Краеведение

23 Мая, 2014
Записки краеведа
В разделе "Краеведение", "Записки краеведа", "Краеведческий календарь" мы планируем знакомить посетителей нашего портала с краеведческими находками и книжными новинками по истории Локнянского края, с работой библиотек района по литературному, экологическому краеведению. ************************ Краеведение всегда было и остается одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Как показывает практика, эта деятельность библиотек востребована и представляет интерес для различных групп читателей, в том числе и пользователей Интенета.  В связи с этим проводятся  экскурсии по родному краю. При центральной районной библиотеке открыт зал этнографии "Быт крестьян Псковской губернии конца XIX начала XX века". В зале этнографии постоянно проводятся экскурсии. ЗАЛ ЭТНОГРАФИИ. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Это живая память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге  хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времён и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков. Познание исторической жизни русской деревни рубежа 19-20 веков невозможно без крестьянского быта. Содержание бытовой культуры русского села состояло из жилища, одежды и пищи. Бытовые условия сельской семьи отражали уровень её благосостояния. Жилище. Изба являлась жилищем русского крестьянина. По убранству жилища можно было определить материальное положение жильцов. Русские крестьяне были непритязательны в  домашнем обиходе. Большую часть комнаты занимала печь, служившая как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях она заменяла баню. Большинство изб топились «по чёрному». В каждой избе был стол и лавки вдоль стен.  Иная мебель отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейка и табуретка. Зимой обычно спали на печи, летом на лавках, на палатях,  а уже позже - на самодельных деревянных кроватях. Матрацы набивали соломой. Солома служила и покрытием для пола в крестьянской избе. По мере загрязнения солому меняли. К большим православным праздникам - Рождество, Пасха, сельские жители приводили в порядок свои жилища: мыли стены и потолки.             Посуда была исключительно деревянной и глиняной. Деревянными были ложки, солонки, вёдра, глиняными – крынки, миски. Металлических вещей было совсем мало: чугуны, в которых варили пищу, ухват, насаженный на деревянную палку, для вытаскивания из печи чугунов. Освещались крестьянские избы лучиной, только значительно позже стали использовать керосиновые лампы со стеклом.  Позднее в крестьянских избах появились часы «ходики», на которых регулярно, примерно раз в сутки, подтягивали цепочку с гирей и, главное, устанавливали стрелки по солнышку так, чтобы давали хотя бы примерное время.             В начале 20 века, в 20 годах, укрепилась связь с городом, улучшилось материальное благосостояние крестьян, это отразилось и на убранстве жилища. Стала появляться кое - какая мебель, в быт входили занавески на окнах, скатерти на столах, в чистой комнате стены обклеивали обоями, и на стены стали вешать искусственные цветы и фотографии в рамках.             Одежда. В одежде крестьян сохранились традиционные черты, сформировавшиеся в далёкой древности, но в ней отражались и новые явления. Мужская одежда на всей территории Псковщины  была более или мене одинаковой. Женская одежда отличалась большим разнообразием. Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Крестьянское плате было преимущественно домотканым. Толька часть зажиточной деревни позволяла себе купить фабричные ткани. Мужчины в деревне носили одежду домотканого изготовления: рубаху до колен с косым воротом и порты (прообраз брюк). Рубаха подпоясывалась тканым сучёным пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхняя одежда летом состояла из зипуна или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. Крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна. Постепенно в деревнях  распространённая панёва (одёва), крестьянский костюм – юбка и рубаха был заменён на сарафан.  