, соха, люлька для ребёнка, бубенцы для лошадей, музыкальный инструмент цымбалы.
  Наш музей постоянно наполняется, мы проводим экскурсии для школьников и всех желающих.

Есть уголок любимый в клубе нашем,
Куда вложили много средств и сил.
Музей Артёмовский -
Он нам дороже Эрмитажа,
И нравится он всем,
Кто к нам однажды заходил.

(Материал подготовлен заведующей Артёмовской сельской библиотекой Фёдоровой О. Н.)     


Вход в систему