Девушки и замужние бабы носили сарафаны. В ряде мест у селянок по - прежнему сохранилась клетчатая или полосатая «панёва», на голове  «кокошник» и волосники с  возвышением. Бедные слои крестьянства шили праздничные сарафаны из однотонных, без узора тканей: синего холста, покупной синей бязи - китайки, реже - красной крашенины или шерстяной домотканой материи. И застежки были из оловянных или медных пуговиц. Для того чтобы сарафан держал форму, его обычно "сажали" на жесткую вощеную подкладку холста. Обязательным элементом костюма был передник. В северных губерниях поверх сарафана надевали передник с завязками, который крепился выше груди. Помимо непосредственного назначения - защиты одежды от загрязнения, передники выполняли чисто декоративную задачу: закрывая неукрашенные части костюма, способствовали цельной цветовой композиции ансамбля. Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом, который был оригинален для каждой местности, женщины изготовляли  на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, но и на деревенские гулянья и посиделки, в церковь, встречали гостей, а также на некоторые виды работ, сенокос. Невозможно представить народный русский костюм без пояса. Он считался предметом сакральным, так как давался каждому при крещении. Ходить без пояса считалось неприличным, особенно молиться Богу. Нельзя было и спать без него. Распоясать человека - значило обесчестить его. Пояс нес большую смысловую нагрузку в разных обрядах, например, в свадебном ритуале - связывание жениха и невесты поясом. Красный пояс, подаренный мужу, охранял его от лихого ока, наговора, чужих жен. В зависимости от назначения пояс подвязывался под грудью или под животом. Если сарафан был сшит из дорогих тканей, штофа, бархата, парчи, пояс завязывали на рубахе под ним. Девушки носили на поясе вышитые карманы - "лакомники", женщины - небольшие кошельки для денег. Мужчины подвешивали на пояс гребни, кисеты. Пояса были плетеными, ткаными.      Зимой и осенью поверх рубахи, сарафана и передника надевалась душегрея, которая также имела ряд разных названий. Епанечки делались из парчи, бархата или алой камки. Особенно нарядно выглядели душегреи из малинового бархата, густо расшитые позументом или золотной нитью. Распашные шугаи (типа жакета) с рукавами простегивались на вате, отделывались металлической бахромой или недорогим мехом. Из дорогих шелков и меха шили жакеты "шубки". Плечевая одежда, к которой относятся душегреи, в значительной степени формировала силуэт костюма. Многослой-ность, создаваемая большим числом входящих в него предметов, придавала ему объемность и монументальность. Головной убор завершал весь ансамбль. Для сей территории России, в том числе и для Севера, характерны две различные категории головных уборов: девичьи предполагали открытые волосы и теменную часть головы, делались в форме обруча или повязки, и женские, которые полностью скрывали волосы, обладавшие, по народным поверьям, колдовской силой и навлекавшие несчастья. Девичьи повязки имели форму прямоугольника и укреплялись на голове с помощью лент и тесемок. Их делали из парчи и позумента, штофной ткани, полос кумача с богатым шитьем золотной нитью и рубленым перламутром. Иногда повязки декорировались спускавшейся на лоб ряской из речного жемчуга, рубленого перламутра, бисера. Большой популярностью у девушек пользовались вплетаемые в косу разнообразные косники, изготовленные из тех же тканей, украшенные, как и повязки. Женские головные уборы северных губерний имеют общее название кокошники. Они исполнялись на заказ профессиональными мастерицами. Излюбленными поделочными материалами были штоф и бархат, расшитые золотными нитями, украшенные бисером, фольгой, стеклом, речным жемчугом, добыча которого в северных реках и озере Ильмень известна с XVI века. Любили крестьянки шелковые, шерстяные, тканые и печатные платки и шали, которые покупались на ярмарках. Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью - лаптями. Их плели из лыка и бересты. Лапти использовали во все времена года, а для тепла и прочности подошвы проплетались конопляной веревкой, то есть "подковыривались".. В народном костюме как бы зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас как через специфический изобразительный язык, так и через композицию костюма. Вы никогда не встретите одинаково украшенных рубах, передников или головных уборов. Можно лишь восхищаться тонким вкусом, чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры. Традиционный наряд, составлявший основу обыденной одежды крестьянок, испытывает в конце 19 века значительное влияние городской моды. Крестьянский быт был показателем культурных условий развития русского села. В деревне хорошо понимали, что «встречают по одёжке» Поэтому зажиточные крестьяне и в будние дни носили высокие сапоги с бесчисленными сборками (в гармошку) и в тёплую погоду накидывали на плечи синие, тонкого фабричного сукна кофты. А дома, в семье, главным показателем зажиточности  был самовар на столе и часы на стене и стеклянная посуда для чая. Крестьянин всегда стремился к тому, чтобы у него было не хуже, чем у соседа. Поэтому при небольших доходах он всегда вкладывал средства в строительство дома, в покупку мебели, хорошей одежды, устройство праздника на широкую ногу, чтобы в деревне создавалось впечатление о зажиточности хозяйства.             Привычные женская обувь «коты» (чоботы) уступили место башмакам или полусапожкам.             Со временем, в начале 20 века стала появляться ткань фабричного производства (шёлк, сатин), которая впоследствии вытеснила домотканое сукно. Зипуны и кафтаны заменили кофтами и пиджаками, штаны не «набойчатые», а суконные и бумажные». Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывали брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные головные уборы, Деревенские девушки ходили с непокрытой головой, украшая её искусственными цветами, накидывая платки на плечи. А модницы носили  приталенные кофточки, «платы» и полушубки, обзавелись калошами. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Мы гордимся стариною, Стала нам она родною. Вечно радует кого-то Наших прадедов работа. Из далёкой старины Эти вещи к нам пришли. Если в руки их возьмёшь И рассмотришь, то поймёшь, Для чего они нужны, Чем полезны и важны Человеку раньше были, Что за службу сослужили. А теперь они в музее, Чтобы все на них смотрели, Так как я и мы с тобой, И гордились стариной ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАЛ 1.Фрагменты крестьянского жилища конца 19 века. 2.Орудия труда и домашняя утварь 3.Одежда псковских крестьян. 4.Символика и тематика вышивки. 5.Уголок городского быта конца 19 – начала 20 века. 6.Музейная библиотека юного краеведа. В связи с предстоящим 70-летием Великой Победы, на основании собранных материалов, начинается подготовка к изданию Книги памяти. Есть задумка создания книги познавательного характера, в которую войдут материалы о нашем районе: история, военные годы, природа и т. д. Естественно, она, с учетом наших возможностей, будет в единственном экземпляре. Но планируем более доступное для нас издание буклетов, которые будут содержать разнообразную информацию о нашем районе. Библиотекарями МБУК «МБО»  давно разработаны экологические тропы, однодневные и многодневные туристические маршруты. Вот некоторые из них: Туристическая прогулка по историческим памятникам архитектуры и культовой архитектуры Локнянского района; Пеший тур по юго-западу района (Михайловская, Миритиницкая волости) с посещением памятников культуры, архитектуры: 1. Один день Михайловская волость, д. Машутино Городище V-VI в. н.э.; село Михайлов Погост - Владимирская церковь, построенная в 1861 году; усадьба Брянчанинова, парк Старые Липы (садово-парковое искусство XIX века); курганная группа «Пыплино-1» V-VIII в. в д.Пыплино. 2. Один день курганная группа «Миритиницы-1» VI-VIII в., церковь Троицкая (действующая), XVII в.; д. Каменка - церковь Пятницкая XVII в.; д. Анциферово - культовый камень, II половина  I тысячелетия, археологическая сопка X-XI в.; д. Жарки - курганная группа «Жарки-1» VIII-X в.; д. Миритиницы - солнечные часы. 3. Один день рыбная ловля на озерах Миритиницкой волости с приготовлением ухи на берегу, с дегустацией свежекопченой рыбы; поход в лес - сбор ягод и грибов. МАРШРУТ: ЛОКНЯ-ПОДБЕРЕЗЬЕ: путешествие в историческое прошлое края; происхождение названия реки; характеристика реки; основные представители растительного и животного мира; путешествие вниз по реке. МАРШРУТ ЛОКНЯ-СТАРЫЕ ЛИПЫ: Протяженность маршрута 8 км: ботанический парк «Старые Липы»; виды деревьев и кустарников парка; пруды с искусственными островами и соединяющими каналами. Туристическая экскурсия проводится с рассказами о владельцах бывшего имения и об истории рода Брянчаниновых. Она рассчитана на различные группы туристов: учащихся школ, паломников и других категорий, интересующихся природой и историей нашего района. Для гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Пскова, Великих Лук и других городов области по этому маршруту районной библиотекой проводились туристические поездки. Экскурсии по родному краю для учащейся молодежи - неотъемлемая часть краеведческой работы районной и некоторых сельских библиотек.  ************************ К нам приходят в библиотеку с различными запросами, такими как: оказание помощи в поисках места жительства родственников, установить название села или деревни,место гибели родственников и т.д.  Так, в течение 2013 г. в ЦРБ обратилось жители не только нашего района, но из Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, им была оказана посильная помощь и некоторые запросы выполнены при помощи материалов из книги «Памяти», книги «Не предать забвению» и материалов газеты «Восход».                 Библиотеки Локнянского района собирают банк данных по краеведению, который включает в себя многочисленные папки, альбомы газетных статей, таких как: «Локнянский район: вехи истории», «Край мой – гордость моя», «Моя малая Родина», «Знаменитые люди нашего края», «Наша волость в печати» и др.    В центральной районной библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «В глубине России есть Земля такая».    В Подберезинской сельской библиотеке в течение года действовала выставка – «Живи и здравствуй моё село, моя глубинка», на которой кроме печатных материалов была представлена фотоэкспозиция «Село моё родное».           В Миритиницкой сельской библиотеки действует выставка-панорама «Благословенный отчий край», где выставлены книги, газетные статьи, папки, фотографии. У выставки была проведена беседа для юношества «Миритиницы – любимый сердцу уголок».        В Михайловской сельской библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «Край мой – гордость моя» с разделами: В библиотеке проведены краеведческие чтения «Прошлое нашего села», на мероприятие были приглашены известные люди края.       Особую роль в продвижении краеведческой деятельности библиотек играет разработка целевых программ. Так, по краеведческой деятельности работает Самолуковская сельская библиотека. Библиотекой разработана и реализовывается программа «Люби и знай свой край». Работая по реализации программы, библиотекой была проделана большая работа по сбору фольклорного материала «Живое русское слово», брошюра была дополнена новыми материалами. В клубе «Золотой возраст» прошли фольклорные посиделки «Традиции души народной». Собран материал по теме «Память войны стучится к нам в сердце» о малолетних узниках ВОв. На собранном материале были подготовлены и проведены часы мужества для юношества «Память, память за собою позови».  Центральной районной библиотекой разработан и реализовывается цикл мероприятий по творчеству Локнянских поэтов «Родина моя нежная, с зорями, с рассветами». В рамках цикла проведены вечера-портреты, посвященные Кяндарян А.К. «Возвращение гусара», «И снова осень», посвященной Громоздовой М.Л., «Славянские мотивы» Н.П. Кондратьева.          В клубе «Родники» состоялась презентация новой книги Хохрякова К.В. «Воспоминания о прошлом и настоящем». В книгах местных писателей и поэтов воспета любовь к родному краю и звучит призыв любить свой край, где мы родились и живем.          Подберезинская сельская библиотека ведет большую просветительскую деятельность среди юношества по краеведению. Проведены:  информационный час об исчезнувших деревнях «Часть моей души - любимый край», викторины «Знаешь ли ты историю своего села?», «Вот она какая сторона родная»,литературный вечер «Сердцу милая сторона» (по творчеству Псковских и Локнянский писателей), для участников клуба «Рябинушка».       Приглашаем вас посетить наши библиотеки, чтобы поближе познакомиться  с историей нашей малой Родины, с творчеством земляков.           
26 Января, 2010
Краеведческий календарь
    (нажмите на картинку, чтобы             перейти на сайт)     Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат на 2022 год     Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат на 2021 год       Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат на 2020 год  Юбилейные даты учреждений района   50 лет со дня  образования Локнянского сельскохозяйственного техникума (16 марта 1970 года)   Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат на 2019 годВоенная история района1. 40 лет открытия мемориала на месте гибели Героя Советского Союза Александра Матросова д. Чернушка.(23февраля 1979 г.)2. 75 лет со дня освобождения Локнянского района от немецко – фашистских захватчиков(26 февраля 1944 г.)3. 75 лет со дня подвига Александра Николаевича Шарикова Героя Советского Союза.(23 апреля 1944 г.)4. 75 лет со дня присвоения звания Героя Советского Союза А. Н. Шарикову(май 1944 г.)5. 75 лет со дня подвига Героя Советского Союза Георгия Поликарповича Комарычева(12 августа 1944 г.)6. 75 лет со дня присвоения звания Героя Советского Союза Георгия Поликарповича Комарычева(23 сентября 1944 г.)Юбилейные даты учреждений района1. 90 лет созданию первого колхоза в районе ( колхоз «Рабочий путь»)(1929 г.)2. 65 лет со дня образования льнозавода в д. Прискуха(1954 г.)3. 75 лет со дня образования промкомбината, сейчас ЗАО «Локня-Мебель»(1944 г.)4. 25 лет со дня образования Полистовского заповедника(1994 г.)5. 70 лет со дня образования Подберезинской средней школы(1949 г.)6. 50 лет построено здание Локнянской средней школы(1969 г.)7. 100 лет со дня образования Локнянской средней школы(1919 г.)8. 110 лет со дня образования Башовской средней школы(1909 г.)Культура1. 45 лет со дня образования Локнянского народного хора(1974 г.)Персоналии1. 95 лет со дня рождения Героя Советского Союза Александра Матросова(5 февраля 1924 г. р.)2. 100 лет со дня рождения А. Н. Шарикова(15декабря 1919 г. р.)3. 100 лет со дня рождения Анны Викторовны Сущевской, ветерана Великой Отечественной войны, Почетного гражданина Локнянского района(15 августа 1919 г.)   Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат на 2018 год Исторические даты земли Локнянской1. 530 лет первому упоминанию в Новгородских летописях Холмскому Погосту Влицы                                                                                 (1488 год.)Церковная история1. 235 лет Троицкой церкви в д. Миритиницы.                                                                                 (1783 год)2. 205 лет церкови Ахтыро-Богородицкой Погоста Иваньково.                                                                                   (1813 год)Военная история района1. 75 лет подвигу Александра Матросова.                                                                 (23 февраля 1943 года)2. 40 лет (к 60-летию Ленинского комсомола) было принято решение о возведении мемориального комплекса на месте гибели Героя Советского Союза Александра Матросова в д. Чернушки и был подготовлен проект В. А. Логуновским.                        (1978 год)Спорт1. 20 лет первому Международному турниру по боксу в памяти Героя Советского Союза А. Матросова                                                                                       (1998 год) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ  ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ  И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА 2017 ГОД   ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ ЗЕМЛИ ЛОКНЯНСКОЙ 1.  90 лет образованию Локнянского района  (1 августа 1927 г.) 2.  60 лет Локнянский район включен в состав Псковской области (7 октября 1957 г.) 3. 250 лет Никольскому храму в Заклюке  (1767 г.)   ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЙОНА   1. 90 лет Центральной районной библиотеке (1927г., октябрь) 2. 135 лет Миритиницкой школе  (1882 г.) 3. 55 лет  Центру дополнительного образования (1962 г.) 4. 35 лет Подберезенскому народному хору  (1982 г.) 5.  85 лет районной газете «Восход»  (1932 г.)   ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ ПЕРСОНАЛИЙ  1.   270 лет со дня рождения М. И. Кутузова   (1747 г., сентябрь)   ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РАЙОНА 1.    75 лет  со дня смерти гибели Любы Богомоловой и Пани Никифоровой   (22 ноября 1942) 2.   75 лет со дня массового расстрела советских Военнопленных и пленных еврейского гетто (у Даниловской горы)  (2 февраля 1942 г.) ***************************************************************** Краеведческий календарь знаменательных и памятных дат на 2016 годИсторические даты земли Локнянской1. 115 лет станции посёлка Локня   (1901 г.)2. 105 лет телеграфному сообщению между г. Холм и Локня    (1911 г.)3. 105 лет первой остановки скорых поездов на станции Локня   (1911г.)4. 75 лет начала Великой Отечественной войны    (1941 г.)5. 225 лет храма Марии Египецкой (с. Миритиницы)   (1791 г.)6. 105 лет пожарной дружине    (1911 г.)Юбилейные даты учреждений района1. 95 лет Миритиницкой модельной сельской библиотеке  (1921 г. (октябрь))2. 70 лет Иваньковской сельской библиотеке  (1946 г.)3. 35 лет детскому саду «Колосок»  (1981 г.)4. 100 лет в районе действует 39 школ + одна с пятилетним сроком обучения (1916 г.)Юбилейные даты персоналий1. 50 лет присвоения звания Герой Социалистического труда Блюм А.Н.  (30 апреля 1966 г.)2. 15 лет со дня гибели Евстифеенкова А. С.  (2001 г.)
26 Января, 2010
История Локнянского района
  пгт. Локня. Спасо-Преображенская церковь Чернушки. Место гибели Александра Матросова Старые липы. Усадьба Брянчанинова Погост Троица-Хлавица. д. Подберезье д. Миритиницы. Троицкая церковь д. Михайлов погост. Церковь Владимирской Божией Матери д. Каменка. Церковь Вознесения Господня д. Заклюка. Церковь Николая Чудотворца д. Медведово. Покровская церковь Усадьба Остен-Сакена   В древности на территории района проживали финно-угры и славянские племена. В 10 веке здесь проходил водный торговый путь «из Варяг в Греки». В 13 - 14 веках значительная часть нынешних тер­риторий края входила в состав Холмского уезда Новгородской земли. Сохранилась самая древняя (с 947 года) деревня - Подберезье (бывшее назва­ние Троица-на-Хлавице), она расположена на мес­те первого погоста в крае, основанного святой кня­гиней Ольгой. Локнянские земли - свидетели мно­говековой борьбы русского народа с иноземными захватчиками, только с окончанием русско-польской войны (1654 - 1667 годы), возвратом России ранее захваченных у нее земель и переносом границы на юг здесь наступил мир. В начале 20 века через Лежню была проложена же­лезная дорога. Поселок Локня стал крупным насе­ленным пунктом, в котором велась каменная заст­ройка и активно развивалась торговля. После Октябрьской революции 1917 года в России, когда не­мецкие (кайзеровские) войска захватили террито­рию современной Псковщины и заняли город Псков, в Локнянском крае для отпора захватчикам были сформированы партизанские отряды. Парти­занская борьба в этих местах развернулась и в пе­риод немецко-фашистской оккупации района (июль 1941 года - февраль 1944 года), когда шла Великая Отечественная война (1941 - 1945 годы). На сегодняшний день на территории района выявлены 9 памятников культовой архитектуры, 5 из них - действующие церкви: 1. Церковь Спасо-Преображенская XVII-XVIII в.в.- п. Локня. 2. Церковь Николы 1867 г. - д. Голенищево Самолуковской волости 3. Церковь Михайловская середина XVII в. - д. Дуняни Самоулковской волости. 4. Церковь Ахтырская начало XIX в. - д. Иваньково Локнянской волости. 5. Церковь Пятницкая XVII в. - д. Каменка Миритиницкой волости. 6. Церковь Покровская XVIII - д. Медведово Алексеевской волости. 7. Церковь Троицкая XVII в. - д. Миритиницы Миритиницкой волости. 8. Церковь Владимирская начало XIX века - д.Михайлов Погост. 9. Церковь Троицкая начало XIX века - с. Подберезье. На территории района расположен памятник истории - воинский мемориал на месте гибели Героя Советского Союза А.М.Матросова в д. Чернушки. Гостям Локнянского района предлагается следующий маршруты, по которым можно посетить указанные памятники : - п. Локня - д. Старые Липы - д. Михайлов Погост - д. Каменка - д. Миритиницы - д. Рыкайлово - д. Михайлов Погост - п. Локня, протяженность маршрута 78 км, проезд автомобильным транспортом; - п. Локня - д. Юхово - с. Подберезье, протяженность маршрута 40 км, проезд автомобильным транспортом.  Источник: Псковская энциклопедия, под ред. А.И. Лобачева, Псков, 2003 г.   Как менялось лицо поселка  Все, что мы видим вокруг себя в Локне, что любим, чем гордимся, распланировано, отстроено, озеленено в 50-80-х годах прошлого столетия. Редкое исключение составляют несколько жилых домов на улицах Пролетарская, Любы Богомоловой, Александра Евстифеенкова – «привет» из довоенного прошлого, - которые сразу после освобождения поселка использовались для нужд различных организаций: амбулатории, аптеки, почтового отделения, столовой …  Сразу после освобождения  Как вспоминали старожилы поселка, приехавшие в Локню сразу после освобождения, с железной дороги поселок просматривался во всех направлениях. Кое-где виднелись уцелевшие жилые дома, ближе к железной дороге – каменные купеческие лабазы, в одном из них размещались военные автомашины.О том, что фронт еще не ушел далеко, напоминала проходившая военная техника, какие-то части в поселке, зенитки на улице Первомайской на месте старой аптеки. Валялись снаряды, ящики, возвышались березовые кресты немецких могил.К новому 1944-45 учебному году в доме барачного типа за железнодорожными путями открылась Локнянская средняя школа. Здание потом сгорело, и школу перевели в другое помещение, где потом размещался школьный интернат.Для организации восстановительных работ в район была прислана группа коммунистов и комсомольцев. Кроме того, как сообщает очерк «Локня», каждый житель райцентра добровольно взял на себя обязательство отработать на восстановительных работах в поселке не менее 30 часов.О первых днях пребывания в освобожденном райцентре в конце февраля 1944 года первый секретарь райкома партии Федор Михайлович Углов  вспоминал: «На улицах кое-где валялись окоченевшие трупы гитлеровцев, кучи мусора и битого кирпича, тлели подожженные дома… По нашему зову возвратившиеся в поселок жители выходили на очистку улиц, тушение пожаров. Воинское подразделение минеров освободило поселок от взрывоопасных предметов. Затем приступили к восстановительным работам. Возникли трудности, и немалые, но их преодолевали. Общими силами восстановили в поселке столовую, хлебопекарню и баню. Людей надо было накормить и обмыть.В приведенном в порядок здании открыли врачебную амбулаторию, в которой прием больных вели два врача и фельдшер».В Локне заработали промысловые артели «Возрождение», «Деревообделочник», «Передовик», райпищекомбинат, выпускавший кондитерские изделия, варенье, патоку, колбасные изделия, райпромкомбинат и другие предприятия.Была восстановлена почтовая и телефонная связь, радиовещание. Уже к апрелю 1944 года в поселке Локня установлено 53 радиоточки, из них 30 – коллективного слушания.  В первые послевоенные  В 1945 году в райцентре было развернуто значительное строительство. Построены кинотеатр, 100 жилых домов, детский сад. Началось строительство зданий райкома партии, исполкома райсовета, бани, электростанции, паровой мельницы, завода. В составе районного промкомбината созданы столярный, кузнечный, слесарный, бондарный, сапожный цеха и цех по выделке кожи. При комбинате работали кирпичный завод, лесопилка, шерстечесалка.Районная библиотека в этот год насчитывала 2500 читателей. Районный Дом культуры организовал различные кружки и музыкальный оркестр. В 1948 году в поселке открылась музыкальная школа.  Преображение  Начиная с 50-х годов и во все последующие десятилетия поселок кардинально менялся, деревянные здания первых послевоенных лет начали уступать место более современным, выстроенным из кирпича по типовым проектам. «Отправной точкой» для возрождения Локни вновь стала железная дорога и привокзальная площадь. Был выстроен железнодорожный вокзал. Немногим позже центр поселка и отходящие от площади улицы подверглись комплексной застройке по генеральному плану, и приняли вполне городской вид. Жилые дома, райком партии, Дом культуры, гостиница, кинотеатр, больница, детский сад, баня, типография, молокозавод, механический завод…В известной степени «руку» к преображению поселка приложил заслуженный архитектор РФ Петр Семенович Бутенко (1917-1998). Будучи учеником И.В. Жолтовского – одного из основоположников советского классицизма, свои работы он выполнял в стиле так называемого «сталинского ампира» - стиля державного монументализма, который явственно просматривается в застройке центра поселка. В 1948-1958 годах Бутенко руководил авторским коллективом, а затем работал главным архитектором  города Великие Луки. Впоследствии являлся главным архитектором Псковской области и внес большой вклад в разработку градостроительной документации городов и сёл области. Его авторству принадлежат не только известные памятники Клаве Назаровой в городе Острове, «На пепелище» в деревне Красуха, А. С. Пушкину и монумента «Ледовое побоище» на горе Соколиха, но и памятники В.И. Ленину в Пскове, Порхове и поселке городского типа Локне.  Хорошеет и разрастается  Открытием новой средней школы завершился строительный бум 60-х. Но эстафету переняли 70-е, а затем – 80-е годы. Улицы райцентра продолжали преображаться: в 70-80-е годы построен комплекс зданий профтехучилища; ресторан, современные магазины, в том числе универмаг, еще один детский сад, сельхозтехника, детский сад радиозавода и многое другое, не считая многоэтажных жилых домов. Кстати, возведением ведомственного жилья в то время занимались предприятия учреждения поселка: молокозавод, сельхозтехника, леспромхоз и межлесхоз, ЛММС, цех радиозавода, районная больница и т.д.Улицы одевались в асфальт, мостились тротуарами. Скверы, деревья и кустарники, газоны и клумбы довершили неповторимый облик нашего поселка, заметно раздвинувшего свои границы. Динамично развивающаяся и благоустроенная Локня была очень привлекательна для работы и жизни не только местного населения. Многие приезжавшие в поселок по распределению и по личным причинам остались в ней навсегда.В 1959 году в Локне проживало 3421 человек, в последующие годы цифра росла: в 1970-м – 4277 жителей, в 1979-м – 5262, в 1989-м – 6061 человек. И только с наступлением трагических 90-х процесс пошел в обратном направлении, затронув не только численность населения. «Памятники» разрухи и безвременья конца 20 века – руины и пустыри на месте прежних предприятий – и сейчас можно встретить в разных концах поселка.Поэтому отрадно, что после долгих лет трудного выживания Локня стала вновь хорошеть. На смену ветхим домам возводятся новые жилые здания, торговые предприятия, продолжаются работы по благоустройству. Наш поселок давно считается одним из самых красивых, зеленых и уютных в области, и эту позицию мы не хотим уступать. (Источник: газета «Восход», № 33.- 2016г.)

Вход в систему